Одна из самых популярных песен группы U2 начинается словами "Я забирался на высочайшие горы, я бегал по полям, только чтобы быть с тобой.. Но я все еще не нашел то, что искал..." Как стало понятно из его книги "Surrender", Боно никуда не забирался и не бегал по полям, что немного подорвало мою веру к правдивости текстов этого музыкального коллектива. Но метафорически эти строчки описывают мой путь на крупнейшую выставку картин Йоханнеса Вермеера в Амстердаме. Дождаться, пока все билеты будут распроданы, и потом в панике покупать билеты с рук на любой день до первого апреля, пока "Девушку с жемчужной сережкой" не увезут обратно в Мауритсхаюс в Гааге - какой же Вермеер без "Девушки"!? Ехать в Амстердам на мотоцикле в снегопад, а возвращаться в ливень. Когда я писал пару недель назад, что если жене нужна машина, то я поеду (на работу) на мотоцикле хоть в дождь, хоть в снег, я и не предполагал, как в марте (!) неметафорически сбудется этот прогноз. Из экипировки сражение со стихией не выдержали только холодо- и водонепроницаемые перчатки - промокли и замерзли насквозь. Но в отличии от Боно, я нашел то, что искал. Во-впервых, в Государственном музее Амстердама обнаружилась стена от замка в Бреде, которую в 1885-м году под шумок разобрали и перевезли в столицу - за ней устроили временный гардероб для посетителей выставки. То-то мне в Бреде все время чего-то не хватало! А во-вторых, окунувшись недавно в мир живописи и познакомившись с Вермеером, я нашел своего любимого художника. Ведь чтобы любить одного, не обязательно всех знать, правда? В последнее время я столько про Вермеера читал и смотрел, что он мне стал как родной. И вот я встретился с его картинами вживую, мы провели вместе целый вечер и не хотели расставаться, а пришлось. "Зачем мне эти ваши де хохи и ван гоги, я не хочу знакомиться с другими художниками, у меня уже есть любимый," - говорил я себе в музейном магазине, но книгу про Рембрандта всё равно купил, так, для расширения кругозора.
Выставка готовилась с 2017-го года, когда стало известно о планах по реновации здания с частной коллекцией Фрика в Нью-Йорке. По завещанию основателя коллекции Генри Фрика, музей не одалживает свои картины, а в его собрании находятся три Вермеера, которые раньше никогда не покидали его стен - "Хозяйка и служанка", "Прерванный урок музыки" и "Офицер и смеющаяся девушка". Но на время ремонта музей согласился их одолжить. За годы переговоров передать на выставку свои картины Вермеера согласились музеи из Берлина, Дрездена и Франкфурта на Майне, Лондона, Дублина и Эдинбурга, Вашингтона и Нью-Йорка, Лувр прислал "Кружевницу" и не прислал "Астронома". Из Японии прилетела приписываемая некоторыми специалистами Вермееру "Святая Пракседа". Транспортировка картин осуществлялась в условиях глубочайшей секретности, неизвестно даже, как прилетели "Аллегория веры" и "Женщина с лютней" из Метрополитен-музея в Нью-Йорке - отдельно или вместе. Украденный из Бостона в 1990-м году "Концерт" до сих пор не найден. Несколько картин, таких как, например, "Аллегория живописи" из Вены или "Гитаристка" из Лондона, нельзя перевозить, не позволяет их состояние, ведь им уже больше 350 лет. Хотя современные транспортировочные ящики снабжены компенсаторами любой вибрации, которых 10 лет назад еще не существовало. Вместе с тремя картинами из Мауритсхаюса в Гааге и четырьмя собственными в музее Амстердама собралась уникальная коллекция из 28 экземпляров. Я ждал этого дня, как ребенок ждет Дня рождения. Хотелось просто увидеть всё своими глазами, разделить то чувство восхищения, которым делятся о картинах Вермеера разбирающиеся в искусстве люди. Не рисуя самому, трудно понять проблемы, с которыми сталкиваются художники, и решениями этих проблем, которыми владеют мастера. Мне трудно сказать, почему "Вид Делфта" Вермеера висит в музее, а "Вид Бреды", купленный на блошином рынке - у меня в комнате))) Моя картина мне даже больше нравится)))
