-------------------------------------------------------------------------------
П.А. ПОПОВ,
кандидат исторических наук, член Союза писателей России,
доцент факультета архитектуры и градостроительства ВГТУ (ВГАСУ)
САМЫЕ ЗАМЕЧАТЕЛЬНЫЕ УСАДЬБЫ ВОРОНЕЖСКОЙ ОБЛАСТИ
ЧАСТЬ 2.1. УСАДЬБЫ НА РЕКЕ УСМАНИ
УСАДЬБА ЛОСЕВЫХ, ШАТИЛОВЫХ, СТАЛЬ ФОН ГОЛЬШТЕЙНОВ
АЛЕКСЕЕВСКОЕ (РЕПНОЕ) (продолжение)
Электронная версия статьи из книги «Русские провинциальные усадьбы» (2011). (Начало см. на предыдущей странице журнала:
https://popov-pavel2018.livejournal.com/1436.html , окончание - на следующей странице журнала:
https://popov-pavel2018.livejournal.com/1834.html )
…Нам пора вернуться к фасадам господского дома, к кирпичным стенам, хранившим следы многочисленных переделок. Теперь, после реставрации, когда фасадам возвращен их ранний облик, этих переделок уже не увидишь! Но они видны во всех подробностях на моих фотоснимках, и до снятия штукатурки - в 2010 году, и после - в 2010-2011 годах. Лишь на фото остались привычные черты центральной части главного фасада. Реставраторы долго не решались полностью ликвидировать здешний поздний дореволюционный декор, раздумывая, сохранить его или нет. В итоге решили не сохранять. Но забывать его нельзя. Декор - всегдашнее архитектурное зеркало человеческих жизней.
Главный фасад господского дома до реставрации. 2010 г.
Портик второй четверти XIX в. с аттиком конца XIX в. и балкон со столбами конца XIX в. на главном фасаде. 2010 г.
После вскрытия штукатурки оказалось, что пилястры - "приставные", а первый декор дома был другим. 2011 г.
Маска льва (предположительно второй четверти XIX в.) на главном фасаде. 2010 г.
Восточный фасад дома, обращенный на реку. Балкон со столбами конца XIX в. 2010 г.
Самые весомые переделки, которые я усмотрел на фасадах, начались в примерно в середине XIX века - судя по кладке. А поскольку начались они в полном стилевом соответствии позднему классицизму, то следует уточнить: это произошло не позднее 1830-х - 1840-х годов. Уже тогда в российскую архитектуру стала примешиваться эклектика (но не в Алексеевском), а с 1850-х годов отступления от стандартного классицизма стали повсеместными и очень существенными.
Чувствуется желание новых хозяев уйти от легковесного оформления особняка и придать ему больше солидности. Классицизм как раз отвечал такой цели. Выполняя заказ, неизвестный архитектор пошел не только на уничтожение веселых шатиловских сандриков, но и на изменения в расположении окон и в их очертаниях. Пришлось заметно переделать центральную часть паркового фасада: возможно, именно тогда он стал главным. На первом этаже добавили рустованную креповку (небольшой выступ), а на втором над креповкой - портик из четырех ионических (завершенных волютами) пилястр. Вероятно, несколько позже креповку и портик расширили, добавив с боков еще одну пару пилястр. В результате реконструкции новые оконные проемы второго этажа стали прямоугольными, а в портике их дополнили еще и полуциркульными завершениями с архивольтами (обрамлениями такой же формы). В 2010 году это были плуциркульные ниши. Не могу в точности сказать, в какие годы на втором этаже появились лепные маски львов на месте прежних сандриков. Однако мы знаем, что в Воронеже в 1840-е годы по проекту С.И. Соколова выстроили известный «дом со львами» на Большой Дворянской. Значит, и в Алексеевском суровые львы могли народиться тогда же… Кому же понадобилось такое оформление?
Место балагура Н.А. Шатилова занял барон Александр Карлович Сталь фон Гольштейн (1802-1875), выходец из дворян Эстляндской губернии. Именно с ним в 1832 году бракосочеталась дочь Н.А. и В.А. Шатиловых, она же племянница Алябьева и троюродная сестра поэта Веневитинова Софья Николаевна (1814-1893). Усадьба вновь стала приданым очередной невесты.
Предки Сталь фон Гольштейнов воевали в Тевтонском и Ливонском орденах: даже на родовом дворянском гербе красовались рыцарские шлемы. В 1869 году российской ветви этой семьи было дозволено пользоваться баронским титулом. И затаившиеся суровые львы на фасаде воронежского дома - словно в продолжение грозного имиджа прибалтийских баронов. Так сложная чужеземная фамилия стала неотъемлемой частью воронежской усадебной жизни.
