.
Страна бедняков
Давид Якобидзе, профессор
22 мая 2012 г.
.
Михаил Саакашвили и, так называемые, «говорящие головы» власти настырно внушают нам, что несмотря на мировой экономический кризис, грузинская экономика сохраняет относительную стабильность. Мол, наша экономика устояла даже в условиях, когда на нас с сокрушительной силой обрушилась вся российская милитаристская машина (2008 год)! Однако следует понять, что дело тут вовсе не в нас и в нашей активности. Ни тогда, ни сейчас экономические результаты не являлись показателем мощи независимой грузинской экономики. Это заслуга тех наших друзей, которые стараются включить геополитические ресурсы нашей страны в ареал собственных интересов.
.
Таким образом, мы получаем соответствующее вознаграждение за использования наших ресурсов в чужих интересах, которое принимает форму дешевых кредитов и целевых грантов. Тем не менее, они тяжелым грузом ложатся на нашу экономику. Образно говоря, мы строим замок на песке, а точнее, пирамиду без основания.
.
Я акцентирую внимание на данном вопросе, потому что без целевых ориентиров экономика представляет собой лишь беспорядочное множество взаимоисключающих хаотических процессов, результат от которых может быть только один - тупик.
.
Сегодня даже невооруженным глазом видно, что Грузия существует отнюдь не на доходы, которые сама создает. Огромный объем внешнего долга страны и практика его использования встревожила даже нашего казахского друга Нурсултана Назарбаева, который безо всяких дипломатических ухищрений призвал нас задуматься над собственной деятельностью.
.
По поводу современного мирового кризиса уже сформировано единое мнение, согласно которому убийственные последствия экономической депрессии обостряют международную конкуренцию и каждая страна обязана максимально использовать собственные ресурсы, чтобы ослабить исходящие от кризиса удары.
.
Придерживаясь этой логики, постараемся понять, что же происходит у нас. Урожайность пшеницы в 2010 году составила 1,1 тонны с гектара. Если б не мощная помощь дружественных стран, мы бы оказались на грани голода. Можно сказать, что активная интеграция в глобальную среду избавила нас в 2008 году от экономической катастрофы, позволив экономике и в период нынешнего затяжного кризиса обеспечивать основные параметры своего развития. В то же время, если б из имеющихся 850 тысяч гектаров пахотных земель нам удавалось обрабатывать хотя бы 650 тысяч (как в 1996 году), обеспечивая грамотную специализацию и приемлемый уровень аграрной культуры, в стране ощутимо сократились бы и безработица, и количество бедных людей. Мы бы гораздо надежней обезопасили себя от мирового кризиса, и в нас бы зародилась надежда на будущее. Мы были бы заведомо избавлены от необходимости проводить в 2011 году безрезультатную и постыдную кампанию, связанную с гибридной кукурузой, как и от многих других манипуляций, укоренившихся в аграрном секторе нашей экономики.
.
Можно сделать закономерный вывод, что без действенной, хорошо просчитанной, ориентированной на будущее экономической политики у нас ничего не получится.
.
.
Человеческий фактор - да, псевдореформы - нет
.
«У нас нет ни нефти, ни других значительных ресурсов», - таково устоявшееся мнение, заставляющее нас вечно искать выход в реформировании общественной системы страны. Хочу напомнить, что ресурсы у нас, тем не менее, есть, просто они нуждаются в правильном использовании. По данным Мирового банка, хозяйственные результаты в любой макроэкономике лишь на 15 процентов зависят от природных ресурсов, 25 процентов приходится на технологии, а остальные 70 процентов - на человеческий капитал. Если же учесть, что современные технологии представляют собой результат труда людей, можно смело заявить: экономические достижения на 85 процентов зависят от них и являются их заслугой. Поэтому в Грузии нам следует обязательно заняться проблемами развития человека.
.
По мнению ООН и других международных организаций, если обеспечить в тех или иных странах рекомендованные стандарты по качественным показателям развития человека, развивающиеся государства могут за 30 лет проделать путь, который экономически состоятельные страны осиливали в течение 300 лет.
.
