Порт императора Александра III до сих пор хранит много тайн. Что-то удается раскрыть с помощью документов, планов и чертежей, о чём-то рассказывают старые фотографии. Например, для написания этой статьи пришлось выкупать сканированные страницы Метрических книг Временной церкви. Осенью 2016 года буквально чудесным образом перед самым освящением новых колоколов для Морского Никольского собора из Петербурга пришли уникальные фотографии. На одной -
подъем большого колокола на колокольню строящегося собора в 1902 году, на другой - внутренний вид алтарной части маленького домового храма. Оба снимка из семейного альбома и достались потомкам с пояснением - снято в Либаве. Если первая фотография однозначно указывала на принадлежность к Военному порту, то вторая до сих пор вызывает сомнения, но есть большие основания считать, что изображена на ней именно наша Временная церковь. Но достоверно известно, что в 1934-35 гг. в здании Временной церкви располагался один из бараков для заключённых
Лиепайского концлагеря. Попробуем вместе разобраться в фактах.
Архитектурный план строительства порта императора Александра III предусматривал возведение двух православных храмов - огромного Морского собора и церкви поменьше на территории госпиталя. Но это было в проекте и ждало своей очереди. Бурное строительство Военного города и Адмиралтейства в 1894 -1903 годах требовало организации временной православной церкви для окормления строителей, рабочих и первых поселенцев порта. Госпиталь строили в первую очередь, и в плане госпитального района один из будущих медицинских бараков (для внутренних болезней) решили приспособить для временной церкви.
План строительства госпиталя 1900 год
Вид на то же место сегодня. 2016 г.
На территории госпиталя планировалось строительство церкви на 300 человек, но с решением возводить гимнастический манеж с пристраиваемой к нему церковью, от этого плана отказались. Вместо церкви в госпитале в
1907 году была освящена манежная церковь св.блг. Александра Невского. План госпиталя. 1901 г.
Найденные в Российском государственном историческом архиве (РГИА) Метрические книги Временной церкви порта имп. Александра III и записи о назначении церковного клира в эту церковь, однозначно говорят - церковь действительно существовала, а не осталась в чертёжных планах. Церковь была освящена в честь св.блг. Александра Невского и после строительства манежа манежная церковь стала также Александро-Невской.
Священник Владимир Архангельский - будущий настоятель Морского собора, был переведён в Либаву в 1892 году служить в походной церкви Венденского полка.
В июне 1899 года Владимир Архангельский переводится во вновь открытый штат причта порта имп. Александра III
"Об учреждении штатного церковного причта в порт императора Александра III в гор. Либаве и в связи с этим о перемещении священника Владимира Архангельского, псаломщика Георгия Пасхина, священника Александра Павлинского, священника Михаила Добровольского и Иоанна Вещерова".
Теперь обратимся к фотографиям периода 20-30-х годов, на которых видны госпитальные бараки. В одном из них располагалась Временная церковь.
Этот снимок сделан с крыши бывшей Голубятни №1 Военного порта. Слева за кадром Часовня, справа за кадром "Объект Тюрьма" - Венерический барак с 1900 по 1914 годы. Справа на переднем плане Родильное отделение, за ним здание, в котором находилась Временная церковь. Слева на переднем плане склад громоздкого имущества и цехгауз госпиталя.
Вид с этой точки сегодня. 2017 г.
Фундамент Голубятни №1 за "расстрельной дюной" напротив объекта "Тюрьма". 2017 г.
Все кирпичные одноэтажные бараки госпиталя имели примерно одинаковую архитектуру. Обратим внимание на вытянутые закруглённые сверху окна.
Бывшее Родильное отделение Госпиталя. 30-е гг.
Теперь можно попытаться представить на сколько изображение фотографии, полученной из Петербурга, соответствует архитектуре и внутреннему расположению барака Временной церкви (барак внутренних болезней после 1903 года).
Теперь можно попытаться представить насколько изображение на полученной из Петербурга фотографии, соответствует архитектуре и внутреннему устройству барака Временной церкви (отделение внутренних болезней после 1903 года).
В алтаре две симметрично расположенные кафельные печи (подобные симметричные проемы от выломанных печей в этих бараках помнят жители этого района в советское время). По бокам помещения вытянутые, полукруглые сверху окна. Ширина помещения примерно 8-10 метров, что соответствует ширине узкой части бараков на плане. Можно с большой степенью уверенности предполагать, что на снимке Временная церковь порта императора Александра III.
