Отпуск в Берлине. Здесь что-то большее, чем просто селёдка.

Nov 16, 2023 20:38

 
У Берлинской картинной галереи и секонд-хенда с говорящим названием "Сарай для мусора" (Trödelscheune) в деревне Клостерфельде под Берлином много общего. Во-первых, они полны сокровищ. В секонд-хэнде я разжился советским бумажным рублем 1961-го года, набором открыток видов Ленинграда 70-х годов и настоящей, новой, еще упакованной Загорской матрешкой, сделанной в Советском Союзе в 80-х годах! Лена хотела купить такую в России для своей подруги, но красивой не нашла. В галерее я хотел посмотреть на картины Рембрандта - я насчитал 24 работы, но там неожиданно оказалось много и других голландцев и фламандцев - Ян Стейн, Франц Халс, Габриэль Метсу, виды Наймегена, Арнема, Амстердама, картина рожденного в Бреде Питера Брейгеля старшего, на которой отображено как минимум 119 пословиц (некоторые из них встречаются в этом рассказе). Если музейный аудиогид не бреет дурака без мыла, то в 17-м веке - золотом веке голландской живописи - в Нижних Землях было создано около 5 миллионов картин! Чтоб всем музеям потом хватило. Во-вторых, и там и там висит шедевр Вермеера "Бокал вина". "Это оригинал?" - спросил я у хозяйки "Сарая". Двумя днями ранее я видел точно такую же картину в галерее. "За 25 евро - конечно, оригинал," - ответила она мне в тон. На заднем дворе типичного немецкого дома, в огромном действительно сарае, в котором находится секонд-хенд, можно было найти Янтарную комнату, если покопаться - я бы этому не удивился. Там точно еще никто не искал.

После двух активных недель в России неделю в Берлине я тоже не собирался носить свет корзинами и пялить глаза на аиста. Нужно был вертеть мир на большом пальце, пока есть возможность. Но в немецкой столице вся организация досуга лежит на Ире, мне остается только подчиняться - здесь мы с ней вдвоём ходим в один сортир. Она достает билет на футбол - и я безропотно иду на домашний матч команды Унион Берлин, первый тур Бундеслиги. К друзьям - так к друзьям, на экскурсию на кирпичный завод - это мне тоже интересно, на пляж загорать и читать - не смею отказаться. А если остается пара свободных дней по интересам - то я еду на велосипеде в картинную галерею и секонд-хенд. Час езды в одну сторону меня не смущает. Возвращаясь из последнего под дождем, спеша к ужину, я решил заглянуть во встретившийся по дороге деревенский "уже не сарай, но еще и не магазин" антикварных вещей. Просто взглянуть одним глазком. И в самом дальнем углу, на запыленной мебели я разглядел металлическую пластину с рисунком для офортной печати в картонном паспарту. Как с таких пластин делают оттиски, я впервые с удивлением увидел в доме-музее Рембрандта. После этого у себя дома я обнаружил оттиск с офорта голландского художника Maarten Langbroek с изображеним клиппера Cutty Sark, который до этого считал карандашным рисунком (да, я разобрал авторскую подпись под ним). И вот теперь наткнулся на то, что бессознательно искал все это время - я хотел иметь такую пластину. Хозяин магазина просил за нее 50 евро, сказал, что это работа какого-то Гофмана начала прошлого века, 1910-1920-е года. Но карточкой оплатить было нельзя, налички у меня с собой не было, ближайший банкомат находился в соседней деревне за пять километров, магазин закрывался через полчаса, а на следующий день утром мы уезжали. В общем, страх заставил старушку побегать. Деньги я привез вовремя, опоздал на ужин, мой телефон разрядился, никто не знал где я застрял и что со мной случилось. Но радость моя росла из окна.

И теперь начинается моя самая любимая часть рассказа. Сюжет на пластине - обнаженный юноша с лошадьми на фоне холмов и озера с маленьким парусником - очень напоминал работы немецкого художника и графика Людвига фон Гофмана, жившего как раз в то время. Но его авторство пока ничем не подтверждается, хотя это и не так важно. Получить оттиск с пластины в домашних условиях все равно что вешать колокольчик на кота: пытаться использовать скалку вместо пресса мог только идиот, хотя сначала идея мне показалась неплохой. В конце сентября я поехал с женщинами из украинского детского дома в дом-музей Рембрандта. Демонстрацию печати в технике офорта проводил молодой человек, он с энтузиазмом рассказывал и показывал весь процесс - как в нагретую пластину втирают краску, как очищают ее марлей для печати. Когда он из-под пресса достал офорт с печатной пластины Рембрандта и перевернул его рисунком вверх, у всех вырвался возглас удивления - вау! Это действительно момент маленького волшебства. После этого я подошел к нему и попросил сделать оттиск с моей пластины. Я рассказал ему всю предисторию, и он с воодушевлением и заметным волнением - а как я волновался! - осмотрел пластину, нагрел ее, втёр краску в бороздки рисунка, тщательно убрал лишнее марлей. Мы перешли к цилиндрическому прессу. И хоть это не была демонстрация печати офорта Рембрандта, в комнату набилось много посетителей музея, они собрались вокруг нас. Мне доверили проворачивать пресс - за рукоятки, как штурвал у парусника в шторм, так же туго. Молодой человек откинул защитное покрывало, поддел лист бумаги с пластины, перевернул его - и в комнате прозвучало "вау"! Рисунок отлично отпечатался, обнаженный юноша с лошадьми на фоне холмов и озера с маленьким парусником теперь был в зеркальном отображении. О таких моментах говорят - я был богаче короля. Жаль, у Брейгеля на картине эта пословица не отображена.

Пластина и оттиск с нее.




