Закрытый гештальт с котами ордена Картезианцев

Feb 18, 2020 23:16

Несколько лет назад у меня в блоге возник спор на тему, разводили ли в картезианских монастырях кошек для употребления в пищу, коль скоро существует даже порода кошек Картезианская или Шартрез.
Мой оппонент утверждал, что читал о подобном в уважаемом журнале. Википедия до сих пор держит  картезианских котов для меха и для приготовления мясного рагу Удивительно,  но Википедия изменила свое мнение и постаралась подтереть инфу о рагу из котов)))
Жизнь подкинула возможность разобраться в кулинарных пристрастиях монахов-картезианцев и реабилитировать их в глазах любитей кошек.




Два года назад мне пришлось совершить длительную поездку вместе с монсиньором Иньяцио Скинелла, который оказался большим знатоком ордена картезианцев.

Он родился в Калабрии близи одного из самых старых картезианских монастырей Certosa Serra San Bruno , в котором умер основатель ордена Бруно Кельнский.

Большинство своих отпусков  монсиньор Скинелла провел в этой действующей и поныне обители, поэтому отлично был знаком со стилем питания монахов-картезианцев, которые, согласно устава ордена, всегда были вегетарианцами.

Поэтому на мой вопрос о рагу из котов монсиньор Скинелла лишь звонко рассмеялся)))

К сожалению, буквально через месяц после нашей совместной поездки монсиньр Скинелла погиб, а его пояснения оказались полезными для написания этого поста.

Информацию об особенностях  жизни монахов ордена Картезианцев я сопровождаю фотографиями, сделанными прошлым летом в южноитальянском картезианском монастыре Падульская обитель (Сertosa di Padula). Сейчас этот не действующий монастырь входит в список мирового наследства ЮНЕСКО.




Любая открытая информация об ордене картезианцев гласит, что это самый закрытый религиозный католический орден.

Закрытость ордена  заключается и в тех практических целях,  кроме чисто религиозных, которые преследовались при  создании  монастырей ордена.

Обители служили для сохранения вторых сыновей знатных семей на случай гибели первого сына- наследника семейного состояния.

Так называемое право майората существовало в Западной Европе почти до конца ХIХ века. С ликвидацией  права были закрыты и большинство  картезианских монастырей.

Иметь в семье лицо духовного звания  было делом очень важным, судя по тому, что католическая церковь обладала реальной властью.

Наглядным примером может служить семья Медичи, к которой принадлежали аж два римских папы.

В музее Падульской обители я сфотографировала карту распространения орденских структур. Эта карта может служить прекрасной топографической картой для тех, кто интересуется вопросами формирования европейской аристократии.




Описание великолепных архитектурных особенностей  Падульской обители и его  произведений искусства я оставляю более сведущим людям. Например, страстному исследователю итальянского зодчества sibeaster который подробно описал Падульскую обитель здесь с продолжением.

Монастырь сложно отнести к бедным.  Главный двор  площадью более 12 тыс м. кв был  предназначен для прогулок только 45 затворников, на каждого из которых работало 5 человек.




Жизнь монахов картезианских обителей сочетала в себе затворничество и общинность Монахи жили под девизом "быть вместе в одиночестве", практически не разговаривая друг с другом. Не случайно эти обители сравнивают с царствиями безмолвия.

Из  орденских принципов и практических задач вытекали особенности строения картезианских монастырей:  максимальное обособление затворников от внешнего мира и удаленность друг от друга.

Если приглядеться к фотографиям сверху и снизу, то можно увидеть, что во двор выходят двери  с расположенным рядом окошками. Особенно стоит обратить внимание на расстояние между дверьми: это величина монашеских келий.




Кельи по своим размерам и строению больше напоминают небольшие дома.

Те, кто видел  кельи в монастырях других орденов и не знают предназначения картезианских обителей, неожиданно удивляются подобному факту.




У каждой кельи есть собственная прогулочная галерея, выходящая во внутренний  дворик.




Кельи имееют 2 этажа. На нижнем этаже расположена мастерская для занятий физическим трудом и дровяной склад, а на втором этаже жилые помещения.

