В журнале "Знание - сила" была статья психолога М. Жамкочьян, в которой она поднимает тему школы, как института призрения и доказывает, что обучение - побочная функция школы. В соцопросах все три стороны (школа/государство, родители, ученики) показали себя именно так.
З-С 1992-04 стр. 2-10. М. Жамкочьян Чего мы хотим от школы на самом деле?
Итак, кратко рассуждения социологов сводится к следующему: во-первых, образование удлиняется не столько потому, что обществу требуются более образованные люди, сколько потому, что общество не заинтересовано в притоке огромного количества молодежи на производство. Сейчас и у нас это становится очевидно: на страницы газет и журналов выплескиваются данные о безработице среди молодежи, а с другой стороны - об острой нехватке неквалифицированной рабочей силы, работающей в таких условиях, на которые выпускник со средним образованием не пойдет.
Во-вторых, получается, что школа служит обществу не только как институт социализации ребенка (подготовки к жизни), но и как институт призрения, то есть держит, призревает, присматривает за ним, пока не приходит время передать его в ПТУ, институт или армию. Кстати, сравнительно не так давно в армию стали брать юношей на год младше, чтобы убрать зазор между школой и армией. Этот факт хорошо вписывается в предлагаемую гипотезу.
Ну, и ещё одно подтверждение: все помнят, что в школе было сначала 10 классов, потом 11, 12...