-------------------------------------------------------------------------------
П.А. ПОПОВ,
кандидат исторических наук, член Союза писателей России,
доцент факультета архитектуры и градостроительства ВГТУ (ВГАСУ)
САМЫЕ ЗАМЕЧАТЕЛЬНЫЕ УСАДЬБЫ ВОРОНЕЖСКОЙ ОБЛАСТИ
ЧАСТЬ 2.1. УСАДЬБЫ НА РЕКЕ УСМАНИ
УСАДЬБА ЛОСЕВЫХ, ШАТИЛОВЫХ, СТАЛЬ ФОН ГОЛЬШТЕЙНОВ
АЛЕКСЕЕВСКОЕ (РЕПНОЕ) (окончание)
Электронная версия статьи из книги «Русские провинциальные усадьбы» (2011). (Начало см. на предыдущих страницах журнала:
https://popov-pavel2018.livejournal.com/1436.html ,
https://popov-pavel2018.livejournal.com/1755.html )
В 1991 году, после роспуска КПСС и ее учреждений, автору этой статьи довелось приехать в «Репное» в ходе экспедиции истфака ВГУ и впервые выявить усадьбу как сохранившийся памятник. Вскоре к обследованию усадьбы подключились архитекторы из ВИСИ (ВГАСУ) Лариса Кригер и Михаил Дьяков. Во время политических и экономических катаклизмов господский дом оказался занятым под склад, а с 2000-х годов он и вовсе пустовал. По результатам экспедиции в 1994 году вся усадьба (дом, церковь, парк) была принята под государственную охрану, но ее запустение только усугублялось. Наконец-то после смены областного руководства, в 2010 году, началось восстановление ансамбля по личной инициативе губернатора А.В. Гордеева и его жены Т.А. Гордеевой. Татьяна Александровна лично курировала реставрацию при помощи главного координатора работ, архитектора С.И. Якушева.
Лишь за один строительный сезон 2010 года опытная фирма - московское товарищество реставраторов «Мастерские Андрея Анисимова» - провела внешнюю реставрацию Алексеевского храма. Поразительно: здание водокачки, со всех со сторон имевшее позднюю обкладку стен, своими прямоугольными формами даже не напоминало храма. Но когда убрали лишние стены, обнаружилось, что, к счастью, целы все основные конструкции и многие элементы декора XVIII века. Утраченные детали воссозданы аккуратно, скрупулезно, на подлинно научной основе (в наши дни это уже редкая практика). Верхний ярус колокольни, разобранный в советское время, восстановлен гипотетически по российским аналогам стиля барокко, ибо не сохранилось никаких дореволюционных фотографий церкви. Но поскольку этот ярус четырехгранный, а не восьмигранный, то кровля у него четырехскатная, а не шатровая, как у чудесных воронежских аналогов - у городской Ильинской церкви или у Богоявленского храма, построенного Лосевыми в Терновом, на Ведуге. 23 ноября митрополит Воронежский и Борисоглебский Сергий освятил купола и кресты в присутствии губернатора Алексея Гордеева. Началась отделка интерьеров[27] . Кстати, несколькими годами раньше был разработан студенческий проект восстановления усадьбы во ВГАСУ, под руководством профессора Николая Гуненкова, и москвичи, вероятно, использовали некоторые идеи воронежцев. Но без натурных исследований учебный проект не мог быть полноценным.
Фоторепортаж с места освящения куполов и крестов. 2010 г.
У меня иногда спрашивают: "Волнистые наличники, наверное, «нафантазированы» реставраторами, как и завершение колокольни? Таких не бывает". Отвечаю: «Нет, я свидетель, что на искалеченном храме вскрылись именно такие наличники. Их необычность - это и есть изюминка местной, воронежской школы барокко». Только наличники сохранились не везде, но реставраторы повторили их повсеместно на четверике, восьмерике, апсиде и трапезной.
Вслед за храмом последовало восстановление господского дома по проекту московского архитектора-реставратора В.С. Федотовой, при участии С.И. Якушева. Стараниями Валентины Семеновны Федотовой все фасады претерпели существенные изменения: им придан облик XVIII века, и усадьба словно возвратилась во времена Лосевых и Шатиловых, Александра Алябьева и Дмитрия Веневитинова. Это очень смелое решение. Работы производило OOO «Стройинжиниринг».
Валентина Федотова (справа) возле стен дома дает указания по реставрации. 2011 г.
Супруга губернатора Татьяна Гордеева всегда опиралась на консультации советников и со мной также посоветовалась в преддверии реставрации. Она спросила, как лучше восстановить фасады: так, как они выглядели в восемнадцатом веке или в девятнадцатом? Я обещал подумать, изучив этот вопрос, и высказать свое мнение. Наверное, думал слишком долго, пока без меня все было решено. И ответил, что три фасада изменил бы под век восемнадцатый, но четвертый - главный - оставил бы в предреволюционном виде как наиболее представительном и рассказывающем о различных владельцах, в особенности о Сталь фон Гольштейнах, благодаря архитектурным наслоениям. И до сих пор считаю такой вариант предпочтительным. Впрочем, я чрезвычайно рад повсеместному возвращению барочного обличья XVIII века, с его затейливыми наличниками, с его веселыми сандриками. Ведь лосевско-шатиловский дом стал единственным воронежским сельским усадебным домом, на котором воротился столь редкий для нашего времени декор.
