Кратко: аджайл - гибкая методология разработки, которую придумали 20 лет назад, чтобы организовать работу небольших групп, которые (обычно) занимались разработкой ПО. Канбан и скрам - способы управлять работой в духе аджайла.
Чтобы перфомить перфомансы, не фейлить и не факапить, нужны правильные фреймворки и качественные фидбеки, а еще канбан-доска, скрам-мастер.
Если изначально аджайл был способом организовать программистов-интровертов ради общей цели, то сейчас он используется в кино, на заводе и даже в школе. Ибо это не просто методология, а образ мышления с системой ценностей.
Не менеджеры, а самоорганизация
Иерархия власть-подчинения больше не в моде. Менеджеры - это узкие места, бутылочные горлышки эффективных процессов (калька с английского «bottleneck»). В бирюзовой организации должна быть плоская структура, не должно быть начальников, а решения - приниматься в командах.
Не группа людей с общим бэклогом, а команда
Не KPI, а OKR
KPI - это недостижимые цифры, которые требует от тебя начальник. OKR (Objectives and Key Results) - цели, которые команда выбирает сама. Это 3-5 амбициозных, но выполнимых, измеримых и четко сформулированных целей, к которым хочется стремиться.
Доверие
Современные модные команды очень заморачиваются над своей командностью. Менеджеров нет, а значит, никто не будет ругать за ошибки, можно налаживать горизонтальные связи, чувствовать себя в безопасности и не бояться высказать мнение.
Достаточно долго взращиваемая атмосфера взаимного уважения должна в итоге дать командный дух. Если командный дух так и не вырос, то можно сделать рестарт - поехать в лес на выходные и два дня ставить цели под руководством опытного коуча.
Гореть продуктом
Просто чувствовать себя командой и брать коллективную ответственность за результат - мало, надо, чтобы глаз горел при мысли о разработке, а руки жгло что-нибудь сделать. Если вы большая организация, как Альфа или Райффайзен, вам надо придумывать лаборатории, поощрять внутренние стартапы и дух предпринимательства. Если вы маленькая организация, то автономия и открытость - у вас в крови.
Открытость всего (даже зарплат)
Да, в модных современных организациях каждый знает, сколько кто зарабатывает. Может попросить о повышении - своем или друга, обсудить вопрос со всеми и получить больше денег. Открытые зарплаты - это не страшно. Страшно - чувство несправедливости. Поэтому переходить на режим тотальной открытости можно осторожно, и начать лучше с открытых финансов, белых зарплат и открытых расставаний (когда во время увольнения все знают, почему человек ушел). Со временем ореол тайны вокруг финансов рассеивается, и сотрудники начинают относиться к ним спокойно.
Процессы во главе
Чтобы вся эта конструкция работала, нужны отлаженные процессы. Поэтому модные современные команды организуют канбан-доску - физическую со стикерами или виртуальную в Trello или Jira. Да, это может выглядеть абсурдно, когда пять человек стоят перед разлинованной стеной, передвигая цветные бумажки, но как иначе организовать взрослых, умных и независимых людей, которые не хотят быть рабами иерархии? Только если брать из бэклога в спринт самые важные фичи и вовремя двигать карточки.
Забота о сотрудниках
Работа в спринте - это работа на износ. В некоторых компаниях даже есть разделение на тех, кто работает над продуктами, и тех, кто на подхвате. И не все стремятся в основной состав, потому что на подхвате быть легче. Но в любом случае для тебя как для ценного сотрудника: свободное время, оплата обучения и плейстейшн в комнате отдыха. Опен-спейсы уже не в моде, нужны комнаты для команд, но, главное, должна быть общая кухня - место рождения самых креативных идей.
Не только работа
В модной современной организации не стыдно иметь бар или пить с коллегами после работы. Если сотрудники не надоели друг другу после целого дня - это показатель высочайшего доверия и 80lvl командной сплоченности. Ведь в конце концов важнее всего, чтобы каждый был просто счастлив, ибо первое правило колхоза аджайла - люди и взаимодействие важнее процессов и инструментов.
Откуда брать мотивацию?
Самый важный вопрос. Скрам, канбан и плейстейшн - это, конечно, хорошо, но кажется, что так людей пытаются заставить жить на работе. «Где брать мотивацию на нонстоп рабочей эффективности?» - спросите вы. Ответ в книге Д. Пинка «Драйв: Что на самом деле нас мотивирует?» Кратко: большая цель, автономия и мастерство. Так что если на работе вы чувствуете себя значимой частью большой цели, но независимы настолько, что можете делать, что считаете нужным, и вам дают развивать свой профессионализм, - у вас всё хорошо, вы в духе аджайла.