ООН предлагает, чтобы, помимо экономического роста, государства проявляли заботу о развитии человека, что наглядно отражается в трех основных показателях: 1) в средней продолжительности жизни граждан, которая зависит от дееспособности существующей в стране системы здравоохранения; 2) в уровне образованности населения, который измеряется степенью вовлеченности ее граждан (от 6 до 24 лет) в систему образования; 3) в достойных условиях жизни граждан, которые измеряются объемом валового внутреннего продукта, приходящегося на душу населения. Путем агрегирования этих трех показателей выводится четвертый - «показатель развития человека», который определяет место страны в рейтинге ООН. К общему сведению: в 2011 году Грузия заняла по данному показателю 57-е место в мире, хотя в 1997 году занимала 51-е.
.
У нас была проведена, да и сейчас продолжает осуществляться реформа системы образования. Один из ее результатов таков: согласно данным за 2011 год Грузия по качеству начального образования занимает 120-е место в мире. Этот факт уже сам по себе не может не вызывать тревоги, однако еще более печально, что было время, когда Грузия по уровню образованности входила в число мировых лидеров. Страна считалась организатором множества методических инноваций, касавшихся как раз начального образования, которые активно внедрялись в практику. В качестве иллюстрации можно привести оригинальную методику Гурама Рамишвили по изучению иностранного языка в начальных классах немецкоязычной школы, получившие широкую известность педагогические новшества академика Шалвы Амонашвили, эффективную практику школы имени Комарова. А что за несчастье у нас сегодня? Вместо улучшения методики преподавания в начальной школе мы бурно обсуждаем вес ученических рюкзаков, значение введенных в школах мандатур и тысячи других незначительных с точки зрения качества обучения вопросов. Совершенно очевидно, что реформа в системе образования была проведена некачественно. Это не позволило трансформировать систему, поскольку ее целевые характеристики не только не улучшились, но и ухудшились.
.
Правительство кичится реформой высшей школы... Однако чему мы учим нашу талантливую молодежь? На какой мировоззренческой базе передаются знания, какова методика обучения? Если проанализировать эти вопросы, станет заметно, что наша высшая школа ориентирована не на расширение горизонтов мышления и формирование профессиональных навыков, а в значительной степени продолжает осуществлять заложенные в средней школе репетиторские функции, натаскивает студенчество на доучивании уже пройденного учебного материала. Я уже ничего не говорю об отношении к академическому персоналу, о чем немало писалось. Уровень постановки образования в Грузии можно оценить и по тем средствам, которые выделяются из государственного бюджета. В 2012 году на нужды высшей школы было направлено 100 миллионов лари в расчете примерно на 120 тысяч студентов. Это тогда, как на 24 тысячи заключенных пенитенциарной системы было отпущено гораздо больше. Вот вам и приоритеты государства!
.
Усилиями реформы в системе здравоохранения, эта отрасль полностью перешла на функционирование по методике Бевериджа. А система Бевериджа означает, что больной в состоянии получать медицинскую помощь в тех объемах, которые он способен оплатить. В таких условиях инвестиционный ресурс, в результате которого были построены новые больницы, сформировался за счет обдирания самих больных и членов их семей. В структуре 22-миллиардного валового внутреннего продукта Грузии 3,5 миллиарда (почти 15 процентов) занимают расходы на здравоохранение, но из государственного бюджета покрывается лишь 10 процентов этой суммы. С каким же явлением мы имеем дело: разве это реформа или трансформация? На мой взгляд, плохая реформа действительно вызвала необходимость изменения названий целевых задач и привела к дегуманизации мышления отвечающих за эту сферу лиц. В свое время профессор Мухадзе так озвучил огрузиненный вариант системы Бевериджа: «Больной должен нас...ть в кровать». Косвенный результат внедрения этой системы сегодня проявился в том, что средняя продолжительность жизни в Грузии сократилась с 71,5 до 69, 6 лет.
.
.
Кто узаконил черту бедности?
.
У нас в стране постоянно ведутся споры и приводятся цифры, показывающие кто и почему находится выше или ниже черты бедности. И, тем не менее, сколько же все-таки людей у нас находится за этой чертой? 15 процентов населения, заявляет президент, а оппозиция считает, что 40-45 процентов.
.
Попробуем согласиться с президентом Саакашвили.
.
Начнем с того, что каждая страна сама устанавливает для себя черту бедности. Например, в Америке она равна 24 тысячам долларов, в Германии составляет примерно столько же. Россия, Украина, Словакия и некоторые другие страны предпочли рассчитывать не черту бедности, а прожиточный минимум населения, и, исходя из него, регулировать социальные трансферты. Власти Грузии ни черту бедности для своего населения, ни прожиточный минимум не рассчитывали. Однако для таких стран, то есть, не установивших для себя эту черту, ее определяет Мировой банк. По его мнению в Грузии на грани нищества находится тот, кто получает в день 1,25 американского доллара.