Итак, во время реставрации, в 2011-2012 годах, убраны поздние, ставшие уже привычными, конструктивные и декоративные элементы, внесенные в оформление дома Сталь-фон-Гольштейнами, в том числе - аттик в завершении главного фасада, массивные кирпичные столбы, подпиравшие балконы, на втором этаже - лепные маски львов. Зато выполнен наиболее трудный вариант реставрации - все фасады оформлены в стиле русского барокко по остаткам подлинных ранних наличников с замковыми камнями и сандриками. Причем фасадные стены не стали оштукатуривать - своеобразный трюк, призванный показать подлинность основной кладки. К неожиданности для многих воронежцев, здание предстало перед ними не как солидный помещичий провинциальный дом, а как небольшой импозантный дворец российской знати!
В интерьерах проведена частичная перепланировка в соответствии со структурой XVIII-XIX веков. Убраны поздние перегородки, возрождена анфилада парадных комнат. Раскрыты уцелевшие своды в нижнем этаже. Но основные междуэтажные перекрытия заменены. Поэтому потолочный декор создан заново - точно скопирован из гипсовых деталей. На стенах - также копии. Зато старую деревянную лестницу - ступени и парапет с балясинами - было решено сохранить в подлиннике и отреставрировать. Голландская печь и камин облицованы заново с сохранением исторических форм. Камин отделан белым мрамором, а коричневая керамика печи выполнена в соответствии с несколькими подлинными сохранившимися изразцами. Дом получил высокую крышу с люкарнами - в духе известной российской архитектуры барокко. Она позволила устроить над двумя этажами мансардное помещение и оборудовать там комфортабельный зрительный зал на 150 человек.
По проекту архитектора С.И. Якушева сооружен ярусный лестничный спуск из дома к Усманке со смотровой площадкой. Конечно, такого достоинства усадьба никогда не имела. Создание набережной относится уже не к реставрации усадьбы, а к капитальному благоустройству территории, сотворению презентабельного вида в расчете на гостей. Современные строители гордятся: мол, тем, кто плывет по реке, открывается вид не хуже, чем в Петергофе! [28]
Реставрация фасадов дома. 2012 г.
Реставрация залы и камина. 2012 г.
Реставрация балясин парадной лестницы. 2012 г.
Интерьер входной части дома после реставрации. 2012 г.
Идет строительство набережной. Координатор реставрации усадьбы С.И. Якушев (слева), архитектор и педагог Михаил Дьяков (справа) - консультант реставраторов, настоявший на сохранении подлинной лестницы в доме. 2012 г.
Историк П.А. Попов (в то время ведущий научный сотрудник областного литературного музея) проводит первую экскурсию по усадьбе для губернатора А.В. Гордеева и других представителей воронежской элиты. 2012 г. (Просьба автора снимка напомнить свою фамилию)
В 2012 году состоялись две первые презентации восстановленной усадьбы (дом плюс храм с завершенными интерьерами). Одна презентация - для главной воронежской элиты (сам губернатор, крупнейшие предприниматели, руководители банков, предприятий и вузов - около 25 человек). Вторая - для немногочисленных деятелей культуры, в числе которых были приглашены краеведы Александр Акиньшин, Олег Ласунский, Николай Комолов и Валерий Кононов, искусствоведы Владимир Добромиров (директор художественного музея) и Марина Кривцова, поэтесса Галина Умывакина, режиссер Михаил Бычков, журналист Олег Котин, фотокорреспондент Андрей Архипов и др. Мне поручили выступить в роли первого экскурсовода. Деятелям культуры также давали пояснения реставратор Валентина Федотова и сама Татьяна Гордеева, устроительница презентации. Разумеется, присутствовал и директор пансионата Валерий Трофимович Петров, который все эти годы держал бремя строительных работ [29].
Культурные гости прошли по комнатам господского дома, обсудили его обстановку, перекусили в зале приемов губернатора (бывшей господской зале), прослушали концерт в мансардном помещении. Сотрудникам Воронежского областного краеведческого музея поручили приступить к созданию музейной экспозиции в нескольких комнатах и разучиванию экскурсий, чем они и занимались несколько следующих лет.
Пансионат «Репное» находится в ведении областного правительства. За шлагбаум так просто не заедешь и не зайдешь. Тем не менее, сегодня в «Усадьбе Лосевых - Шатиловых - Сталь фон Гольштейнов» проводят экскурсии по предварительной записи. Работают собственные экскурсоводы, уже не зависимые от краеведческого музея.
Все большее великолепие приобретает старинный парк с очищенными озерами, прудами и даже островом, куда собираются перекинуть мостик.
Повезло усадьбе с нынешними хозяевами! Ей завидуют многие другие наши сельские усадьбы, лежащие в руинах…
-----------------------------------------------------------
27 См.: Попов П. Храм человека божьего // Воронежский курьер. - 2010. - 25 нояб.
28 См.: Попов П. Новая старая усадьба // Воронежский курьер. - 2011. - 29 окт. - С. 3. - (Воронежский телеграф ; № 141); Попов П.А. Усадьба Репное (Алексеевское) ; Новоживотинное // Вестник «Зодчий. 21 век» : информационно-аналитический журнал. - Санкт-Петербург, 2012. - № 3. - С. 64-67.
29 См.: Попов П. Воскрешение барокко // Воронежский курьер. - 2012. - 20 окт. - С. 4. - (Воронежский телеграф).