Жизнь полна необычных явлений. Кто-то воспринимает их как случайности, кто-то считает чудесами, но для верующего человека некоторые явления означают знак свыше. В нескольких метрах от фундамента барака, в котором размещалась Временная церковь, растёт сосна, расщеплённая на высоте другим стволом. Рябина, проросшая от основания, пронизывает сосну и выходит наружу, не смущая и не нарушая своим присутствием чужой жизни.
2016 год
За сосной, проросшей рябиной - бывшее Родильное отделение. Снимок 80-х гг.
Здание, в котором располагалась Временная церковь. Рядом сосна с рябиной. Снимок 80-х годов.
В послевоенные советские годы почти все здания бывшего Морского госпиталя были переданы под жильё вольнонаёмным служащим и офицерам гарнизона Военного городка. В 90−е годы часть зданий была снесена. В их числе барак бывшего Родильного отделения и отделения Внутренних болезней - Временной церкви. Сегодня на месте, где стояла Временная церковь, строго в границах фундамента, также чудесным образом, рядом с необыкновенной сосной, игнорируя подобный грунт вокруг, растёт хвойный молодняк.
Хвойный молодняк на месте, где стояла Временная церковь. За сосной, проросшей рябиной, бывшее Хирургическое отделение. Рядом стояла колокольня Временной церкви.
За местом, где стояла Временная церковь, сохранившиеся стены бывшего Офицерского отделения.
Объект "Тюрьма" за хвойным молодняком
Вырастут когда-нибудь эти сосны или падут под "ножом реновации" территории?
Объект "Тюрьма" , следующий в мейнстриме государственной истории, будет стоять ... долго.
______________
P.S. В этой статье неоднократно упоминается так называемый объект "Тюрьма". Трудно готовить материалы по истории порта имп. Александра III, опираясь на документы и факты, и не обращать внимания на явное искажение, пренебрежение и оскорбление памяти предков и их наследия, тем более, когда это используется для бизнеса. Или, вернее, для шоу-бизнеса.
На сайте городского "придворного" туристического объекта
Karostas cietums , в стенах этого "заведения" и экскурсоводами Karostas cietums распространяется заведомая ложь и о самом объекте и о событиях происходивших в порту имп. Александра III. Речь идет о
Качестве предоставляемых услуг. О нравственности и этике в наше время толерантного постмодернизма, очевидно, говорить не приходится. Пусть каждый решает сам - какой Продукт ему нужен. Есть любители классической музыки, но есть и масса поклонников Попсы. Свобода выбора превыше всего!
Так вот о лжи. Как видно из многочисленных планов Морского госпиталя, представленных в этой статье, 2-х этажное кирпичное строение, где сейчас раположился объект "Тюрьма", ВСЕГДА был частью госпитального комплекса (в "Царское" время, во время немецкой оккупации 1915-1918 гг., годы первой независимости) начиная с 1900, вплоть до 1934 года, когда это здание, действительно, было выделено из состава госпиталя вместе с бараками бывшего Родильного отделения и отделения Внутренних болезней (Временная церковь) в распоряжение, специально созданной репрессивной структуры при правительстве президента Ульманиса. В настоящее время собран огромный архивный материал о событиях 1934-35 гг., связанных с этими объектами. В скором времени он, надеюсь, будет опубликован.
Но вернёся к временам порта имп. Александра III. Так где же отбывали дисциплинарные наказания провинившиеся матросы? И где содержались, революционно настроенные мятежники Военного порта?
Арестный дом располагался рядом с Манежем и вполне справлялся со своими функциями. Даже на немецком плане 1916 года видно, что "Венерический" барак находится в общей ограде госпиталя и является его неотемлемой частью, в отличае Арестного дома, обнесённого двойным забором с фронта. В советское время Арестный дом был переоборудован в Банно-прачечный комбинат. Его многолетний директор г-н Добренький, как и бывшие работники прачечной, здравствуют и могут рассказать о высоком заборе, толстых клёпаных метеллических воротах с откидным окошком и мрачных сводах внутренних помещений и подвала. На этом месте сейчас пустырь с оранжевой будкой электроподстанции. Фотографии к сожалению не сохранились. Только часть здания за высоким забором на этом снимке:
Об
Арестном доме и связанными с ним
объектом "Тюрьма" и советской комендатуре уже писалось. Продолжение следует.
Продолжение -
Лиепайский концлагерь. 1934-35