Да-да, я тоже раньше не знала, что у Жоржа Бизе есть опера "Иван IV". Правда, при жизни композитора она не была ни поставлена, ни даже издана, так как несколько театров отказали ему в постановке. После этого считалось, что Бизе уничтожил партитуру, но она всё-таки была обнаружена уже после смерти даже не самого композитора и не его вдовы, а мужа вдовы (о как). Дальше были приключения с восстановлением утраченных фрагментов, и опера увидела свет в 1951 году в Большом театре в Бордо, через 76 лет после смерти автора.
И вот сейчас театр «Санктъ-Петербургъ Опера» осуществил свою постановку этой оперы. Естественно, что бегемоту это показалось крайне интересным, так что при первой же возможности я помчалась смотреть. А теперь готова и вам рассказать.
(В силу того, что с сайта театра фото спектакля в хорошем качестве (с)вистнуть оказалось тяжело, сразу прошу прощения за мои страшненькие мутнофото. Официальные фото спектакля вы можете посмотреть на сайте театра по ссылке:
ТЫЦ.)
Вообще интересно было бы, конечно, узнать причины, по которым оперу у Бизе не приняли к постановке. Музыка вполне интересная, сюжет с дурацкими интригами, как все любят в опере, правда, никто из героев не умер, непорядок. Почему оперу практически не ставили уже в наше время, я могу понять: в музыкальном плане она проигрывает более известным операм Бизе, таким как "Искателям жемчуга" (которые, кстати, тоже есть в репертуаре «Санктъ-Петербургъ Опера») и "Кармен". Я бы сказала, что в опере нет ни одной яркой и запоминающейся арии или хотя бы музыкальной темы, всё довольно ровно, красиво, но без изюминки. Но постановка вышла вполне яркая и симпатичная.
Сюжет представляет собой вполне развесистую клюкву, как обычно и бывает, когда что-то пишут на тему истории страны, которую плохо знают, плюс нужна мегаинтрига в сюжете, вспомнить хотя бы оперы того же Верди, у которого что ни опера, то любой бразильский сериал нервно курит в сторонке.
Переписывать сюда сюжет не буду, вы можете почитать вот тут:
ТЫЦ.
Я обычно знакомлюсь с либретто заранее, чтобы представлять, на что я вообще иду, так что каких-то сюрпризов тут не случилось, можно было спокойно слушать музыку.
В одном месте, правда, вышло весьма прикольно, и я не знаю, кто тут тролль, сам Бизе или постановщик.
В начале оперы Иван Г., путешествующий инкогнито по Кавказу, дарит понравившейся ему княжне цветок. И потом этот цветок у неё всплывает уже в Москве, куда её привезли как потенциальную невесту. Такая явная отсылка к Кармен, где она в начале дарит цветок Хозе, а тот две недели в тюрьме его весь вынюхал хранил и с ним же пришёл к даме сердца объясняться в любви. В общем, я там при виде цветка довольно хрюкнула, надеюсь, в зале было ещё хотя бы человек 10, кто тоже получил удовольствие.
Что касается собственно музыки. В Вики прямо сказано, что она "несёт на себе следы сильного влияния музыкального творчества Мейербера, Гуно и Верди." Ответственно заявляю, всё так. Вернее, в первой части спектакля совершенно явно было слышно, что композитор попытался придать музыке определённые русские черты, и это у него очень здорово получилось.
Правда, сами русские в массовке выглядят лубочно и вообще странновато, но это не к Бизе вопрос.
А вот во второй половине одна из прозвучавших арий (Марии) была настолько итальянской, просто идеально итальянской, я бы сказала. Если бы я не знала, кто автор, я бы подумала, что это Верди написал :-) Гуно там мало проглядывал, просто мимо пробегал немножко. Мейербера я, к сожалению, практически не знаю, так что тут ничего сказать не могу.
Но в принципе, что мне всегда нравилось в музыке Бизе - это то, что его оперы очень сильно отличаются от французской оперы (которую я немножко недолюбливаю как явление в музыке). Так вот, "Иван IV" не стал исключением и тоже не несёт в себе черт французской оперы, как мне показалось. Лично для меня это плюс.
Пара слов о собственно постановке.
Сценография довольно аскетичная (вы можете видеть на фото). Моменты с видеопроекциями ситуацию не улучшили.
В одной из сцен с участием хора видно было, что для того, чтобы избежать статики на сцене, кое-кто бессмысленно перебежал с одного камушка на другой и там уселся. Ну, смешно замечать такие вещи, что тут сказать. Но в целом всё остальное было вполне хорошо.
Отдельно понравился палач с головой медведя в финальной сцене, вот уж действительно классно придумано (его видно на фото ниже).
Состав исполнителей приятный, ровный. Солистам «Санктъ-Петербургъ Опера» очень подходит зал театра Музыкальной комедии, они отлично заполняют его своими голосами. Отдельно хотелось бы сказать спасибо исполнителю партии Игоря Ярамиру Низамутдинову - я бы его с удовольствием ещё где-нибудь послушала (особенно приятно слушать хорошего тенора на фоне вечной беды с тенорами в Мариинке).
В общем, поход был весьма интересным. Спасибо театру "Санктъ-Петербургъ Опера" за такой подвиг с восстановлением партитуры и постановкой, очень здорово, что зрители получили возможность познакомиться с этой оперой.
А также спасибо театру и
spbblog за приглашение.
Ходите в театр!