А.К. Сталь фон Гольштейн, как и его предшественники-помещики, немало послужил на благо российской армии. В 1818 году он начал службу юнкером в лейб-гвардии конном полку. В 1825 году его перевели в новый Гродненский гусарский полк, в 1837 году он достиг там чина полковника, а в 1840 году его назначили дивизионным командиром. Супруга временно жила вместе с супругом в казарменном городке, и, по замечанию очевидцев, весь полк засматривался на полковницу Софью: она была нешуточной красавицей, как и ее мать.
Макаров И.К. Портрет баронессы С.Н. Сталь фон Гольштейн. 1859. Челябинский государственный музей изобразительных искусств (
http://chelmusart.ru/files/images/12i.k.makarov.portretbaronessys.n.staalfongolshtejn.png)
В том же полку, в 4-м эскадроне служил поэт М.Ю. Лермонтов, большой знаток женской красоты! Считается, что именно эта воронежская помещица с инородной фамилией Сталь обыграна в одном из лермонтовских экспромтов (он посвящен М.И. Цейдлеру):
Но иной, не бранной сталью
Мысли юноши полны…
Становится понятным, почему впоследствии в воронежском собрании Софьи Николаевны Сталь фон Гольштейн находились художественные произведения, связанные с Лермонтовым. С удовольствием помогая созданию первого лермонтовского музея, она подарила туда один из портретов, по преданию, написанных поэтом…[12]
Михаил Лермонтов
В сентябре 1837 года жена и дети Н.А. Шатилова совершили раздел его имущества - имений в Московской, Воронежской, Тульской и Орловской губерниях. Сам глава семьи, очевидно, лишенный имущественных прав, уже не считался владельцем. Именно тогда Софье отписали воронежские земли с главной усадьбой Алексеевское и всеми деревнями - всего более 6 тысяч десятин земли и 581 душу крестьян [13] . В документальной описи в сельце Алексеевском значились 58 крестьян и 51 дворовый человек, 358 десятин пашенной земли, 44 ¾ - сенокосной и 354 - лесной; «господский каменный о двух этажах дом, при оном три флигеля деревянных на каменном фундаменте, баня, кухня, плодовитый сад, конный двор деревянный на каменном фундаменте, каретный сарай, водяная на речке Усмани мельница о семи поставах, господский пчельник и при речке Усмани рыбные ловли». В Никольском существовали «дом деревянный на каменном фундаменте об одном этаже с мезонином, при нем деревянный флигель, конный завод русской породы с аглинскою из десяти маток, скотный и овчарный дворы с двумя флигелями деревянного строения, четыре каменные риги, два хлебных магазина (…), две ветряные мельницы (…) о трех поставах с толчеею». Еще один «плодовитый сад» произрастал в Песчанке [14] . Документы 1840-х - 1860-х годов продолжали характеризовать С.Н. Сталь фон Гольштейн как владелицу Алексеевского с ближними деревнями. К 1840-м годам в Алексеевском добавились садовые оранжереи, в Никольском - каменный молитвенный дом [15] . Помещица благожелательно относилась к своим крестьянам, не однажды отпускала крепостных на волю, а в 1855 году отказалась от взыскания штрафа с крестьян соседнего села Борового, которые совершили самовольную порубку смежного общественного леса, - она простила им это деяние [16] .
В середине 1840-х годов муж Софьи вышел в отставку генерал-майором, жил в Воронеже, и супруги стали постоянно проводить время в своей усадьбе. Можно предположить, что именно тогда и потребовалось придать господскому дому «генеральский» вид.
В отсутствие в Воронеже Алябьева его песни продолжали звучать в усадьбе и в городе, и в первую очередь благодаря старшей племяннице. Очевидно, под влиянием таланта дядюшки Софье дали хорошее музыкальное образование. Она покоряла воронежцев сильным голосом и итальянской манерой пения. В 1840-х годах ее считали лучшей местной певицей наряду с двумя девицами-сестрами Варварой и Екатериной Чертковыми. Конечно, среди ее «коронных» номеров были произведения Алябьева. Например, в 1851 году она исполнила на благотворительном концерте романс «Ясны очи, черны очи». А в 1852 году, когда в зале Дворянского собрания проходил концерт в пользу Александринского детского приюта, «генеральша» Софья пела посвященный ей романс Алябьева (на слова М.В. Даргомыжской) «Тяжело на свете стало». 26 января газета «Воронежские губернские ведомости» писала, что «пение С.Н. Сталь фон Гольштейн в этот вечер доставило публике несколько минут чисто эстетического наслаждения: все переливы ее превосходно развитого голоса были изумительно верны и звуки лились прямо в душу слушателей». В 1867-1868 годах ее считали одной из основательниц первого в Воронеже музыкального общества. Вместе с Софьей часто пела ее сестра Лидия.
