Тротуары и проезжая часть

Jun 05, 2013 20:14

Если вы сделали свой нелегкий выбор в пользу велосипеда и просчитали маршрут, то от выезда вас отделяет небольшой, но очень важный шаг. Заключается он в осознании того, что -

Ездить на велосипеде по городу опасно!

Велосипедист - это участник дорожного движения, причем неважно, едет он по проезжей части или по тротуару.

Это значит, что выезжая из дома, он становится частью системы, которая работает по определенным правилам, которые необходимо соблюдать. Велосипедист должен помнить, что он не один на дороге, и постоянно взаимодействует с другими участниками движения, будь то пешеходы или машины. Причем при неудачной встрече с теми и другими могут быть серьезные последствия.

Адекватность и предсказуемость

На мой взгляд, наиболее важным критерием при движении среди пешеходов является адекватность. Термин весьма расплывчатый - понимаю, но он прекрасно подходит. Под ним я подразумеваю, например, что велосипедист не должен разгоняться в толпе и заниматься слаломом среди прохожих. Он должен понимать, что представляет опасность для пешехода, поэтому обязан исключить любое действие, которое способно поставить под угрозу идущего пешком человека.

При движении по тротуару я воспринимаю себя как машину, а пешеход для меня становится священным животным, приближаясь к которому, я притормаживаю, понимаю, что он меня видит, или находится на безопасном расстоянии, и только потом иду на обгон или объезд. С максимальной осторожностью стоит относиться к детям. Они обычно идут в одну сторону, а смотрят в другую, и, вообще, крайне непредсказуемы в своих действиях.

Предсказуемость - очень важный элемент при движении. Если ваши действия предсказуемы, то вы минимизируете опасность какого-либо происшествия с другими адекватными участниками движения. К сожалению, не все придерживаются этого принципа, а точнее у всех эта адекватность разная.

Правил для движения пешеходов вне взаимодействия с проезжей частью не существует, поскольку люди могут адекватно оценивать ситуацию и не врезаться друг в друга (и то не всегда). Теперь нужно перенести свою пешеходную адекватность на транспортное средство, принимая во внимание, что прохожий имеет преимущество как менее защищенный участник, и стараться быть максимально предсказуемым. Подобное сочетание снизит до минимума риск, который представляете вы. Но есть всегда и другие участники, которые могут быть непредсказуемыми и неадекватными. Их действия контролировать невозможно, но можно попытаться их предугадать. Это не тяжело, и навык приходит с практическим опытом.

Кхм…в голове у меня все это выглядит легко, а на словах получается какой-то страх и ужас.

Что касается других велосипедистов, то в моем небогатом опыте не было никаких трудностей во взаимопонимании, и соответственно, проблем.

С тротуарами вроде разобрались, переходим к следующему важному вопросу.

Выезжать ли на проезжую часть?

Отвечу вопросом на вопрос - водите ли вы машину? Те, кто ответил «да», скорее всего, сами прекрасно знают, выезжать им на дорогу или нет. Остальным я настоятельно рекомендую этого не делать.

При движении среди машин точно так же важна адекватность и предсказуемость, но не житейская, а…назовем ее «ПДД-шной». Как известно, движение по дороге осуществляется по правилам дорожного движения, которые, по-хорошему, должны знать все водители. Без знания этих правил велосипедисту на дороге делать нечего, поскольку он подвергает опасности не только себя, но и других участников движения. Кроме того, для велосипедистов существуют еще и свои отдельные дополнительные ПДД - Википедия

Дело в том, что, не зная ПДД, вы не сможете вести себя адекватно и предсказуемо для водителей. Точно так же вы не сможете оценить их адекватность и предсказуемость. Нельзя выезжать на дорогу не понимая, например, когда нужно пропустить машину, а когда, наоборот, нельзя тормозить, чтобы не создавать аварийную ситуацию.

Снова продемонстрирую на своем опыте

Мой опыт вождения составляет 3 с половиной года. Это мало. Но более-менее хватает, чтобы неплохо понимать водителей, и уметь предугадывать их действия с достаточно высокой вероятностью. Это умение я применяю и на велосипеде. Есть и свои нюансы.
Например, на машине при перестроении из одного ряда в другой я смотрю в зеркало, оцениваю расстояние до других машин, включая поворотник, и если все ок, начинаю маневр.

На велосипеде же я оцениваю расстояние, подаю сигнал рукой, убеждаюсь в том, что водитель меня увидел и адекватно воспринял, и только потом начинаю маневр, проверяя один или два раза во время перестроения, действительно ли он меня правильно понял, и не выскочит ли из соседнего ряда кто-нибудь еще.

На велосипеде такие ситуации возникает постоянно - едешь в правом ряду через перекресток в прямом направлении. Некоторые машины из этого же ряда поворачивают направо. Но водитель не умеет читать мысли и не знает, поеду ли я прямо или тоже поверну. Так что есть вероятность, что наши траектории пересекутся, чего мы оба хотели бы избежать. Итак, как же происходит наше взаимодействие? Сначала я должен понять, что водитель меня вообще видит, а затем дать ему понять, куда я собираюсь ехать, убедиться, что он понял, и ехать. Весь процесс на самом деле занимает секунды, но требует особой внимательности.

Несмотря на опыт вождения, я далеко не всегда правильно считываю ситуацию...да что уж мелочиться, во время каждой поездки я немного косячу, путая и водителей и пешеходов.

Водителям я сейчас вряд ли рассказал что-то новое, они все это знают и много раз проходили сидя за рулем. Велосипедистам без водительских прав из описания все может показаться логичным и простым, но я все же рекомендую не переоценивать свои силы на начальном этапе.

Для своей же безопасности я предлагаю всем заинтересованным как минимум изучить теоретическую часть ПДД, а в качестве практики поездить на переднем сидении с другом/родственником/коллегой, и постараться на основе полученных знаний анализировать действия участников движения. Хотя бы прокатиться несколько раз по выбранному маршруту. Затем можно начинать потихоньку вылезать на проезжую часть на не очень оживленных улицах и привыкать к машинам.

Это, так сказать, программа минимум. Таким способом вы не научитесь всему необходимому, но хоть немного снизите риск попадания в ДТП.

По-хорошему, если вам уже есть 16 лет (хотя сам я получил права только в 23), то лучше бы записаться в автошколу и научиться водить. Это в любом случае пригодится в дальнейшей жизни. Конечно, после автошколы вы не станете сразу опытным водителем, но будете иметь хоть малейшее представление о дорожном движении.

В следующему посте постараюсь дать кое-какие советы ездящим по проезжей части.

на работу

Previous post Next post
Up