«Вас и руководство правительства РФ вводят в заблуждение…»

Feb 22, 2022 10:51

         Руководители и эксперты челябинского фонда развития гражданских институтов «Горожане» направили президенту РФ В.Путину обращение, в котором подвергли резкой критике политику и новые проекты областных властей в сфере общественного транспорта - в частности, проект "метротрама", лоббируемый губернатором Текслером.

По оценке общественников эти проекты никак не обоснованы и приведут (уже приводят) к масштабному разбазариванию и растаскиванию бюджетных средств, лишь ухудшая при этом транспортную ситуацию в Челябинске.
          Президента просят дать поручение дополнительно проверить обоснования предлагаемых областными чиновниками проектов «модернизации общественного транспорта», быстро растущих в цене задолго до начала их реализации и даже проектирования.

В обращении общественников говорится, что «в Челябинске и Челябинской области ни одно решение в части транспорта и транспортной инфраструктуры за последние 20 лет не было всерьез обосновано, что привело, при огромных финансовых затратах, к общей деградации транспортной системы.

Непродуманные решения вели к неэффективному расходованию бюджетов и коррупции (печально известны в этом смысле такие, нанесшие серьезный ущерб городу «проекты», как челябинская «дорожная революция» и челябинский метрострой). Не случайно два предыдущих губернатора Челябинской области - М. Юревич и Б. Дубровский скрываются сейчас за границей. Не хочется в очередной раз видеть подобный результат от очередного губернатора».



Новый трамавай на старых путях в Челябинске

«Вынуждены  информировать, что Вас и руководство Правительства РФ вводят в заблуждение по крупнейшему транспортному проекту, который заявлен сейчас в Челябинске, - т.н. «метротраму». Этой идее более 25 лет, Вы лично были информированы о ней в 2007 году при подготовке к Госсовету по городскому транспорту в Красноярске. Безусловно, для Челябинска метротрам  может быть гораздо эффективнее, чем метро. Однако сам проект должен быть обоснован и показать свои преимущества в сравнении с другими транспортными решениями.

В Челябинске все понимают, что если достройка 5 километров метро требует 70-80 миллиардов рублей (о подобных суммах говорят сейчас и в Красноярске), то метротрам, для которого нужно достроить те же 5 км тоннелей и дополнительно построить еще столько же, не может стоить заявленные Вам 40 миллиардов рублей. Не случайно сейчас эта сумма уже увеличена правительством губернатора Текслера сначала до 50, а теперь и до 73 миллиардов рублей, причем по-прежнему без каких-либо обоснований.



Челябинское метро сейчас

Под предлогом сооружения метротрама уже начато активное разбазаривание бюджетных средств.

- Якобы для ускорения будущего движения применена технология 50-летней давности с индукционными петлями, хотя все трамваи оснащены системой ГЛОНАСС, которая позволяет решать те же задачи более эффективно и без капитальных расходов. Уже понесенные бюджетные потери составили около 60 миллионов рублей.

- Для тех же целей проводится никак не подготовленное обособление трамвайных путей стоимостью более 50 миллионов рублей. ГУ МВД по Челябинской области вынуждено было остановить эту работу, поскольку в реализованном виде она создает проблемы для движения транспорта и повышает аварийность.

- Реконструкция трамвайных путей, якобы под предлогом удешевления, проводится с применением деревянных шпал, т.е. с использованием технологий XIX века, что неизбежно приведет к новым потерям, не позволит эффективно эксплуатировать современные вагоны.

-    Ведутся закупки новых трамваев. Но существующая трамвайная инфраструктура не позволяет их эксплуатировать без риска выхода вагонов из строя, даже несмотря на то, что областное правительство заявило о закупке вагонов повышенной проходимости. Из 30 купленных еще в прошлом году вагонов для Челябинска на линию выходят только 22. На 2022 год проводится конкурс на поставку еще 30 вагонов от УКВЗ. Вполне очевидно, что в конкурсные сроки они поставлены не будут и не могут эксплуатироваться на негодной инфраструктуре. Кроме того, они в принципе непригодны для метротрама».



Частая судьба новых трамваев в Челябинске

На 24 февраля назначено рассмотрение проекта планировки территории под метротрам, однако ни обоснования, ни трассировки не существует, то есть за счет бюджета выполнена абсолютно бессмысленная на сегодняшний день работа.

Также областной администрацией принято решение об организации троллейбусной концессии со 168 троллейбусам, бюджетные расходы по которой составят 12 миллиардов рублей. Какого-либо обоснования таких расходов, сравнимых с годовыми бюджетными доходами Челябинск, не существует. Никакие другие варианты использования бюджетных средств для улучшения транспортной ситуации не рассматривались. При этом уже заявлено, что это приведет к росту стоимости проезда.

Этот проект заведомо невыгоден для бюджета и населения Челябинска. Даже такой простейший вариант, как закупка 300 автобусов на газомоторном топливе с бесплатным проездом для горожан в течение 15 лет стоит не дороже. Помимо экономии порядка 50 миллиардов рублей для жителей Челябинска за время концессии, это позволит  перевозить в два раза больше пассажиров, снизит дорожный трафик и улучшит экологию в Челябинске. Минтранс РФ вынужден был отказаться от идеи бесплатного проезда в городском транспорте из-за высокой стоимости, но концессия в Челябинске окажется намного дороже.

При абсолютном отсутствии обоснований не удивительно, что обе заявленные системы, метротрам и троллейбусная концессия, в значительной части дублируют друг друга, что ведет к удвоению расходов на стадии реализации и снижению эффективности во время эксплуатации каждой из них. Избыточные операционные расходы от дублирования могут быть на уровне 1 миллиарда рублей в год.

По другим транспортным проектам также продолжается разбазаривание бюджетных средств, поскольку обоснований под эти проекты не было и нет.

- Например, реконструкция Комсомольского проспекта - одной из основных магистралей города, вызвала единодушное возмущение жителей Челябинска, обошлась более чем в 200 миллионов рублей, повысила аварийность и сдвинула «пробки» на соседние улицы. Вице-мэр по транспорту уволен, материальной и уголовной ответственности никто не понес, а на 2022 год намечена повторная реконструкция только что реконструированного проспекта.



Комсомольский проспект: реконструкция за 200 млн рублей



- Строительство развязки на Троицком тракте по нацпроекту «Безопасные и качественные дороги» брошено, объект реализован частично, поскольку никакой необходимости его в заявленном виде не существовало. Бюджетные потери составили сотни миллионов рублей.

- Верховный суд подтверждает бюджетные потери, ранее выявленные ОНФ, по этому же нацпроекту, на сумму более 56 миллионов рублей.

«Просим Вас, Владимир Владимирович, дать поручение дополнительно проанализировать обоснования предлагаемых правительством Челябинской области проектных решений и их реальной стоимости (капитальных затрат и операционных расходов) в части модернизации системы общественного транспорта в регионе».

Составлено: эксперт Фонда Гуревич Я.Е.,  председатель правления Костенко А.М., член правления                                                               Вахтина Е.А., член правления  Гладышева И.С.

Текслер, модернизация, Челябинск, общественный транспорт, метротрам, обращение к Путину

Previous post Next post
Up