В то же время произведения Алябьева исполняли в воронежском театре. Большим успехом пользовалась комедия «Нераздельные» Шатилова и Алябьева… [17]
И при Шатиловых, и при Сталь-фон-Гольштейнах в усадьбе был в огромном почете Алексеевский храм. Хотя в поместье одна семья сменяла другую, но все вместе они были одной большой семьей, которая свято чтила духовные традиции, и эти устремления находили яркое отражение в убранстве храма. В 1880-е годы краевед Д.И. Самбикин (архимандрит Димитрий) особо описал здешние иконы. На одной старинной «семейной» иконе преподобных Зосимы и Савватия специально было нарисовано дерево, «как обычно изображается родословное древо»: под ветвями помещались лики различных святых, в том числе внизу - св. Хрисанфа и Дарии, выше - св. Адриана и Наталии, св. Алексея, Человека Божьего, пр. Захария, пр. Елисея и других. Великой родовой святыней, особо почитаемой иконой была икона Тихвинской Божией матери в серебряной ризе (к ней «в былое время» приходили до 6 тысяч богомольцев-паломников в год). Другая икона, изображавшая снятие Спасителя с креста, имела художественную ценность; ее считали копией с картины великого фламандского живописца XVII века Питера Пауля Рубенса. Копия, созданная кем-то из русских художников, была привезена из Петербурга. В ограде храма, вокруг алтаря, погребали членов семьи Лосевых - Шатиловых - Сталь фон Гольштейнов, и первой оберегалась могила храмоздателя А.С. Лосева… [18]
Старший сын А.К. и С.Н. Сталь фон Гольштейнов, Николай Александрович (1833-1887), обвенчался с Софьей Федоровной Андро де Ланжерон (1844-1920). Это дочь пушкинской музы Анны Олениной, приезжавшей в воронежское имение Олениных Староживотинное! Баронесса Софья-старшая вовлекла невестку, баронессу Софью-младшую, в музыкальную деятельность. В конце XIX века на том же побережье Усманки, вблизи Алексеевского, но по другую сторону от села Репного был создана усадьба «Отрадное» баронессы Софьи Федоровны Сталь фон Гольштейн. В советское время она дала название соседнему селу Отрадному, а сама оказалась на территории райцентра Новая Усмань и превращена в племенное предприятие. Усадебный комплекс «Отрадное» сохранился до сих пор, да только он не числится среди объектов культурного наследия и имеет жалкий вид.
Брат же Николая - Анатолий Александрович Сталь фон Гольштейн (1834-1898) - во второй половине XIX века остался владельцем старой усадьбы Алексеевское. В 1854-1855 годах он служил в одном из департаментов Сената. В 1858 году его перевели в ведомство Министерства юстиции, в 1859-1866 годах он был канцелярским чиновником Харьковской палаты гражданского суда, а затем ушел в отставку [19] . Под Воронежем А.А. Сталь фон Гольштейн слыл образцовым хозяином, собирал в поместье большие урожаи, при усадебном доме имел большую библиотеку, увлекался музыкой и рисованием. Получил известность благодаря репродуцированию его гравюры «Женская головка». Помещик-художник лелеял семейные иконы Алексеевского храма, особенно икону Тихвинской Божией матери: он рассказывал, что сия икона исцелила его от неизлечимой болезни, найденной в детстве врачами. Анатолию Александровичу наследовал сын Александр Анатольевич, который жил в Петербурге, а воронежскую усадьбу использовал для дачного отдыха. По данным 1900 года, в этой усадьбе постоянно жили 24 мужчин и 9 женщин - управляющий имением с семьей, домашняя прислуга и рабочие, ухаживавшие за парком и огородом [20] .