С продажей лишнего билета вышло прикольно. Я ведь два купил, не от жадности, а на всякий случай, но не нашел такой же охочей до искусства души поблизости, решил его продать. На объявление откликнулась женщина с интернациональным именем Анна, которая изъяснялась на хорошем голландском языке, я аж свои сообщения в переводчике перепроверял, чтобы русского шпиона не попалили на простой ошибке. Мы уже договорились о встрече перед музеем, но за два дня до нее женщина не смогла найти сиделку для своих детей, там случился какой-то форс-мажор. Она ужасно расстроилась, извинялась, хотела даже мне деньги за билет заплатить. Мы уже попрощались, но я не выдержал, спросил - откуда она родом. В ее речи проскакивали иногда слова и обороты, не характерные для коренной голландки. Оказалось, что Анна приехала из.... Волгограда 4 года назад! Тут мы с радостью перешли на русский! На выставку она попала через два дня после меня, по другому билету, а всего пойдет три раза!!! А я продал билет такому же мужчине в самом расцвете сил, у кого жена работает, дети учатся, и поэтому он пришел на выставку сам с собой. Как и я.
Сначала меня поразил у Вермеера его огромный "Вид на Делфт". Такого исключительного качества работа, словно смотришь через окно на настоящий город. Маленькие репродукции в книгах выглядят жалко и только подверждают, что размер имеет значение и для картины. Хотя там были и три работы размером с открытку, со сторонами по 20 сантиметров. Первое встреча с оригиналами картин, про которые ты много читал и рассматривал их в деталях в книге, происходит как-то обыденно - стоишь в толпе, ждешь, пока подойдет твоя очередь, смотришь издали на всю картину и на людей вокруг. Там был парень с прической под картинную раму, один мужик рассматривал картины в бинокль, вечером, когда стало поспокойнее, привезли даже мужчину на каталке из машины скорой помощи, видимо, неходячий поклонник. Второй раз подходишь к ним уже как к хорошим знакомым, рассматриваешь известные детали. Вот ковры лежат на столах, потому что они были слишком дорогие, чтобы по ним ходить. А полы в черно-белую клетку, художник, скорее всего, пририсовал для перспективы - такие полы были только в самых богатых домах. Оставшись один на один с "Девушкой с жемчужной сережкой" - а около шести вечера людей на выставке почти не было - смущаешься, как на свидании. Говорят, выщипывать брови было в то время модно, а вот идеально гладкая кожа, не посеченная оспой, не встречалась. Поэтому, "Девушку" Вермеер либо полностью выдумал, либо сильно приукрасил. А в третий раз видишь в картинах уже что-то своё, о чем нигде не читал не слышал, а, значит, возможно, до тебя никто этого не замечал. Служанка на всех трех картинах - это одна и та же женщина. Бублик из волос на голове у хозяйки в "Хозяйке и служанке" - трехмерный, как рама у картины, он просто выпирает из холста! А белая штора в "Даме, пишущей письмо, со служанкой" висит косо, под неестественным углом. Это так сближает! Я раз пять или шесть прошел через все залы, возвращался по нескольку раз к каждой картине, сидел на скамейках и не хотел уходить, оттягивая момент расставания. Потому что больше шанса увидеть многие из этих работ, за несколько часов ставших мне родными и близкими, у меня в жизни не будет.
