Продолжаем разговор про стоковые дела. Предыдущие посты на эту тему можно почитать здесь:
Введение -
http://pivo-msu.livejournal.com/129131.htmlТехника для съёмки -
http://pivo-msu.livejournal.com/129350.htmlКритерии отбора -
http://pivo-msu.livejournal.com/129681.htmlФормальности -
http://pivo-msu.livejournal.com/129888.htmlКоличество и распорядок -
http://pivo-msu.livejournal.com/130246.htmlРеферальная программа и микростоки -
http://pivo-msu.livejournal.com/130479.html Сегодня же мы приступаем к детальному анализу отдельных микростоков. Предлагаю начать этот обзор с одного из стоков первого эшелона -
Istockphoto (
http://russki.istockphoto.com)
Это первый микросток, с которого, собственно, всё и началось. Довольно долгое время этот ресурс был лидером по продажам фотографий, но сегодня несколько сдал свои позиции. Требования к качеству и творческой составляющей работ здесь очень высокие. Плюс к этому, к сожалению, довольно много излишних формальностей.
Для вступительного экзамена требуется пройти сначала письменный тест (по большей части он проходится на основании статьи, которую предлагают прочитать перед экзаменом, да и в интернете есть множество текстов с ответами, так что тест проблем не представляет). Тест можно пересдавать сколько угодно раз без временных ограничений между попытками.
Ну а потом вас попросят прислать три фотографии. Постарайтесь прислать лучшие свои работы, поскольку требования здесь действительно высокие. Для успешной сдачи экзамена нужно, что бы все три фотографии были одобрены. Но акцент делается на технике и творческой составляющей, коммерческий аспект практически не учитывается, что лично для меня сыграло хорошую роль. Экзамен я сдал с первой попытки вот с этими фотографиями:
Если же экзамен не сдать, то повторная пересдача будет возможна только через несколько дней, при этом каждый раз, когда вы не сдаёте экзамен, время до следующей попытки увеличивается. Присылать на экзамен те же работы, что были присланы ранее, нельзя. Так что советую подойти к этому экзамену максимально серьёзно. В любом случаи, если вы серьёзно хотите работать на микротоках, то этот ресурс вам не избежать, так как звание автора istockphoto - это некая планка, определяющая ваш статус. Многие фотостоки второго эшелона просят присылать ссылку на ваше портфолио на других ресурсах и ссылка на istockphoto - это очень серьёзный аргумент в вашу пользу.
Правда, надо ещё отметить, что в отличии от большинства других ресурсов, здесь нужно сдавать экзамен отдельно для каждого вида контента - т.е. если вы, скажем, прошли на сток как фотограф, то это автоматически не даёт вам возможности загружать вектор и видео.
Ну а когда вы благополучно сдали экзамен, то, вероятно, столкнётесь с некоторыми сложностями. Прежде всего, к сожалению, здесь очень много формализма, который, мягко говоря, не добавляет удобства фотографу.
Начнём с того, что на этот микросток не подойдут стандартные релизы моделей, которые вы с успехом отправляли на все остальные стоки. Здесь требуется заполнить особенный релиз модели, с фотографией, местом и датой съёмки и прочими формальностями. Образец и форма есть у них на сайте, но основная подстава даже не в том, что им нужен собственный формат, а то, что им нужен отдельный релиз на каждую дату съёмки! Если все без исключения остальные стоки стремятся упростить жизнь фотографам, разрабатывая всякие менеджеры релизов, способные прикреплять один релиз к множеству фотографий, то istockphoto напротив, усложняет жизнь. Иными словами, если вы часто снимаете одного и того же человека (скажем, жену, мужа или детей), то на каждую новую дату нужен новый релиз! При этом, модераторы за данным моментом хорошо смотрят, и написать просто год, без даты, не получится.