Хорошие хозяева позаботились и о своем доме. Поздние строительные пласты могут поведать скорее всего о том, что последние Сталь фон Гольштейны обладали большим чувством собственного достоинства. Разве не об этом свидетельствовали массивные кирпичные столбы, подпиравшие балконы: два столба - со стороны от реки и четыре - на главном фасаде? После реставрации не стало и балконов, и датировать их можно только по моим исследовательским материалам - замерам, фотоснимкам. Форма и кладка столбов характерны для конца XIX века, а ограда большого главного балкона выглядела еще более поздней, модерновой. Возможно, в конце XIX - начале XIX века здесь переделали более старый балкон, облик которого нам неизвестен. Такая модернизация, в общем-то, вступила в противоречие с более ранним классицистическим оформлением дома, но хозяева пожертвовали стилевым единством ради осовременивания особняка и усиления его мощи. К позднему дореволюционному строительному этапу относился также массивных аттик сверху портика - судя и по кладке, и по стилю. Последний аттик был не классицистический, а эклектический в ретроспективных формах барокко: боковые стенки прямоугольные, а центральное завершение - лучковой формы (она гармонировала со старыми архивольтами). Раньше я не исключал, что тогда же были вылеплены маски львов: они красовались довольно высоко над окнами, близко к карнизам - прием модернистский. Но сейчас должен поправить самого себя: в 2010 году окна не имели каких-либо наличников, но это не значит, что их не существовало в середине XIX века. Неизвестный штукатурный декор мог органично включать львиные барельефы в качестве замковых камней, основных или дополнительных. Во время предреставрационных работ маски также убраны - вместе со штукатуркой и креплениями, по которым можно было бы судить о дате...
Фрагмент балкона. 2010 г.
Решетка балкона. 2011 г.
Дверь главного входа (конца XIX века) закрыта на замок. 2010 г. После реставрации дома ее невозможно было оставить на старом месте, так как дверному проему возвратили другую форму , как в XVIII веке.
В Гражданскую войну отдел народного образования губисполкома совместно с губернским музеем спасал культурные ценности, оставшиеся в усадьбах. В музей поступили бывшие картины Сталь фон Гольштейнов, в том числе портреты и сюжет Рубенса [21] . Однако впоследствии (очевидно, в следующую войну) почти все они оказались утраченными, за исключением одного сюжета, который приписывается А.А. Сталь фон Гольштейну и хранится в Художественном музее имени И.Н. Крамского.
В 1928 году в усадьбе был открыт Дом отдыха областного комитета ВКП(б). К 1932 году здесь обслуживали 100-150 человек в месяц. В 1934 году главными достоинствами Дома считались река с купальнями и соляриями, позволявшие проводить действенные бальнеологические процедуры, парк площадью 8 га и прилегающий смешанный лес на территории 400 га [22] . Отныне и на долгие десятилетия бывшая усадьба была предназначена для отдыха партийно-советской элиты и высоких гостей Воронежа. Во второй половине 1930-х годов утвердилось название «Дом отдыха «Репное», и вплоть до 1991 года это учреждение находилось в ведении обкома КПСС.
В первые годы существования Дома им заведовала Областная лечебная комиссия имени И.М. Варейкиса при обкоме партии. И непосредственно заведовал Домом, и часто отдыхал в нем известный революционер и партийный руководитель Иосиф (Юозас) Михайлович Варейкис (1894-1938). В 1928-1934 годах - секретарь Центрально-Черноземного обкома ВКП(б), в 1934-1935 годах - Воронежского обкома ВКП(б), впоследствии репрессирован, расстрелян [23] . Неоднозначная, но в любом случае важнейшая фигура в истории края. На одной чаше весов его деятельности - руководство огромной по размерам Центрально-Черноземной областью, масштабная индустриализация края, превращение Воронежа в крупный экономический центр с гигантскими новостройками и новым социалистическим обликом центральных и окраинных районов. На другой - перегибы в коллективизации сельского хозяйства, обернувшиеся крестьянскими восстаниями, разгул воинствующего безбожия, разорение исторических кладбищ…
В 1933 году в доме отдыха более около двух недель жил и работал писатель, Александр Серафимович Серафимович (наст. фамилия Попов, 1863-1949). Страстный пропагандист советской литературы, он в эти дни встречался со многими горожанами в здании драматического театра, в Доме Красной Армии, кинотеатре «Пролетарий», школах, с удовольствием рассказывал о секретах писательской профессии [24] . В связи с этим 1936 году имя Серафимовича получила улица, которая выводила из города в сторону Репного.