Голландские пословицы с картины Питера Брейгеля старшего в порядке их использования в тексте и их значение:
Здесь что-то большее, чем просто селёдка. -  Тут что-то большее, чем видно на первый взгляд. (Daar steekt meer in dan een enkele panharing.)
Брить дурака без мыла. - Дурить кого-либо. (Ergens de gek mee scheren.)
Носить воздух (пар, свет) корзинами. -  Тратить время попусту. (De dag met manden uitdragen.)
Пялить глаза на аиста. - Тратить время попусту. (De ooievaar nakijken.)
Вертеть мир на большом пальце. -  Пользоваться всеми преимуществами. (Hij laat de wereld op zijn duim draaien.)
Вдвоём ходят в один сортир. -  Находятся в полном согласии. (Uit hetzelfde gat schijten.)
Страх заставил старушку побегать. -  Неожиданность может пробудить в человеке новые качества (данная пословица использовалась не в переносном, а в прямом смысле). (Nood doet zelfs oude vrouwen rennen.)
Растёт из окна. -  Невозможно скрыть. (Dat groeit uit het raam.)
Вешать колокольчик на кота. -  Задумывать заведомо обречённое на неудачу дело. (De kat de bel aanbinden.)
Быть богаче короля. - Счастью не было предела. (De koning te rijk zijn.)
И еще парочка хороших пословиц, которые не пригодились:
Не инжир из коня валится. - Не обманывайся внешним видом. (Paardenkeutels zijn geen vijgen.)
Поедающий огонь - испражняется искрами. - Не стоит удивляться исходу опасной затеи. (Wie vuur eet schijt vonken.)


Работник музея наносит краску на мою пластину.




И втирает ее специальным валиком.




Справа - оттиск с пластины Рембрандта.




Украинские женщины, которые со мной разделили этот волшебный момент.




И этот момент тоже разделили)))




На домашний матч команды Унион Берлин просто так не попасть - билеты распределяют между членами фан-клуба, а их 50 тысяч. Там три трибуны только со стоячими местами на 18 тысяч человек, чтоб больше людей поместилось, и только одна трибуна со стульями. Один пожилой фанат решил в жару остаться дома, и через третьи руки его билет достался мне. А футболку я для Яши купил.




Команда работяг из Восточного Берлина, проводит лишь третий сезон в Бундеслиге, а уже играет в Лиге Чемпионов.




Болеют здесь неистово, соперники боятся сюда приезжать. Бавария оба матча тут проиграла.




И запрета на курение нет. Курят тут тоже неистово.










После игры никто со стадиона не уходит, команда подходит ко всем трибунам, и там такое начинается... Смотреть на видео.




Фрагменты до матча, во время и после. Атмосмфера фантастическая.

image Click to view



Под Берлином появился голландский парк развлечений "Holland Park". Там и мельница, и тюльпаны, и королевская чета. И вот - оранжевые лейки.




Он больше рассчитан на маленьких детей. Но с этих горок Яша с Леной катались.




В Берлинской картинной галерее довольно безлюдно. Я провел там целый день. Покажу только немного из того, что увидел.







Картины Рембрандта.




Его автопортреты.




Его вторая большая любовь - Хендрикье Стоффелс (вероятно).




Osias Beert из Антверпена, натюрморт с вишней и земляникой, 1608-й год. Какие бокалы с напитками разных цветов!




Gonzales Coques, тоже из Антверпена, прозванный "маленький ван Дейк" в честь Антона ван Дейка. Фрагмент платья с портрета супругов в натуральную величину фотографического качества.










Франс Халс, "Ведьма из Харлема" (Malle Babbe), пьяная, как сова (это тоже поговорка).




Johannes Beerstraten, зимний Амстердам.




Светильник в музейном магазине. Справа лежит его маленькая копия, в сложенном виде.




Картина Питера Брейгеля старшего с пословицами. Привет ему из Бреды.




Wouter Pietrsz Crabeth de jongste из Гауды, картина "Мошенник". И такое было в старину.




Это Ян Стейн, тоже карточная игра. Про него у меня лежит книга, буду знакомиться с его творчеством.




Вермеер, "Бокал вина". После выставки Вермеера в Амстердаме встречаешь его картины как старых друзей.




"Бокал вина" в "Сарае для мусора".




Загорская матрешка.




Набор открыток и бумажка из матрешки.




На концерте Елизаветы Сусловой, про который я недавно рассказывал. Встретил землячку в деревне под Берлином.

image Click to view






С Ириным отцом и его женой мы провели день на кирпичном заводе, теперь это музей.




Дети лепили кирпичи вручную, только испачкались.




Печь для обжига кирпича. За недельный цикл в ней сушили, обжигали и остывали 300 тысяч кирпичей! И каждый кирпич несколько раз поднимали и опускали вручную - при производстве, для обжига, при погрузке, вагонетки использовались только для транспортировки с места на место. Попав на кирпичный завод, осознаешь масштабы усилий, которые человек прикладывал, чтобы построить то, что вокруг нас.




Наконец, я увидел машину, которая делает дырки в кирпичах и заменяет двадцать человек с длинным средним пальцем.







Внутри печи. Здесь складывали кирпичи, потом стены замуровывали, разводили огонь до определенной температуры, поддерживали ее некотрое время и потом кирпичи остывали.




Со светящимся кирпичом можно прогуляться по печи.




В кирпичной семье не без уродцев.




Всё, рассказы про отпуск закончились, путешественники из Бреды возвращаются домой.







Кругосветное путешествие вокруг рулона с соломой.




Германия, урок голландского, искусство, музей, отпуск, офорт, футбол, Берлин, Рембрандт

Previous post Next post
Up