Подробная схема  строения кельи, а также остальные  сведения об ордине приведены здесь




Обустройство дворика зависило от вкусов жильца кельи. Монах мог выращивать овощи, лекарственные растения,  т. д.

К подоконнику окна, из которого сделана  фотография ниже, прикреплен стол для приема пищи.  В ящиках стола лежали скатерть, салфетки, приборы, соль, масло, уксус.

Прием пищи  был единственный! С половины сентября до Пасхи монахи могли еще получать вечером горячий напиток с кусочком хлеба.

Это  правило у картезианских монахов не изменилoсь по сей день.

Монсиньор Скинелла утверждал, что ему хватало 2 недель подобного режима питания в обители, чтобы привести в чувство  организм после гурманских излишеств.




Пока монахи служили полуденную службу,  кто-то из монахов или работников обители разносил пищу по кельям.

Точное расписание приема пищи- самое первое правило общей для всех  монахов гастрономической культуры, которую 15 веков назад внедрил святой Бенедикт Нурсийский.

Обед оставлялся в специальном деревянном ящичке  в оконной нише рядом с дверью. Ниша имела 2 дверцы, чтобы исключить какой -либо контакт монаха с разносчиком еды.  Если монаху что-то было нужно  из книг, оборудования и т д, он оставлял записку в той же нише.

Еда всегда очень простая и хорошо приготовленная.  Обычно первое блюдо в виде густой похлебки, второе из яиц или рыбы с гарниром из тушеных овощей, для завершения  кусок сыра, фрукт, а иногда что- то из сладкого.

В пятницу или накануне праздников монахи ели только хлеб с водой.

Не смотря на суровость орденских правил, среди них не значится полный отказ от пищи.




В воскресенье и в  праздничные дни монахи  объединялись на общую молитву.




Затем переходили в в трапезную. Помещение трапезной было оборудовано с учетом возможности принимать важных гостей.

Покрытые белыми льняными скатертями узкие столы раставлялись на деревянных настилах так, чтобы был виден богато инкрустированный пол.

Во время обеда, который проходил в безмолвии, один из присутствующих c кафедры на стене читал религиозные тексты.

Разглядывая кафедру, обратите внимание на пустые простенки. Здесь были картины, которые однажды приглянулись наполеоновским оккупантам.(((




Праздничный обед, особенно с гостями, мог быть изысканее, чем обычный, но не обильнее   т. к . в монашеской гастрономической культуре привествуется умеренность в пище.

Все те же два горячих блюда, овощи, фрукты, сыр и... килограмм хлеба на человека.  На репродукции фрески отлично заметны лежащие на индивидуальных салфетках  хлебные формы, очень похожие по виду на хлеб Матеры

Пили ли монахи вино? На приведенной репродукции не видно стаканов, а есть лишь одна перевернутая чаша, которая могла служить сразу нескольким застольникам. Для вытирания краев чаши и предназначались салфетки.  С этой целью они  появились именно у монахов, заменив собой рукава одежды.

Что касаемо вина, то к употреблению вина применялось все то же правило умеренности.




Переходя в трапезную, монахи поминали умерших братьев, похороненных во дворике между трапезной и кухней, вход в которую виден на фото.

В этой связи законно всплывает вопрос, какова была продолжительность жизни монахов в картезианских монастырях?

Оказывается, средняя продолжительность жизни монахов была 55 лет.  На конец 19 века это совсем неплохо. Наоборот, исследователи хором поют дифирамбы вегетарианскому образу питания картезианских монахов)))

Чем конкретно питались монахи, можно понять, заглянув в монастырскую кухню.




Кухня монастыря была полностью переоборудована и благоустроена в 16 веке.  Дух захватывает от ее красоты и объема.

Вот уж где точно могли развернуться кулинары! Недаром монастырские кухни были в авангарде кулинарного прогресса.




Обратите внимание не на фрески, хотя иметь перед глазами подобную красоту, когда чистишь овощи...)))

Нет, на керамическую плитку и на высоту покрытия ею стен. Это же санитарные нормы мест общественного питания!