Впоследствии здесь отдыхал ряд видных руководителей области. Среди них Владимир Иосифович Тищенко (1905-1973) - первый секретарь обкома и горкома ВКП(б) в 1941-1949 годах, руководитель обороны Воронежа; Виталий Иванович Воротников (1926-2012) - первый секретарь обкома КПСС в 1971-1975 годах, когда были достигнуты наилучшие в истории области социально-экономические показатели, впоследствии председатель Президиума Верховного Совета РСФСР, и другие [25] .
Фидель Кастро Рус
Автор этой статьи с В.И. Воротниковым. Москва, 2011 г. Фото Олега Романова
В начале июля 1972 года в «Репном» были поселены председатель Совета Министров СССР А.Н. Косыгин и секретарь ЦК КПСС К.Ф. Катушев, сопровождавшие руководителя Кубы Фиделя Кастро во время его визита в Воронеж. Как вспоминает В.И. Воротников, 2 июля сюда привезли и самого Ф. Кастро по предложению А.Н. Косыгина, который обрисовал кубинскому лидеру великолепную картину отдыха: «Там такая красота. Типичная русская глубинка: речка, ветлы, камыш». На поляне перед домом накрыли обеденные столики. Косыгин уговорил Кастро купаться в Усманке, несмотря на холодные родники и 20-градусную температуру воды. «Алексей Николаевич стал подзадоривать Фиделя: «Какой же ты премьер, если боишься воды??». Тот поддался на розыгрыш, прыгнул в реку и, как ошпаренный, с криком выскочил из воды и на сходни, повторяя: «Фрио, мучо фрио». Понятно, ведь на Кубе уже при +25о, как правило, не купаются в море. Фидель сразу попросил «сугреву». Ну, тут проблем не было». За обедом «был большой, долгий, откровенный разговор», длившийся около трех часов. Непринужденная обстановка старинной усадьбы помогла обсудить кардинальные вопросы советско-кубинского сотрудничества и важные международные темы. В итоге именно встреча в «Репном» стала решающей во время визита Ф. Кастро в СССР, позволила ему понять позицию советского партийного руководства [26] .
Советский период наложил свой «культурный слой» в усадебной истории. Вблизи старого дома построили несколько новых коттеджей и хозяйственных зданий, столовую. В облике исторических зданий можно было усмотреть следы, оставленные при певце индустриализации и безбожнике И.М. Варейкисе. В 1930 году храм переделали под водокачку, которая обслуживала как дом отдыха, так и соседний совхоз; позже здесь оборудовали еще и прачечную. В господском доме балкон был укреплен рельсами конца 1920-х - начала 1930-х годов. Скорее всего, при реконструкции балкона установили новую ограду с решеткой в духе еще не умершего модерна. На фотографии видно, что решетка не имеет кованых соединений, как это было до революции.
И в целом советская элита бережно относилась к историко-архитектурному наследию элиты дворянской, считала старину особым шармом. Поразительна сохранность многих помещичьих интерьеров в господском доме, что также ставит усадьбу в разряд уникальных. Невозможно определить время создания тех или иных элементов внутреннего убранства с исчерпывающей точностью (после реставрационной замены лепнины на новодельную датировка еще более затруднительна). Но предварительно можно утверждать, что дореволюционные хозяева усадьбы старались поддерживать семейные традиции и в интерьерах тоже. Во время необходимых ремонтов дома старые интерьеры подновляли так, что в итоге получилось гармоничное сочетание эклектичных ретроспективных показов барокко и классицизма. И поныне подлинная винтовая деревянная парадная лестница с балюстрадой ведет на второй этаж, и ее геометрию повторяют перила, завершенные внизу изящным барочным завитком. Во втором этаже стены и потолок входной части богато оформлены в духе эклектики, что свойственно концу XIX столетия. В розетке и рамках потолка, в стенных филенках можно усмотреть как прямоугольные формы классицизма, так и вычурные фигуры барокко (одновременные они или нет - без подлинника уже и не скажешь). В советское время была сбережена и отделка бывшей «залы» - главного помещения второго этажа и всего дома. Зала обладает потолочной лепниной с овальным плафоном.
Лестница главного входа до реставрации. 2011 г.
Интерьер главной входной части дома на втором этаже до реставрации. 2011 г.
Потолок там же. 2011 г.
Печь на первом этаже перед реставрацией. 2011 г. Внизу сохранилось несколько подлинных коричневых изразцов. Реставраторы по клеймам установили производителя: финский Ракколаниокский завод.
Кирпичики из частично разобранной перед реставрацией печи. 2011 г. Такие небольшие огнеупорные изделия выпускали в конце XIX - начале XX в. специально для выкладывания печей
Печь (ранее камин) на втором этаже, в зале, до реставрации. 2010 г.
