Последняя заря и все-все-все. Сусанин, простите, Жизнь за царя. В Мариинском...

Oct 27, 2016 18:27

Делюсь ощущениями от похода на Мариинскую постановку "Ивана Сусанина", пардон, "Жизни за царя" 2004 года.
Так случилось, что именно этим спектаклем бегемот открыл оперный сезон, поскольку при всей красоте и, казалось бы, патриотичности произведения оно крайне редко идёт на нашей сцене.
И в общем, теперь я понимаю, почему: таких режопер у нас еще поискать.

[тут, наверное, стоит сделать лирическое отступление и договориться о терминологии :-)]
Тут, наверное, стоит сделать лирическое отступление и договориться о терминологии :-)

Всё же не всякая "режиссёрская опера" в моём восприятии является именно режоперой.
И лишь когда то, что мы видим на сцене, явно идёт вразрез с логикой с либретто, со стилистикой произведения, с замыслом автора - то вот оно, встречайте.
Именно здесь Онегин и Ленский запросто могут оказаться геями, Дездемона сбрасывается с маяка, а древние греки возвращаются домой с Троянской войны в оранжевых спасжилетах на пароме.
Кстати, по последнему пункту у меня почти не было претензий, мне лишь жаль людей, пришедших в тот день в театр относительно случайно (ну, например, жена заставила или, опять же, китайские туристы билеты схватили на что попало) и не вкуривающих, что вообще происходит и где древние греки, о которых в программке написано.
Захотят ли эти люди посетить театр еще раз? Не знаю.

В общем, для меня режопера - это та постановка, после которой остаётся вопрос "ЗАЧЕМ ВОТ ЭТО ВСЁ?"

А теперь вернемся в глухую деревню к Сусанину и его семье.


Увертюру играли под строгание Сусаниным досок на обеденном столе.
Видимо, зрителю скучно сидеть в темноте зала и тупо слушать музыку.

Справедливости ради, надо сказать, что местами постановка в чём-то была красивой.
Я не имею в виду, конечно, толстых куриц на дубоясене (в другом углу сцены вообще стоял лось, обычный такой деревенский лось).
Фотки отвратные, сделаны для себя, поэтому звиняйте за качество, но даже как-то поправить горизонты у меня нет желания.





Но в принципе сама идея "выхода" через дверь в доме Сусанина в разные места (портал, не иначе) мне была симпатична.

Постановка запомнилась большим количеством народа на сцене, который постоянно занят какой-то бессмысленной фигней и отвлекает от музыки.
Там и крестьяне, активно изображающие какие-то странные сельхозработы, и тётка, полощущая одну и ту же тряпку в несуществующем тазу, и постоянные умывания у колодца с последующими обтираниями полотенцем.

Кстати, я же обещала про сиськи!
Как вот, господа.
Если б вы знали, какое душераздирающее зрелище - дряблые сиськи лирического героя-тенора. Мало того, что там солист явно не ясный сокол и не добрый молодец, мы к этому привыкшие, лишь бы пел прилично (что в принципе для господина Амонова нереально).
Но ОМГ, зачем, ЗАЧЕМ вы снимаете с него рубашку "умыться с дороги"? Сразу становится жаль дочь Сусанина, мечтающую выйти за этот ужас замуж.
Причём телеса видно, блин, даже с самой галёрки. Мне страшно за людей в партере.

Но и это не ужас-ужас-ужас.
Кто более-менее знаком с сюжетом, тот в курсе, что в опере есть "польский акт" - действие происходит на балу у поляков. И к этому акту Глинка написал дивнейшую музыку.
Когда полонез не станцевали, а спели, я как-то насторожилась.
Потом в этот недобал вышел через дверь в своей избе старик Сусанин.
"Кто вы? Я вас не знаю! (можте нагуглить продолжение фразы, кто не в курсе)" как бы говорит нам его слоняющаяся одинокая фигура.




Я уже было решила, что танцев не будет...
И тут под игривые звуки на сцену высыпали артисты балета... В русских костюмах.
Как издевательство, красивую "женскую" середину танцевали два солиста, что с музыкой никак не гармонировало и вызывало мысли лишь о гей-порно.
На вальс вышли девы в мини и идиотских кокошниках.
Мазурку исполнили парни в военной форме и девочки с ружьями.




И вот это вот "ЗАЧЕМ?" меня уже не оставляло.
Противопоставление своих и врагов, так явно прописанное Глинкой в музыке, было не просто похоронено, но и вызывало лишние вопросы: а это вообще поляки? А чочо это за враги? Кто все эти люди? (с)

Всю дорогу из театра я пыталась придумать какую-нибудь правдоподобную версию ответа на вопрос.
На что мне подруга вполне резонно заметила, что опера - это как раз такое произведение, которое при его просмотре не должно вызывать никаких вопросов, ибо музыка и хорошее исполнение - это, в принципе, всё, что требуется.

Покажу еще пару фоточек.
Это поляки, вломившиеся к Сусанину.




А это семья погибшего Сусанина попадает на праздник по случаю избрания нового царя.
Как видим, они попадают в Польшу? Или куда?
Но это уже для меня было, честно говоря, не принципиально.




После таких спектаклей у меня порой возникает сомнение: а вдруг это я просто не догнала великий режиссёрский замысел?
Но вот прекраснейшая рецензия на этот спектакль, написанная профессионально: ТЫЦ

Что сказать напоследок? - традиционное "Ходите в театр!" Там такоооое....

отморозки в поисках ледяной свежести, бегемоты и поп-арт, Мариинский новая сцена, произведения искства надо куда-то девать, что это было?, oops, режопера, пратиатр, культурное, Мариинка, садо-мазо, гламурное, праоперу, я фигею дорогая редакция, дневник наблюдений, music

Previous post Next post
Up