Продолжение. Полемика вокруг статьи "Атомная бомба и кадило"

Oct 25, 2007 20:25

В предыдущем посте возникла оживленная дискуссия вокруг статьи профессора Свято-Сергиевского Богословского Института в Париже Мишеля Ставру, по следам визита во Францию Его Святейшества, патр. Алексия II. Надо признать, что у части потомков русской эмиграции, критически настроенной к главе Русской Архиепископии КП архиеп. Гавриилу и весьма сочувствующей Московской Патриархии, эта статья вызвала довольно болезненную реакцию, что я сам мог наблюдать на франкоязычном форуме ОЛТР:

http://fr.groups.yahoo.com/group/orthodoxierusseoccident/

Для представления более полной палитры мнений привожу здесь статью-возражение, опубликованную на этом форуме, Георгия фон Розеншильда. Который буквально на днях зарегистрировался в ЖЖ как gueorguy

Я был ошеломлен содержанием речи Мишеля Ставру в его статье в газете «Ля Круа».

Можно было бы надеяться, что дело касается некоего наивного пацифизма, который нередко можно обнаружить среди наших интеллектуалов из-за глубокого неведения шероховатостей «мира сего». Избежим на месте патриарха Московского любых предположений о претензиях профессора, обиженного бесплодным результатом тонкого дипломатического приглашения. Отвергнем идею другой попытки - при случае весьма неумелой - скомпрометировать и дискредитировать власть предстоятеля Русской Церкви.
К несчастью, рассуждения Мишеля Ставру вызывают боязнь еще более плачевного уклонения.

Под формой разоблачения «поразительного альянса между атомной бомбой и кадилом», Мишель Ставру выливает однообразный повтор зол, вменяемых Русской Церкви («Патриарх Московский, не боясь инструментализации Православия, похоже, ищет обретения статуса имперской Церкви, полагая тем самым распространять Евангелие»). Вот он, суд намерений! Без всякого благоволения! Как автор доходит до того, что даже не может осознать простейший жест, который высшая власть русской Церкви должна исполнить В ЭТОМ мире!

Призывая Божие благословение и покровительство преп. Серафима, столь великого святого земли русской и именно апостола мира, на оборудование столь ощутимого назначения и на людей, ответственных за него, как не видеть, что Его Святейшество Алексий II исполняет твердую молитву Русской Церкви о правлении главы государства Российского, чья роль состоит в сохранении целостности его территории и особенно безопасности его народа? Этим пастырским жестом Его Святейшество не призывает ли ходатайство Духа Святого, чтобы сохранить Россию и ее правителя от всякой роковой ошибки?

Некоторые наши парижские интеллектуалы не способны прочувствовать великую радость, которую должен испытывать любой православный, свидетель чудесного Воскресения, преображающего эту огромную православную страну, где более не вздымается железное копье воинствующего атеизма, но где даруется духовная власть, которая призывает благодать Святого Духа и которая ищет водительства в ее миссии православной верой, стремясь получить покровительство величайших святых земли Русской. Мы не знаем, последуют ли государственная власть этим примерам. Стоило бы, может быть, скорее молиться за это, чем пребывать окутанными в сомнениях касательно искренности таковых намерений.

Но, во всяком случае, нет никакого права судить русскую Церковь и особенно ее главу в решимости достигнуть того, чтобы православная вера и благодать Духа Святого просветила власти в их ответственном выполнении и осуществлении их мирских предприятий. Именно здесь важная миссия Церкви в этом мире!

Мишель Ставру начинает свои рассуждения с упоминания о мученичестве русского народа в то время, когда страна была подчинена игу агрессивного атеизма, который также порабощал мощь армии воинственным замыслам. Но можно было бы также догадаться напомнить об ином мученичестве русского народа, «мультиэтнического». Оно заключалось в полном обрушении его моральных устоев. Благодаря надежде, которую освобожденная Русская Православная Церковь (к несчастью, временно) вселила в его душу, а также беспримерному патриотическому порыву, русский народ проведет решающую битву во Второй мировой войне с неизмеримыми человеческими жертвами.

Власть, опекающая Институт, в котором профессор Ставру осуществляет свое мастерство, - Русская Архиепископия Константинопольского Патриархата в Западной Европе - организует делегацию, отправляющуюся в скором времени в лагерь Равенсбрюк. У меня нет ни малейших сомнений, что на том месте будет вознесена молитва для напоминания о том, что мученичество и мужество русского народа не было напрасным для прекращения того кошмара, разразившегося в одном из тех мест, куда направляется в ближайшее время эта делегация.

Поскольку мы упомянули Архиепископию русских церквей в Западной Европе, стоило бы напомнить, что ее кафедра - в соборе, посвященном св. Александру Невскому, которого Святой Дух вел на защиту своего народа. Наконец, надо напомнить Мишелю Ставру, что Православный Богословский Институт, преподавателем которого он является, посвящен преп. Сергию Радонежскому, одному из наиболее почитаемых русских святых (даже во время советской власти, очередь на поклонение его честным мощам была, конечно, крепче и непрерывней, чем та, более заметная и языческая, что в центре Москвы), чьим наиболее знаменательным жестом было благословение вел. Князя Дмитрия Донского на победоносное Куликовское сражение в 1380 г. для освобождения русского народа от ига.
Подавая свое благословение людям и орудиям, предназначенным для защиты родной страны, Его Святейшество Алексий II, Патриарх Московский и Всея Руси, водим тем же Духом, что и те два великих святых, которым посвящены наиболее значимые места в Архиепископии Русских Церквей.

Поэтому удивительно, что те, кто «питается духовной и богословской традицией» Русской Церкви, не взывают к духовному авторитету ее неоспоримой главы, Его Святейшеству Алексию II, и не следуют примеру митрополита Евлогия. Основатель этой Архиепископии пережил во плоти своей то мученичество, о котором было здесь напомнено. Он был настолько просветлен Духом, что желал оставить в наследство православному народу, вверенному ему, путь, которому надо следовать.

Тем более жаль, что те, кто говорят о себе, что «питаются духовной и богословской традицией» Русской Церкви, заблуждаются в невразумительных подозрениях и невообразимых аргументациях, от которых, однако, их богословское образование должно было бы предохранить. Они приходят к непониманию, что роль Церкви в ЭТОМ мире именно в ходатайственной молитве Святому Духу о наставлении властей нашей страны на защиту и тел, и душ ее жителей.

Да простит мне Мишель Ставру мои выкладки! Но именно потому, что я с глубоким почтением отношусь ко всей его семье, я был особенно ранен его обвинениями. Но, разумеется, я призываю его лучше познать духовную власть Его Святейшества Алексия II, проявить больше благоволения и лучше оценить необычайную ревность, которую весь народ ему посвящает - патриарх мог это прочувствовать совсем недавно в Париже - чтобы убедиться, что его подозрения безосновательны. Тогда он убедится, что остается единственный реальный путь для Богословского Института в Париже - сблизиться снова с Русской Церковью и получить взамен от нее свет веры, прожитой в опыте мученичества.

Георгий,
Верующий «православный русской традиции», тронутый благословением, полученным от Его Святейшества во время его визита в Париж, гордящийся служением своей стране Франции.
(перевод с французского)

переводы

Previous post Next post
Up