Аэромобили. Часть 3.

Sep 21, 2012 17:27

Третья, заключительная и самая объёмная часть моего рассказа об аэромобилях, неожиданно разросшегося в своих размерах почти до фундаментального исследования должна была быть завершена сегодня. Но попытка убрать не в том месте ставший кат привела к потере почти трёх четвертей повествования. Остались только первая и последняя части. Постепенно буду восстанавливать, но пока нет ни сил ни желания. Неудачи случаются.

Проект аэромобиля Terrafugia Transition наверное наиболее раскрученный и известный в наше время. Полноразмерный макет этого аппарата начали показывать на различных выставках и авиашоу с 2007 года, в 2009 году появилось сообщение о первом полёте машины. Тогда же в сети появился ролик, на котором было запечатлено это знаменательное событие. Однако многие специалисты заметили тогда довольно значительные отличия машины, которая совершает полёт на видео, от экземпляра, который возили по выставкам. Появились предположения, что полетела совсем другая машина, более приспособленная к полёту и не имеющая возможности к передвижению по земле.



Аэромобили. Часть 1.
Аэромобили. Часть 2.


Впервые я увидел Terrafugia в Ошкоше, в 2008 году. К сожалению, машина стояла в закрытом павильоне, сфотографировать её было трудно, получились лишь какие-то фрагменты. Слоган на павильоне утверждает, что создано новое средство передвижения а не очередной аэромобиль.




Макет кабины. Хорошо видна откидная колонка, на которой судя по всему располагаются рукоятки управления аппаратом в полёте.


Terrafugia Transition представляет собой двухместное транспортное средство с возможностью трансформирования в летательный аппарат. Используется двигатель Rotax 912, в качестве топлива предполагается неэтилированный бензин. Во время испытаний Transition заправился на обычной АЗС, доехал до аэропорта, где водитель разложил крылья и поднял машину в воздух. Полет продолжался 8 минут, максимальная высота полёта составила порядка 425 метров. Как заявляет производитель, на дороге машина может разогнаться до скорости 200 км/ч, однако для взлета необходим ровный участок длиной более 518 метров. В воздухе Transition разгоняется до 185 км/ч, крейсерская скорость составляет 172 км/ч при расходе 5 литров топлива в час. При емкости бака 23 литра машина в теории может пролететь до 800 км.

Transition на Sun'n-fun 2009, - аппарат стоит на лужайке, можно хорошо рассмотреть его со всех сторон.







Предполагалось, что серийное производство «самолетомобилей» стартует в конце 2009 года, компания принимала заказы на машину с депозитом по $10 тыс. Полная стоимость Terrafugia Transition составляла ориентировочно $279 тыс. на 2009 год. Кризис немного отодвинул планы выдвижения аэромобиля на рынок, ожидалось, что на Ошкош-2012 будет показана финальная версия аппарата, однако, посетители авиашоу ничего не увидели. Всем объявили, что продолжаются лётные и дорожные испытания.

Внешний вид Terrafugia к настоящему времени претерпел значительные изменения. Исчезла передняя аэродинамическая поверхность и передний воздухозаборник, фары переместились на переднюю часть корпуса, также заметны и другие изменения. Фотографии с сайта разработчика.







На авиашоу Ошкош-2008 американская компания Caravella Aerospace представила макет аэромобиля построенного вокруг дорожного мотоцикла. Этот аппарат создавался по принципу "всё возим на себе, ничего не оставляем в аэропорту".


Двигатель мотоцикла приводит в движение CaravellAir на земле и в воздухе.


Сладывающееся хвостовое оперение.


Крыло в сложенном положении.


На фотографии с сайта разработчика готовый прототип дорожного модуля. Это состояние дел проекта на 2010 год.


Ещё одно изображение с сайта разработчика - схема складывания крыла и оперения. Хорошо видно, что крыло складывается в трёх (!) местах.


Весной 2010-го было объявлено, что Caravella Aerospace летом вернётся в Ошкош с рабочей версией машины, однако ни в 2010-м, ни в последующие годы, готового аппарата никто не увидел.

Конструктор из Словакии Stefan Klein впервые представил своё видение аэромобиля на авиашоу AERO-2009 в Фридрихсхафене. Он построил двухместный аппарат со складывающимися назад крыльями и толкающим винтом. Размах крыльев - 7.8 метра, вес пустой машины - 400 кг., предполагаемая скорость на земле - 140 км. в час, крейсерская скорость в воздухе - 220 км. в час.


Aeromobil (таково правильное название аппарата), на земле и в воздухе приводится в движение мотоциклетным двигателем Honda Blackbird, объём 1200 куб. см., мощность 140 л.с. На словацком сайте можно посмотреть видео о проекте и об испытаниях этой конструкции.


Судя по заявлениям разработчика, испытания аппарата продолжаются, идёт работа над усовершенствованной версией Aeromobil III.


С установленными обтекателями передних колёс.


А пока тему аэромобиля, как ни странно, наиболее активно эксплуатируют и развивают парапланеристы летающие на моторных парапланах (motorized parachute, PPC). Их так называемые "телеги" сами по себе представляют собой нормальные модули для передвижения по поверхности, а компактность несущей системы и отсутствие хвостового оперения делает их конструкцию простой и не требующей конструкторских изощрений для уборки крыла и складывания оперения.

Трехколёсный модуль (паратрайк) Voyager с приводом от воздушного винта. Несущая система лежит рядом в сумке.


Это четырёхколёсная российская "телега" Лидер. Она тоже приводится в движение пропеллером. На фото показан момент раскладывания крыла и подготовки аппарата к взлёту.


Короткий разбег, и параплан уже в воздухе.




А этот трайк конструкции Василия Уварова имеет гидравлический привод на ведущие колёса.


Наиболее серьёзно среди парапланомобилей выглядят изделия американской фирмы Maverik. Это уже настоящие дорожные автомобили с закрытым кузовом, нормальной подвеской и неплохой скоростью на шоссе.


Можно видеть детали привода воздушного винта, коробку передач, действующие регистрационные номера.


Ещё один Maverik. На сайте производителя можно найти много дополнительной информации об этих аппаратах.




На авиашоу Фридрихсхафен 2012 можно было видеть такой блок коробки передач, ведущего моста и привода на воздушный винт сделанный специально для парапланомобилей.


Понятно, что несущей системе в виде мягкого крыла присущ целый букет недостатков - прежде всего малая скорость, зависимость от ветра, плохая маневренность. Однако подобные аппараты зарекомендовали себя отличными спортивными снарядами и прекрасными аппаратами, на которых можно полетать вокруг лужайки. А ещё и погонять по просёлку.

аэромобиль, aircar, параплан

Up