Вторая часть моей истории аэромобилей. Пока я работал над ней, претерпела изменения и первая часть, - была добавлена информация про аэромобиль Tempier, проект летающего танка Уолтера Кристи, проект Aerocar 2000. Думаю, что на этом процесс далеко не закончится.
Для заглавной фотографии этой публикации я выбрал фото аэромобиля Airphibian Роберта Фултона, который можно увидеть в музее авиации в Вашингтоне, ниже будет рассказ об этом проекте.
Роберт Фултон начал свой проект одновременно с Тэйлором в 1946 году. Он также как и Тэйлор стремился создать лёгкое дорожное шасси, на которое навешивалась бы несущая система. При передвижении по дорогам, как и у Тэйлора, система в сложенном виде буксировалась за автомобилем. Трансформация из автомобиля в самолёт и обратно должна была происходить максимально просто. Фултон говорил, что «домохозяйка может сделать это одна за пять минут».
Аэромобиль Фултона Airphibian стала первым в мире летающим автомобилем, получившим сертификат Управления гражданской авиации США (Civil Aeronautics Administration) - предшественника FAA.
Однако, несмотря на очевидный успех летающей машины, Фултон не сумел довести её до массового производства - не удалось найти деньги. Остались только машина в музее и красивые картинки из журналов.
В начале 50-х годов итальянская фирма Carrozzeria Colli разработала свой "roadable aircraft" Aerauto PL.5C. На нём был установлен двигатель Continental C85 который приводил аппарат в движение в воздухе и на земле. Проект был прекращён в 1953-м.
Ещё один "roadable aircraft" - Bryan Autoplane, - он впервые полетел в 1953 году. Конструктор Leland Bryan использовали носовую часть самолёта Erco Ercoupe а также части его оперения. Крылья были взяты от планера Briegleb. Автомобильный двигатель Crosley вращал толкающий воздушный винт. Затем появились модели II и III, менялись двигатели, самолёты летали до 1974 года, когда Leland Bryan разбился на авиашоу в Ошкоше. В ту пору он уже строил четвёртый аппарат Model IV Autoplane на базе самолёта Rutan VariViggen.
Через 20 лет после первого опыта с летающим авто, Waldo Waterman предпринял вторую попытку создания массового аэрокара. Конструктивные решения этой машины в основном повторяли аппарат, построенный в 1937 году. Также было применено стреловидное съёмное крыло с вертикальными шайбами - законцовками. Новая попытка тоже не была удачной, машина не получила сертификата на использование в воздушном пространстве. Сейчас её можно увидеть в музее в Вашингтоне.
В 1950 году в работу по созданию аэрокара включился конструктор Herbert Trautman. Своё детище он назвал Road Air, это была машина оригинальной конструкции, несущей поверхностью являлся корпус аппарата, движение осуществлялось при помощи толкающего винта. Road Air был закончен в 1959 году, выполнил несколько подлётов, но полноценно не летал. В настоящее время выставлен в музее Fantasy of Flight во Флориде.
Проект AVE Mizar стартовал в 1970 году и был, наверное, наиболее "раскрученным" для тех времён. Фотографии этого аппарата можно было увидеть даже в "Технике молодёжи" и "Науке и жизнь". Конструктором Mizar был Генри Смолински (Henry Smolinski). Он решил не создавать лёгкий дорожный аппарат как Фултон и Тэйлор, а использовал стандартный автомобиль Ford Pinto, на котором была установлена несущая система с мощным авиационным двигателем Continental. Mizar был закончен в 1973 году, тогда же состоялся и его первый полёт. Осенью этого же года аэромобиль потерпел катастрофу (складывание крыльев), в которой погибли сам Генри Смолински и вице-президент компании AVE Гарольд Блэйк.
Проект Wernicke SkyCar конструктора Ken Wernicke, 1990 год. В этом аэромобиле предполагалось использование нескладывающегося сверхкороткого крыла. Привод колёс на шоссе предполагалось осуществлять через гидропередачу. Была построена модель в масштабе 1:3, которая использовалась для аэродинамических продувок.
Аэромобиль Volante американского энтузиаста и отставного полковника морской пехоты KP Rice. Машина достаточно таинственная, мало кто видел её на авиашоу, все фотографии в сети исключительно с сайта изобретателя. Конкретной информации на
сайте разработчика тоже немного, зато можно почитать пространные рассуждения полковника о том, как должен, по его мнению, выглядеть настоящий аэромобиль. Сам он всё-таки пошёл по стопам Тэйлора, - несущая система на его машине съёмная, существует возможность перевозки её на буксире.
Судя по фотографиям на сайте, было построено две версии аэромобиля. Первая была построена по схеме "утка", выглядела довольно агрессивно, и, судя по фотографиям, летала.
Затем изобретатель вернулся к классической схеме с двухбалочным оперением.
Машина и несущая система выполнены из композитных материалов, вес пустой машины - 1200 фунтов, примерно 545 кг. По словам разработчика, время перевода машины в лётную конфигурацию составляет примерно 10 минут. Для движения на земле и в воздухе используется авиационный двигатель Lycoming 0320. В воздухе аппарат развивает скорость до 150 миль в час.
Полёт на аэродроме El Mirage.
В дорожной конфигурации.
В настоящее время состояние проекта неизвестно, изобретатель утверждает, что всё ОК и процесс испытаний продолжается, однако других упоминаний об испытаниях в интернете я не нашёл.
Проект Magic Dragon. Этот аппарат я впервые увидел на Ошкоше 2005, машина произвела на меня неизгладимое впечатление. Конструктор машины использует туннельный эффект убранного в корпус многолопастного воздушного винта для передвижения машины по земле и по воздуху. Также задействуется хитроумная система перепускных створок в корпусе, которая перераспределяет нагнетаемый воздух, способствуя правильному обтеканию аппарата и эффективному управлению.
Сайт создателей аэромобиля выглядит немного диковато для нашего времени, но тем кто интересуется, разобраться вполне можно.
Одна из схем, выложенных на сайте.
Magic Dragon пока не летал, судя по вышеуказанному ресурсу первый полёт состоится в 2013 году.
Этим аппаратом я закончу вторую часть моего повествования, придётся писать ещё и третью. Туда войдут нереализованные современные проекты, разрекламированная Terrafugia, совсем неизвестный Comp-Let Aepomobile, CaraVellair, парапланомобили. Будет интересно.