.
Этот норматив Мирового банка наше правительство устраивает, и потому бедность в Грузии оценивается именно по данной методике. Так, грузинский пенсионер получает приблизительно 70 долларов США в месяц, что соответствует 2,1 доллара США в день. Соответственно для Мирового банка, как и для наших властей, он является богатым человеком. Между тем, тот, кто полагает, что нищенствует 40 процентов жителей Грузии, подразумевает и пенсионеров, на которых приходится 20 процентов населения. Допустим, мы согласны с президентом и считаем, что в Грузии проживает 690 тысяч человек, чей дневной доход составляет меньше 1,25 доллара, т.е., 2 лари. Тогда получается, власти как бы признают, что высеивая тюльпаны, подснежники и камелии на проспекте Руставели, сооружая фонтаны, перекрашивая фасады домов, заменяя базальтовые плиты на тротуарах гранитными, устраивая массовые эстрадные зрелища, они легким движением руки отмахиваются от бед этих несчастных 690 тысяч людей, при виде которых на глаза наворачиваются слезы. То есть, в Грузии появился собственный сугубо грузинский ориентир, позволяющий измерять бедность не в сопоставлении с уровнем жизни, а в абсолютных размерах как абстрактный показатель.
.
В то же время, хотя в соответствии с нормативами Мирового банка бедными в Грузии считаются 690 тысяч человек, по существу ими также являются и 900 тысяч пенсионеров (составляющих 20 процентов, или одну пятую всего населения), поскольку их пенсия не дает возможности потреблять минимально необходимое количество белковой пищи. По расчетам международных организаций, для нормального питания в Грузии ежедневно требуется 4,5 лари. Эти расчеты дают нам право заключить, что черту бедности в Грузии следует определять: стоимостью обеспеченного белками питания (4,5 лари) плюс минимальные коммунальные платежи, а также определенные жизненно необходимые товары и услуги другого назначения (составляющие 3 лари, или 40 процентов от стоимости питания). В таком случае черта бедности будет определяться минимальными доходами в 7,5 лари, что составит 2750 лари в год или 230 лари в месяц, то есть, окажется вдвое выше, чем сегодняшняя пенсия.
.
Исходя из этого, понятно, почему нашему правительству удобно применять специальный экономический индикатор для проведения мероприятий по социальной защите населения. Оно стремится избежать ожидаемых осложнений с пенсионерами и с другим низкооплачиваемым персоналом (работающим за пять лари в день). Ведь ежегодный доход ниже 2750 лари получает в Грузии 40-45 процентов населения. Однако все дискуссии на эту тему будут до тех пор оставаться в сфере голой риторики, пока оппозиция не займется серьезными исследованиями и не определит рациональные показатели бедности, не перейдет, наконец, от общих эмоциональных деклараций к выдвижению обоснованных требований, вынуждая правительство определить для населения Грузии реальную границу, за которой начинается нищета.
.
Значительным достижением нашей нынешней власти признана борьба с коррупцией. Впрочем, ни у кого не вызывает сомнений существование в стране элитарной коррупции. Некоторые наши «эксперты»-дилетанты трактуют элитарную коррупцию слишком примитивно, сводя ее лишь к констатации фактов коррумпированности некоторых министров и других чиновников. А, между тем, элитарная коррупция - это социальное явление, охватывающее более широкий круг понятий. К ней, например, причисляется намеренное принятие нормативных актов, ставящих целью чье-то обогащение или, наоборот, сокращение чьих-то доходов. Взять хотя бы закон, согласно которому владельцы контрольного пакета акций могли без разрешения других акционеров, обладающих менее 4 процентов акционерного капитала, приобретать у них акции по рыночной цене (!). Другой пример: расходование государственного бюджета по чьему-то личному усмотрению и затем узаконивание задним числом существующего положения путем внесения поправок в бюджет. Все это классические проявления элитарной коррупции. Примером может служить и использование ресурсов государственного бюджета в своих политических целях.
.
Таким образом, рассуждая о качественных показателях развития человека, мы, к сожалению, не в состоянии обнаружить в государственной практике нашей страны ничего привлекательного и полезного.
.
.
=====================
.
http://pluto9999.livejournal.com/41861.htmlГрузины массово уезжают на заработки в Абхазию
.