Б/у декорации, немножко бреда и мощный бутафорский нож. Паяцы в СПб Опера

Aug 21, 2023 00:15

Внезапно обнаружился ещё один источник недорогих театральных билетов, так что я рискнула продолжить знакомство с репертуаром театра "Санктъ-Петербургъ Опера".
Пока театр давал спектакли на своей родной сцене, билеты у них стоили очень негуманно. С другой стороны, у этого театра в репертуаре время от времени попадаются такие оперы/оперетты, которые больше нигде в нашем городе не идут, даже в концертном исполнении. Но тратить деньги на кота в мешке в плане исполнения очень не хочется, я как-то предпочитаю знать заранее, во что я вписываюсь :-)
Поэтому сейчас выпал счастливый шанс получить адекватное представление о театре и его труппе.
После в целом приятной " Летучей мыши" и относительно нормального эксперимента под названием " Иван Грозный" я решила рискнуть и послушать любимых мной "Паяцев".




Сразу после того, как поднялся занавес, мы с коллегами по походу внезапно увидели... часть недавних декораций от "Ивана Грозного" :-)
Ну фиг-то с ними, но Пролог зачем-то пели трое солистов вместо одного.
С другой стороны, кто ж им запретит. Помнится, в якутской постановке "Князя Игоря" Ярославна клонировалась аж пятикратно, и ничего, мы это нормально пережили.

Вообще эта постановка СПб Опера отдаёт местами режоперностью. В ней много лишнего, чисто внешнего, никак не влияющего на сюжет, но отвлекаюшего внимание зрителя, создающего лишнюю движуху на сцене. Постановщик боялся, что зритель заскучает (в одноактной-то опере, ага) и стал заигрывать с ним? Ну так, блин, чтоб не было нужды этого делать, исполнять оперу надо нормально.
Зачем-то устроили инсценировку некой пресс-конференции в недозакулисье, где потом шастала неадекватная корреспонентка, явно призванная вызывать смех у зрителей. Сильвио на прессухе жамкал другую дамочку, чем свёл к фарсу дальнейшие объяснения с Неддой, сломав всю логику сюжета.
Мы потом из-за этого пытались натянуть сову на глобус придумать причины, с какой стати вообще сюжет должен был дальше развиваться, так, как в опере, ибо 1) Недда видела, как Сильвио обнимается с другой тёткой; 2) Сильвио поёт, как она ему нужна и предлагает остаться с ним, а сам при этом только что жамкал другую тётку, - если это придуманный постановщиком такой характер героя-ловеласа, то зачем ему в таком случае, чтоб Недда осталась с ним, это же лишь свяжет его в его похождениях, он в этом совершенно не должен быть заинтересован.
Где логика, блин?
Вообще все мужские персонажи на сцене вызывали какую-то неприязнь, даже ни в чём не виноватый обычно Беппо, и думалось о том, что выбирать-то героине особо было и не из кого, надо было ей одной давно уже валить из этого цирка на все четыре стороны.





Возможно, это просто неудачная попытка осовременивания сюжета.
Вот, например, хору перед представлением раздают помидоры - кидаться в паяцев...



Надо сказать, вторая половина после впендюренного-таки в середину антракта (я напоминаю, опера одноактная, короткая) стала выглядеть получше. Главным образом благодаря красивым костюмам и тому, что постановщику там было особо сильно не набредить.



Хотя режиссёр-затейник таки нарядил Сильвио жареной курицей.



Но курица хотя бы в оригинале сюжета упоминалась, так что она вписывалась в фарс спектакля в спектакле.



А вот костюмы Арлекина, Коломбины и самого Паяца, неожиданно близкие к классической commedia dell'arte, мне очень понравились.



Ну и ожидаемое пополнение моей коллекции сценических трупов.









Что до исполнения. Вот тут-то и случилось то, чего я боялась :-)
Оркестр бодро глушил всех (очень хотелось придушить дирижёра), а солисты бодро проорали свои партии. Что, какие-то нюансы в голосе? Можно петь негромко, но выразительно? Неа, не слышали про такое.
Причём тенденции к этому были видны ещё в "Иване Грозном", но там настолько зашкаливал пафос, что было простительно. Но не здесь.

В итоге общее впечатление от театра сложилось следующее.
То, что я об этом театре предполагала, опасаясь брать туда билеты, полностью подтвердилось.
Режиссёр-постановщик постоянно заигрывает с публикой. Во всех постановках, что я посмотрела, присутствовали какие-то неоправданно пошлые моменты, не ниже пояса, но всё равно заметные. Если режиссёр думает, что таким образом он делает оперное искусства более демократичным, то мне жаль. Про исполнительское мастерство я выше сказала. Хотя отдельные исполнители в отдельных спектаклях мне понравились.
Было предложение продолжить знакомство с репертуаром театра, сходив на "Риголетто", но я бы им не простила, если бы они испортили ещё одну любимую мной оперу, которая намного требовательнее к нюансам, чем всё то, что я уже послушала у СПб Опера. Так что я отказалась от этого соблазна.
У меня ещё есть приглашение на оперетту "Корневильские колокола", посмотрим, что будет. Но с лёгким жанром и справляться легче.
А так пока что я не вижу предпосылок для каких-то походов в этот театр на регулярной основе. Разве что поставят что-то этакое, не идущее больше нигде у нас в городе. Можно будет полюбопытствовать.

Моя коллекция сценических трупов лежит по тэгу " в_общем_все_умерли".

Ходите в театр!

oops, режопера, отморозки в поисках ледяной свежести, Театр Санктъ-Петербургъ Опера, пратиатр, культурное, мыслишки, праоперу, music

Previous post Next post
Up