Изучение языка: 5 поводов для расстройства родителей

May 28, 2014 12:27

Оригинал взят у 2lingual в 5 поводов для расстройства родителей
Ничего серьезного не пишется, поэтому будет просто наболевшее-)
Тем более на этой неделе у меня была последняя консультация перед каникулами (12-я за 12 весенних недель), я листаю свои конспекты и понимаю, что беспокоит нас одно и то же.

1. Три шага вперед, два назад

Изучение языка - процесс не линейный. Время от времени интерес естественным образом идет на спад, потом опять проявляется, достигает пика и снова идет на спад. То же самое касается и памяти, и уверенности в своих способностях, и развития речи, и усвоения грамматики с орфографией.

Что делать?
Оценивать не минутные результаты, а дистанцию, пройденную за полгода-год. Оценивать результаты в принципе, потому что многие об этом забывают, и им кажется, что ребенок стоит на месте. На консультациях у нас это обязательный пункт программы: мониторинг. Как оценивать прогресс, что оценивать, по каким критериям и как часто.

2. Концентрируемся на одном - уходит другое

Сосредоточились на орфографии, и ребенок неожиданно начинает спотыкаться на каждом слове во время чтения. Сосредоточились на технике чтения - улетучилась вся выученная орфография. Пока занимались креативным письмом, куда-то ушли с таким трудом выстроенные красивые разговорные фразы, занялись речью - и где наше креативное письмо?

Что делать?
Успеть все и одновременно невозможно. Стараясь соблюдать баланс, мы работаем со всем сразу и по чуть-чуть, время от времени занимаясь какой-то темой интенсивно. Почти ничего не исчезает полностью и окончательно, а временно забытое быстро наверстывается после повторения и уже не забывается - частично, но 100%-х результатов не бывает даже в кино.



3. Долгое ожидание результата

Кажется, что ничего не происходит. Потом опять не происходит. А потом резкий скачок, заметный невооруженным взглядом прогресс, следом опять остановка.

Что делать?
Если это ваш случай, то совет у меня один:



Не паниковать. Количество переходит в качество, и для того, чтобы прогресс стал бросаться в глаза, это количество должно достигнуть определенной отметки. По пути остается отмечать маленькие успехи, замечать какие-то объективные проблемы, которые тормозят процесс, и вовремя их устранять.

4. Нечёткие ориентиры

На что ориентироваться? На сына знакомых, на детей-монолингвов и неадаптированные стандарты для русской школы? Как понять, каков наш уровень и насколько мы остаем от идеала?

Что делать?
Многое зависит от того, с чего вы начали. Если русский у вас - язык общения, вы развиваете его с рождения, то логичнее какое-то время ориентироваться на стандарты для монолингвов, позволяя себе некоторое отставание. «Какое-то время» - потому что рано или поздно монолингвы уйдут в такие языковые дебри, которые покажутся вам ненужными и необязательными.
Если русский начали учить довольно поздно, то можно попробовать ориентироваться на тесты РКИ для детей. «Можно попробовать» - потому что тесты могут не соответствовать вашим критериям хорошего владения языком.
И тогда встает главный вопрос - какие они, ваши критерии? Какие 5 условий должны быть реализованы, чтобы вы сказали - «да, это настоящий билингвизм, отличное владение обоими языками»? Определите эти 5 пунктов, и тогда все стандарты окажутся на втором месте.



5. ... и ведь в конце концов никто не оценит.

Потому что «ну это же естественно, что твой ребенок разговаривает по-русски, ты же русская. Билингвы усваивают язык родителей автоматически».

семья, русский, допобразование

Previous post Next post
Up