Я где-то читал или слышал, что коммерческие художники в средние века, чтобы нарисовать побольше картин и побольше заработать, хорошо прорисовывали главную часть картины, а остальное делали однотонным, контурным, быстро и не особо заморачиваясь. Смотря на его картины, мне кажется, что Вермеер не рисовал на продажу, он рисовал для себя. Сейчас его считают величайшим, наравне с Рембрандтом, художником золотого века голландской живописи, а в свое время его талант, возможно, не был очевиден ни его современникам, ни самому Вермееру. "Папка-то у нас здорово рисует," - вероятно, говорили его дети. И он рисовал, когда было свободное время, своих детей, жену, служанку, в одних и тех же интерьерах с одними и теми же стульями, в одной и той же одежде, иногда что-то придумывая, рисовал свой город, знакомых в образе астронома и географа, рисовал любя и мастерски. Вермеер играл со светом, как Шварценнегер - мускулами, но конкурса "Мистер Вселенная" для художников не было, и мастер, закончив очередной шедевр, возвращался к обычной жизни, зарабатывая на содержание своей большой семьи. Поэтому у него не было учеников, поэтому у него так мало картин. Когда началась война с Францией, для затруднения продвижения вражеских войск были специально затоплены огромные поля, это известная голландская тактика. Пострадали и сельхозугодья Вермеера, которые, вероятно, приносили серьезный доход. Его семье пришлось брать кредиты, а после смерти художника в 43 года, которого, вероятно, надломило трудное финансовое положение - продавать картины для возвращения долгов. И на двести лет о нем вообще забыли.
"Сфинкс из Делфта" называют Йоханесса Вермеера, потому что про его жизнь известно очень мало, а его фигура в истории живописи - огромна. Мне повезло увидеть его картины, и это было особенно. На выходных мы гуляли с Ирой по блошиному рынку, и мне так хотелось найти неизвестную картину Вермеера, но времена, когда такое было возможно, давно прошли. Теперь мне остается только смотреть на картину "Вид Бреды" у меня за спиной - она мне до сих пор очень нравится. Но теперь я понимаю, почему она висит у меня в комнате, а "Вид Делфта" Вермеера - в музее.
"Вид Бреды" у меня на стене.
Вечером, в полшестого, в залах выставки почти никого не было.
А днем и вечером было много людей.
Двек катины открыточного размера.
Мужчина с биноклем.
Прическа под раму.
Долгое время принадлежность этой картины "Девушка за вёрджинелом" Вермееру была под сомнением. Но проведенное в 2011-м году исследование холста картины показало, что он отрезан от того же рулона, что и холст, на котором написана другая известная работа Вермеера - "Кружевница". А шаль, написанная слишком грубо, скрывает тщательно прорисованное платье и, вероятно, она была подрисована уже после смерти Вермеера.
У "Девушки с жемчужной сережкой".
Видите, как криво висит белая штора?
Одна из самых ярких картин с сочными цветами.
Здесь хорошо видны размеры картин по отношению друг к другу. Вероятно, на "Своднице" (слева вверху) и "Аллегории живописи" (справа внизу) Вермеер изобразил себя самого.
"Офицер и смеющаяся девушка".
"Дама, пишущая письмо". Этот желтый кафтан встречается на нескольких картинах и в описи имущества семьи Вермеера.
Трехмерный бублик из волос на голове у хозяйки такой же трехмерный, как и рама. Жаль, на фото этого не видно.
Фрагмент картины "Аллегория веры" с женщиной в сланцах. Эта картина мне запомнилась тем, что ярчайшая штора на переднем плане открывает довольно унылую, тусклую, всевдовеличественную, бутафорскую сцену на плане заднем. Получается довольно правдиво.
Очень насыщенная цветом картина "Бокал вина". Эту комнату с зелено-оранжевой плиткой Вермеер рисовал дважды.
"Географ" - одна из трех картин, подписанных и датированных художником.
Подпись Вермеера на скамейке в "Улочке".
Стена от замка в Бреде.
Реставрация "Ночного дозора" Рембрандта. Купив билет на выставку Вермеера, можно было гулять по всему музею.
Купить билеты на выставку теперь можно только с рук. Но можно. Выставка работает до 4-го июня.