Источник Сплошной КУУУЛ и КРЕАТИФФ!!?
Дух XXI-го века?
Тогда сравним с вот этим:
АРТЕЛЬ - добровольный союз (товарищество) равноправных работников, решавший производственные и хозяйственные задачи на основе самоуправления, взаимопомощи и взаимовыручки. Объединение людей в артель не только не ограничивало духа самостоятельности и предприимчивости каждого артельщика, а, напротив, поощряло его. Артель позволяла сочетать склонность русского человека к самостоятельному и даже обособленному труду с коллективными усилиями.
Началом равноправности артели резко отличались от капиталистических предприятий; попытки эксплуатации одних членов артели другими, как правило, жестко пресекались (в этом плане артель была антикапиталистической организацией). Причем равноправность не нарушалась предоставлением одному из членов распорядительной функции, так как каждый из членов мог быть назначен товарищами на ее выполнение. В некоторых артелях распорядительная функция выполнялась поочередно каждым из артельщиков. Равноправие, конечно, не означало уравниловки - распределение дохода осуществлялось по труду.
Чисто русской особенностью этой формы труда было также то, что члены артели связывались круговой порукой, то есть каждый из них ручался солидарно за всех остальных, все же вместе - за каждого отдельно. Этот признак вытекал из самого понятия об артели как о самостоятельной общественной единице. Эта ответственность друг за друга есть искони отличительный признак артели, доказательством чего служат дошедшие до нас исторические памятники, договоры с артелями, заканчивающиеся указаниями, что ответственность за ущерб и убытки, нанесенные артелью, должны падать на того, "кто будет в лицах", то есть на каждого конкретного члена артели. Все это лишний раз подчеркивало общинное происхождение артели, их кровное родство. Недаром А.И. Герцен считал артели передвижными общинами.
Общинные и артельные формы народной жизни и хозяйствования тесно переплетались между собой. Известны случаи, когда целые общины организовывали артель. В Вологодской и Архангельской губ. были часты случаи, когда деревни-общины образовывали артель по обслуживанию почты и переводов. Такие артели сами распределяли работу между своими членами, устанавливали норму выработки и оплату труда по гонке и перевозу.
Артелью, писал историк И.Г. Прыжов, называется братство, которое устроилось для какого-нибудь общего дела. Русская артель имеет своего рода семейный характер: "Артель - своя семья". Про большую семью говорят: "Экая артель". Товарищеская взаимопомощь и общее согласие - главное в артели: "Артельная кашица гуще живет", "Одному и у каши не споро", "В семье и каша гуще". Поэтому, справедливо утверждает Прыжов, у русского человека большое скопление людей получает смысл артели: "Народ по улицам артелями бродит".
"Артельная система, - отмечал исследователь артели М. Слобожанин, - есть не классовая, а общечеловеческая система, форма же проявления ее - артель - есть союз личностей".
В артели человек должен был проявить свои лучшие способности, а не просто приложить труд. Самоуправляемый характер артели был не в примитивном равенстве, а в равном праве для всех выразить свои способности вне зависимости от социального положения. В самых типичных артелях Древней Руси могли участвовать все без исключения при одном условии - признания ими артельных основ. В складочные пиры, в пустынные монастыри, в братства и в вольные дружины могли входить и "лучшие" и "молодшие" люди, и смерды, и бояре, и духовные лица, и даже князья.
Артель - самоуправляемый трудовой коллектив. "Артель суймом крепка", - гласит древняя пословица. Суйм, или суем, - сейм, сходка, общее собрание. Люди объединяются для совместной слаженной работы, где каждый отвечает перед всеми другими. "Артель - своя семья", "Артель - круговая порука", "У артели брюхо да руки - нет другой поруки", "Что было в артели - все свертели".
Самоуправляемость артели вовсе не означала, что у нее нет начальника. "По ватаге - атаман, по овцам - пастух". Артель выбирает его из самых авторитетных членов, понимая, что есть вопросы, которые арифметическим сложением мнений не решишь. "Без атамана дуван не дуванят". Нужна твердая воля, выражающая конечные интересы членов артели, но, конечно, не подавляющая их самостоятельности. "Артели думой не владети", ибо "сколько в артели голов - столько умов". Поэтому "один горюет, а один воюет". "Артель атаманом крепка". Руководители артели, кроме атаманов, назывались еще старостами и большаками.
Артель нередко предоставляет своему руководителю широкие права (если она ему доверяет), но и при всех обстоятельствах осуществляет за ним контроль, которого практически не избегнешь.
https://telemax-spb.livejournal.com/131821.html Click to view