Ричард Рэнгем "Catching fire" vs. Дж.С.Фоер "Eating animals"

Nov 11, 2013 23:08



Об авторе: Ричард Рэнгем (род. 1948г) - американский антрополог, профессор Гарвардского университета.

О книге:
Дарвин сказал, что мы произошли от обезьяны.
Марксисты утверждали, что людьми нас сделал труд.
Набоков настаивал, что все дело в чувстве юмора - оно и сделало нас теми, кто мы есть.
Великие умы всегда пытались найти точку отсчета. Что именно вдохнуло в нас душу?

Но это было раньше. А потом появился Ричард Рэнгем. И создал новую теорию происхождения - кулинарную. Он утверждает: людьми мы стали в тот момент, когда научились жарить мясо на огне.
Дарвин считал появление огня чисто адаптивной реакцией, желанием человека согреться. Рэнгем, напротив, делает огонь центром своей системы координат. «…важнейшим фактором увеличения мозга у приматов стало качество рациона. У людей же подобную роль сыграло, по-видимому, возникновение кулинарии», - пишет он. (*кто-то сейчас крикнул: «шах и мат, сыроеды!»*) Высокая энергетическая ценность еды напрямую связана с функциями мозга. А мясо, подвергнутое термической обработке, усваивается желудком гораздо быстрее. Следовательно, предки людей, хомо-хабилисы, начавшие готовить на огне, имели преимущество - они были сильнее, проворнее и изобретательнее своих врагов. Их мозг получал гораздо больше протеина, лучше функционировал, и это привело к увеличению IQ и, очевидно, к эволюционному скачку.
Рэнгем не останавливается на этом - он продолжает строить свою доказательную базу на основе биологии и анатомии:
Он сравнивает строение черепов и рацион нескольких видов приматов - шимпанзе, горилл, орангутангов и… людей - пытаясь проследить зависимость между длиной желудочно-кишечного тракта и энергетической ценностью потребляемой пищи. Не знаю уж, каким штангенциркулем он измерял длину ЖКТ, но результаты его наблюдений весьма любопытны: у человека самый короткий кишечник среди всех приматов в его весовой категории, и кроме того - самый маленький рот и самые слабые челюсти. Наш организм, заключает Рэнгем, просто не приспособлен к тому, чтобы получать энергию из сырых продуктов. Сама природа заставляет нас готовить пищу.

Сейчас пока сложно сказать, насколько легитимна теория Рэнгема. Ей нужно время, чтобы созреть и обрасти критикой. Сам автор признает, что некоторые его тезисы пока что невозможно ни подтвердить ни опровергнуть, и лишь дальнейшие исследования покажут - действительно ли наш первый настоящий предок был одновременно первым в истории шеф-поваром.

Хммм... значит, обезьяна стала человеком, когда научилась готовить шашлык? А почему бы, собственно, и нет? Над Дарвином ведь тоже сначала смеялись…

P.S. А давайте устроим "кулинарный поединок" - выслушаем вторую сторону: вегетарианцев.


Если Р.Рэнгем пишет о питании человека с точки зрения эволюции, то Дж.С.Фоера больше волнуют моральные аспекты наших гастрономических привычек. Он подсвечивает проблему еды с совсем иного ракурса. И главная тема его книги «Eating animals», - это не столько вегетарианство, сколько жестокое обращение с животными.

Фоер начинает с конкретных вопросов: откуда у людей такая страсть к мясным продуктам и насколько она оправдана? Действительно ли мы - хищники? И если да, то почему мы убиваем одних животных ради пищи, а других - не трогаем?

Политика двойных стандартов: если кто-то засадит нож в глаз собаке - он моральный урод, а если проткнет гарпуном марлина - то это вроде как спортивная рыбалка. И даже больше: фотография человека с большой покалеченной рыбой в руках - обычное дело. Такие фото часто висят в рамке на самом почетном месте.

И в самом деле: если «ты - то, что ты ешь», значит, все мы - жестоко убитые животные?

(Вообще, в России, да и в мире, вегетарианцев почему-то принято считать чудаками. И это странно. Почему, например, на тех, кто постится, смотрят с уважением: «о, молодец, верующий, закаляет волю» - а на тех, кто совсем отказался от мяса, - с подозрением? А между тем, именно пост - это высшая форма лицемерия. Как там Цзи Юнь говорил? Ах да: «поститься - это все равно что не брать взяток по вторникам и четвергам».)

И все же «Поедая животных» - это не катехизис вегетарианства. Ничего такого. Здесь нет высокомерия и обвинений в массовых убийствах, здесь есть факты - иногда чудовищные: например рассказ о том, что адреналин улучшает вкус мяса, поэтому в некоторых странах животных не просто убивают - их вешают или забивают палками. Или еще: филиппинские рецепты блюд из собачатины («убейте собаку среднего размера, опалите ее шерсть над костром… и т.д.» - занимательное, кстати, чтение - эти рецепты; словно цитаты из антиутопии). Автор вовсе не собирается обращать читателя свою «веру». Он делает нечто более важное и интересное - во-первых, рассказывает интересную историю, и, во-вторых, проводит образцовое журналистское расследование, заглядывая за «кулисы» мясной индустрии, прослеживая все ступени производства бургеров, и просто указывая на моральные противоречия и парадоксы современной жизни. А это - всегда стоит внимания.

рецензия, non-fiction

Previous post Next post
Up