Этот угол был предназначен для обработки и готовки овощей.




Под вытяжным шатром находится кухонное оборудование, которое могло дымить и вонять.

Центральная плита с жаровнями и фритюрницами. В центре бойлер для горячей воды.

Сзади духовка и конфорка для жарки на сковородках.

Сбоку плиты для медленного тушения.




В противоположном от овощного угла находится место, где занимались рыбой:

-  мраморный стол со стоком для разделки рыбы,




- ванны для обработки моллюсков.




Рыба  занимала доминирующее положение в качестве источника белков.  Рыба играла еще и важную символическую роль: белая рыба  обозначала  чистоту. С мясом у монахов этого ордена былы связаны "тяжелые" представления.

Монахи предпочитали речную рыбу, даже находясь недалеко от моря, как в случае Падульской обители. На территории монастыря есть два оборудованных водоема для запаса живой рыбы.

Монахи были экспертами в заготовке мяса тунцов и соления анчоусов.

В монастырских книгах записаны многочисленные рецепты  отварной и жареной рыбы, запеканок из рыбы, пирогов, закусок, есть даже рыбные колбаски)))

На небольшом стенде выставлены находки, которые были сделаны во время реставрационных работ в кухне. Среди них были следы продуктов, использовавшихся в приготовлении пищи.




Многочисленные створки устриц...

Сразу приходит на ум черная икра. Выдавалась ли она больным?




Про черную икру история умалчивает, а вот черепаховый суп больным был положен.

Как же так?! А  вегетарианские принципы?! К несчастью для черепах, они тогда проходили по разряду водных существ, раз могли плавать. Кто ж разбирался, что существуют сухопутные черепахи...

Про фритюр из лягушечьих лапок можно даже и не...  квакать.  Раз водные существа, значит, рыбы!

Некоторые источники цитируют выдр.Обглоданные косточки этих животных легко могли быть приняты за кошачьи. Чем не повод для возникновения легенды, кто картезианские монахи баловались кошачьим рагу?!




Кроме рыбы белковыми продуктами были яйца и сыры.

В истории Падульской обители существует факт посещения ее испанским королем Карлом V в 1535 году.  Монастырь смог предложить ему и его  военной свите завтрак из яичницы, приготoвленной из 1000 яиц ,т к мяса в обители не водилось.

Посудомойка  рядом с кухней.




Кухня, которую мы только что видели, обслуживала исключительно монахов и редких гостей,  приглашенных в трапезную. Можно понять сей факт, если вспомнить, что использование отравы в среде европейской знати было делом обычным.

Для паломников,  внезапных гостей, проезжих и просто нуждающихся работала другая кухня, которая находилась в левом гостевом крыле.

Бесплатно кормили  только один день. Если кому-то  нравилась гостеприимная атмосфера монастыря и он решал остаться, на второй день халява превращалась в трудодень)))




Работать предлагали в мастерской по переработке лекарственных трав и производства настоек и ликеров. Шартез- известная ликерная марка одноименного картезианского монастыря.




В винных погребах, в которых вино производили и на продажу.




В  многочисленных  зерновых амбарах, сырных погребах, продовольственных складах,  литейных  мастерских, если не считать еще полей, огородов, садов, лесов и т д

На фото ниже видна часть производственных построеk, связанных с хранением зерна, помола муки и выпечки хлеба.




Исследуя планировку монастыря, я не нашла  помещений для содержания крупных животных,  т. к. мясо не использовалось, а молоко в монастырь поставляли крестьяне.

Мой пост начался с вопроса, разводили ли монахи кошек для рагу?

Десяток кошек свободно могли жить в амбарах, ловя мышей, но разводить большое количество плотоядных животных без мясного источника для их питания невозможно.

Поэтому считаю  легенду с котами Картезианского ордена не имеющей под собой достоверного основания.  Любители котов- шартрезов могут быть спокойны насчет их гастрономической ценности в тайных страничках истории религиозного ордена.


путешествия, Италия, животные, итальянская культура, Чиленто, кошки

Previous post Next post
Up