на прошлой неделе смотрела диво дивное - на сцене Мариинки своим вИдением оперы "Князь Игорь" со зрителями Питера по дороге в столицу поделились артисты из Якутии. эта постановка была создана театром оперы и балета им. Д. К. Сивцева - Суоруна Омоллона к широкомасштабным Дням культуры Якутии в Пекине «Искусство Земли Олонхо», где премьера и прошла с большим успехом. поскольку нарытые в интернетах отзывы обещали на сцене шаманов с варганом и горловым пением, мы с коллегой просто не могли не пойти полюбопытствовать :-)
[лирическое отступление номер один] вообще Князь Игорь у нас в Мариинке какой-то заколдованный. при большой популярности у зрителей идёт он довольно редко, в абонементы включается еще реже (ну пральна, зачем - и так раскупят) - и исполнители обычно звёзд с неба не хватают (а зачем, народ и так раскупит, см. выше). билеты же действительно моментом разлетаются по распространителям еще до объявления состава. поэтому урвать билеты на хоть сколько-то приличных солистов нам с коллегой пока не удалось ни разу.
нынешним летом в рамках фестиваля "Опера-всем" Игоря давали в Петропавловской крепости. мы сидели под огромным зонтом и грелись красной риохой. из-за дождя оперу прервали ровно посередине арии товарища Кончака.
когда уже начала ощущаться сильная нехватка Князя Игоря в организме, к нам нагрянули якуты. и мы решили, что надо сходить посмотреть на альтернативную постановку. принцип "не понравится, так хоть поржём" нас не подводил еще никогда!
ну и в общем, я надеюсь, что третий заход на Игоря будет удачным.
постановка прошла в двухтысячном Небесном зале Театра Цинхуа с аншлагом.
... и вот войско Игоря пафосно отправляется воевать с половцами.
постановка, надо сказать, презабавная. люди старались! сценография совершенно детская. костюмы и реквизит в руках персонажей тоже порой вызывали улыбку.
а самой большой и практически единственной декорацией был этот гигантский помост, сразу чётко проассоциировавшийся у меня с "Игрой престолов" :-) хотя рецензии хором поют про использование в оформлении мотивов скифского золота (и не обманули же!), но... вы же видите то же, что и я?
девайс на сцене присутствовал постоянно, время от времени ездил туда-сюда, вертелся и гремел :-) но мы к нему к концу даже привыкли. [лирическое отступление номер два] кстати, поскольку этот мегапомост делался именно к гастролям в Китае, то потом по приезду выяснилось, что он не слишком хорошо помещается на сцену родного театра :-) но зато по новой сцене Мариинки он ездил и кружился вполне прекрасно, за что мы благодарны его создателям. после Питера диво дивное повезли в столицу, кататься на нём по сцене Большого театра. так что все довольны, я думаю.
время от времени мне казалось, что я вижу ансамбль русской народной песни и пляски имени кого-нибудь. но, с другой стороны, почему бы и нет :-)
а вот и элементы декора а ля скифское золото. правда, форма трона и кое-какие другие элементы мне показались совершенно китайскими. но для Китая ж постановку делали, чего это я. там, кстати, плохо видно, но нехороший братик Ярославны взваливает на плечо девицу и под её визг уволакивает её в кулисы :-)
справедливости ради, хочу сказать, что отдельные моменты постановки были очень хороши. какие-то элементы декораций, или вот, например, некая батальная сцена:
ну и вот, пажалста, пленный Игорь уже вовсю терзается
хореография и костюмы половцев были позабавнее.
шатёр-птица несомненно хорош, жаль, что его быстро свернули.
ветви в руках половчанок смотрелись диковато. не губите в степи деревья, их там и так раз, два и обчёлся :-)
вон же люди из-за обломанных деревьев вынуждены в голой степи целоваться
и теперь о сиськах. а то я тут, когда писала про Мариинского Сусанина, наехала на эту деталь тушки главного лирического героя, которого режиссёр зачем-то раздевал до пояса, чтоб, видимо, зрителей партера стошнило. так вот. бывают же люди, у которых с сиськами на сцене всё прекрасно! вот Аскар Абдразаков, к примеру: поёт... ну относительно более-менее, на фоне якутских солистов как раз самое то. зато сиськи хороши и сам колоритен :-)
и вот тут мы плавно перейдём к половецким пляскам.
в якутской трактовке половцы пляшут на свадьбе Владимира и Кончаковны. и, кстати, данное прочтение мне в принципе нравится.
[лирическое отступление номер три] вообще, кстати сказать, с точки зрения любого постановщика Бородин очень вовремя умер, оставив оперу неоконченной. что даёт исключительный шанс для совершенно разных его прочтений. и вот как раз в логике якутсткой постановки, на удивление, всё хорошо. ну или почти всё :-) единственное, что вызвало у меня изумление - это клонирование Ярославны в количестве 5 особей. но и оно прошло вполне аккуратно.
в "половецких плясках" меня только раздражали костюмы девиц, которые в этом пепельно-розовом тюле не шли к полуголым якутским половецким парням.
парни же были прямо очень
ну и покажу еще мутнофотку (сорри за качество). это бесхитростно разливается Дон, который дал возможность бежать Игорю и задержал преследователей :-)
а теперь серьезно. если отвлечься от слабой постановочной работы, артисты были совершенно прекрасны. было видно, что исполняют свои партии они на пределе возможностей, выкладываясь полностью и даже еще чуть-чуть сверх того. и вы себе не представляете, насколько разительный контраст это всё составляет с обычным штатным исполнением солистов Мариинки. в результате вся эта немного наивная и чем-то слабая постановка играла замечательными красками и несла зрителям праздник. по логике повествования мотивы героев мне также показались более логичными. единственное, что прикючился там совершенно неожиданный бонусный сценический труп, который я даже не успела щёлкнуть исключительно по причине полного офигевания :-) поначалу показалось, что товарища Галицкого, плохо себя ведущего брата Ярославны, прирезали свои же сограждане. но на самом деле всё было не так! это из-за стен ему стрелой "прилетело" от половцев, но поскольку реализация такого довольно сложна, то ему половецкую стрелу воткнули добрые люди на сцене... и быстро уволокли за ноги за кулису, ту же, откуда стрелы и кидали :-)
в общем, если будете, мало ли, на спектакле - щёлкните для меня его, пожалуйста :-)
а финальная сцена возвращения Игоря вообще была полна простоты и... фатализма?