Верхний декор печи (камина). 2010 г.
Подлинное плиточное покрытие входной части дома до его реставрации. 2011 г. Большинство плиток было расколото. Реставраторы отобрали только целые плитки и замостили ими пол в небольших помещениях, а основные площадки выложили новыми плитками с подобным рисунком
Клейма производителя - харьковского завода Бергенгейма - на обратной стороне подлинных плиток. 2012 г.
До постсоветского времени также дошли два печных отопительных устройства, обладающие художественными достоинствами. Первая печь - в одной из комнат нижнего этажа, вторая - наверху, в зале. Здесь я оговорюсь, что для усадебных домов многочисленные переделки отопления - обычное дело. Ветхие печи ломали и заменяли новыми, так называемые голландские печи переделывали в камины (пристенные печи с открытыми топливниками и прямыми дымоходами), а камины - в печи. В начале XIX века камины было принято делать на первых этажах, а к концу столетия, наоборот, пришла мода ставить их наверху в главном зале - камин не экономичен, но создает уют и хорошую декорацию. Следы переделок хорошо были различимы и в гольштейновском доме. В XX веке оба устройства представляли собой печи. Однако в 2010 году было прекрасно видно, что в зальной печи некогда широкая топка частично заложена, искусственно сужена. Разумеется, печь отреставрирована как камин.
Перед реставрацией камин имел кирпичную обкладку и штукатурку, без облицовки традиционными изразцами. Его верхняя часть украшена лепниной в формах неоклассицизма (ретроспективном стилевом течении модерна). Медальон с женской маской дополнен растительными мотивами. На фризе рельефы листьев заметно укрупнены в духе модерна. Можно предположить, что такой облик был придан печи в начале XX столетия…
Окончание см. на следующей странице журнала:
https://popov-pavel2018.livejournal.com/1834.html --------------------------------------------------------------------------
12 ГАВО. И-29. Оп. 139. Д. 186. Л. 2 об. - 3, 25-27; Акиньшин А.Н., Ласунский О.Г. Воронежское дворянство в лицах и судьбах. - Воронеж, 2009. - С. 339-342; Кожемякин А. Баронессы // Воронежский курьер. - 1997. - 29 марта.
13 ГАВО. Ф. И-167. Оп. 1. Д. 18794. Л. 1 - 1 об., 32; Д. 19397. Л. 8 об., 10.
14 Там же. Д. 18794. Л. 15-16.
15 Там же. Оп. 1. Д. 19397, 19881; Оп. 2. Д. 3609.
16 Там же. Оп. 1. Д. 20870.
17 Воронцов Ю.В. Указ. соч. - С. 166-118.
18 [Самбикин Д.И.] Указ. соч. - Воронеж, 1886. - Вып. 4. - С. 39-41.
19 ГАВО. И-29. Оп. 139. Д. 186. Л. 30-31.
20 Населенные места Воронежской губернии: справочная книга на 1900 г. - Воронеж, 1900. - С. 37; Акиньшин А.Н., Ласунский О.Г. Указ. соч. - С. 346-347.
21 Полякова М.А. Охрана историко-культурного наследия в Воронежской губернии (1917-1927 гг.) // Труды Воронежского областного краеведческого музея. - Воронеж, 1994. - Вып. 2. - С . 105.
22 Санатории, курорты и дома отдыха Воронежской и Курской областей. - Воронеж, 1934. - С. 67.
23 См.: Лаппо Д.Д. Юозас Варейкис. - Воронеж, 1989.
24 Антюхин Г.В. Очерки истории партийно-советской печати воронежской области. 1917-1945. - Воронеж, 1976 - С. 165.
25 См.: Кто руководил Воронежской областью. 1934-2004 гг. - Воронеж, 2005.
26 Воротников В.И. Такое вот поколение… - М., 1999. - С. 282-288.
27 См.: Попов П. Храм человека божьего // Воронежский курьер. - 2010. - 25 нояб.
28 См.: Попов П. Новая старая усадьба // Воронежский курьер. - 2011. - 29 окт. - С. 3. - (Воронежский телеграф ; № 141); Попов П.А. Усадьба Репное (Алексеевское) ; Новоживотинное // Вестник «Зодчий. 21 век» : информационно-аналитический журнал. - Санкт-Петербург, 2012. - № 3. - С. 64-67.
29 См.: Попов П. Воскрешение барокко // Воронежский курьер. - 2012. - 20 окт. - С. 4. - (Воронежский телеграф).