Усугубляет ситуацию тот факт, что они требуют именно отсканированный релиз, т.е. нужно каждый релиз распечатать, поставить на него подписи, потом отсканировать и отправить на сток. Добавьте сюда необходимость прикрепления на релиз фотографии модели, и поймёте, что следование этим требованиям не только отнимает кучу времени, но довольно быстро «съедает» картридж струйного принтера (а ведь у большинства фотографов именно струйные принтеры, способные печатать качественно, но использующие дорогие расходники). Это, конечно, полный маразм, иначе не скажешь, но с этим приходится работать.
Иногда, правда, получается «всунуть» им релиз из фотошопа, так, что бы они этого не заметили, но чаще это обнаруживается и следует просьба загрузить другой релиз.
Единственный момент, способный облегчить жизнь фотографа, это если несколько фотографий, по тематике и прочим признакам можно посчитать сделанными в один день, то можно поменять дату съёмки в свойствах. Это намного быстрее, чем релизы переделывать.
Ещё одна сложность с релизами - их нельзя прикреплять по нескольку штук к одной фотографии, в отличии от большинства других стоков. Если на фото два и более человека, то все релизы должны быть совмещены в фотошопе и уже суммарный файл должен быть прикреплён.
Отдельно следует сказать и о том, что релиз у них требуется не только на те фото, где людей можно узнать, но и на фото, где лиц не видно! Скажем, вот эта фотография, которая без проблем прошла на всех остальных стоках, не прошла на istockphoto из-за отсутствия релиза.
Фактически, им нужен релиз на любой материал, где есть люди. Опять бред, но опять, что поделать…
И ещё одна придирка этого микростока - логотипы и прочие охраняемые объекты. Понятно, что ни на один сток не примут фото с логотипом, но когда в кадре, в размытом фоне, висит репродукция картины неизвестного художника, то отклонять такую фотографию с формулировкой «художественное произведение в кадре» - это нонсенс (на других стоках эту-же фотографию брали «на ура»).
Или, вот здесь, на нагревателе в аквариуме есть половина названия модели нагревателя. Даже не торговый знак, а модель, которая копирайта не имеет, и даже не полностью, а только часть (т.е. прочесть невозможно):
На других микростоках эту фотографию брали без проблем, но здесь не взяли, указав на этот логотип…
И не расстраивайтесь, что многие ваши работы будут отклонять по техническим и художественным причинам. У них действительно серьёзные критерии отбора. Мне, вероятно, повезло, поскольку почти все их придирки были направлены на формальные стороны вопроса и, собственно, по качеству фото претензий почти не возникало. С другой стороны, а может и не повезло - если бы они отсеивали, как у большинства людей, почти все присылаемые фотографии, то, с такими формальностями, я ограничился бы отправкой малого числа фотографий, просто что бы было портфолио на пафосном микростоке. А вот раз берут фотографии, то приходится убивать кучу времени и делать их формальные вещи, поскольку понимаю, что есть реальная возможность набрать там хорошее портфолио.
Правда, я разделил фотографии на две условные группы - требующие релиза и те, которые можно грузить так. Сначала выгрузил все без релизов, потом собрал примерно похожие, поменял дату на них, и после этого уже начал делать под эти фото релизы.
Ещё из уже вторичных минусов «айса» могу отметить долгую первичную проверку работ, что мешает, особенно в начале, когда хочется побыстрее выгрузить своё портфолио. Однако повторное рассмотрение происходит довольно быстро.
Ещё стоит отметить, что у них фактически нет реферальной программы. Вернее, она есть, но только для привлечения покупателей, что, в случаи с российскими пользователями, практически бесполезно. За привлечение же поставщиков они не платят.
Резюмируя же всё сказанное выше, хочу отметить, что на настоящий момент времени данный ресурс переживает не лучшие времена. Если в ближайшее время они не смогут вернуться в лидеры по продажам или же не откажутся от излишнего формализма, многие авторы предпочтут не иметь дело с этим ресурсом. На одном пафосе далеко не уехать, да, имя istockphoto известно и определяет статус стокера, но, блин, что толку от «Мерседеса», если нет возможности на нём ездить?