Фредерик Шёберг, "Ловушка Малеза..."

Aug 07, 2013 15:58



«Никогда заранее не знаешь, где могут пригодиться знания, какими бы пустяковыми они ни казались», - эта фраза могла бы стать подзаголовком книги Шеберга. Ведь «Ловушка Малеза» - рассказ именно о таком знании, о непростом и очень специфическом хобби - об энтомологии.
Шеберг мыслит широко - он с самого начала пытается нащупать границы логики в том, что касается страсти людей к собиранию. Насколько это нормально - собирать? Нормально ли это в принципе? И почему вообще возникает вопрос о нормальности коллекционеров? И это ладно, если человек собирает, скажем, картины или бабочек - они-то хотя бы красивы (и - красивы ли?). Но что сказать о чудаке, собирающем мух-журчалок? Тех самых мух, единственное отличительное свойство которых - маскироваться под других насекомых. В этом, конечно, можно углядеть некую метафору, но нет - автор вовсе не пытается заигрывать со смыслами - он просто пишет биографию знаменитого ученого-биолога Рене Малеза, и, сквозь, нее старается объяснить - и себе и читателю - природу своего странного увлечения - охоты на редкие виды мух.

Фредерик Шеберг снабдил свой текст таким количеством фактического материала, что знакомство с его «Ловушкой…», пожалуй, может быть эквивалентно курсу лекций по истории и биологии.
Но не пугайтесь - скучно не будет.
Вы знали, например, что мухи помогли раскрыть сотни уголовных преступлений? Да-да, это не шутка. Исследовав мертвое тело, судмедэксперт может по степени развития личинок мух в мягких тканях сказать, когда (а иногда - и где) произошло убийство. Звучит, конечно, омерзительно, но все же…
Кроме того, если верить автору, мухи засветились даже в Библии, где стали причиной убийства 30 человек (внимание, спойлер: убийца - Самсон (тот, который «сила в волосах»)).

***

Вообще, Рене Малез - один из главных героев «Ловушки…» - это очень показательный пример того, насколько избирательной иногда бывает история - и наша память. Видный ученый - он был из тех людей, чья биография похожа на авантюрный роман: человек, участвовавший в десятке экспедиций, открывший и описавший сотни видов не только насекомых, но и рыб и прочей живности, охотившийся на медведей, переживший землетрясение, революцию и суровый русский холод на Камчатке, и даже - Господи! - написавший книгу об Атлантиде, - вот этот самый человек сегодня известен только узкому кругу энтомологов, да и то - лишь как изобретатель ловушки для мух.
Ирония в действии: его имя угодило в ловушку, подобную той, что он сам изобрел; только больших размеров - в ловушку истории.

Сколько их таких? Ученых, которые по странному стечению обстоятельств получили мировую славу за то, что считали своим хобби, а вовсе не за то, к чему относились всерьез?
Как тут не вспомнить математика Чарльза Доджсона - которого мы все сегодня знаем как автора «Алисы в стране Чудес» Льюиса Кэрролла.
Прочитав «Алису», английская Королева была так восхищена литературным талантом Доджсона (Кэрролла), что попросила принести ей остальные книги автора, и очень удивилась, когда на стол ей положили «Алгебраический разбор пятой книги Эвклида» и «Сведения из теории детерминантов». Не самые сказочные произведения, мягко говоря... скорее даже наоборот...

И поэтому очень хорошо, что отыскался Фредерик Шёберг, который вместо нас просмотрел десятки дневниковых записей и документов и вместо нас дышал библиотечной и архивной пылью, с одной лишь целью - рассказать нам удивительную историю жизни Рене Малеза.
Спасибо ему за это.

Вот так, если кому интересно, выглядит та самая муха-журчалка:



***
И напоследок - огромная цитата из Шёберга, цитирующего Стриндберга (да-да, у Нолана в «Начале» был сон во сне, а у меня - цитата в цитате; смиритесь):

«У собирателя пуговиц получилась огромная коллекция. Под конец он уже не знал, как ее хранить, и государственная казна снабдила его средствами на строительство дома для размещения коллекции. Он принялся сортировать пуговицы <…> Сперва он написал сочинение о «Необходимости изучения пуговиц с научной точки зрения». Затем вошел в Государственную сокровищницу с письменным ходатайством об учреждении должности профессора пуговицеведения, а так же двух ассистентских должностей по той же специальности. Ходатайство удовлетворили - скорее всего не во имя самого дела, ценность которого определить пока не представлялось возможным, но чтобы хоть как-то занять бездельников <…> Но собиравшему шишки не хотелось отставать, и он вскоре удивил мир большим проектом систематизации шишек, в которой они делились на 67 классов, 23 семейства и 1500 отрядов <…>
Стриндберг рассказывает, как чванливые власти предержащие сумели внушить угнетенным массам, что «государство рухнет, если народ не пожелает выделить зарплату на профессорскую должность господину, который насадил огромное количество кожных угрей на цинковые булавки».

***
P.S. А еще - я заслужил медаль за то, что написал рецензию на книгу об энтомологии, ни разу не упомянув Набокова!

***
Читайте также:
Алан Лайтман, "Сны Эйнштейна"
Фредерик Шеберг, "Ловушка Малеза"
Джеймс Уотсон, "Двойная спираль"
Ричард Рэнгем "Зажечь огонь"

рецензия

Previous post Next post
Up