Почему-то пришла в голову глупая, в сущности, мысль: отобрать свою "первую десятку" русских стихов (получилось всё равно двенадцать). ( Кому интересно, см. сюда )
а остальное - не то что удивило - просто какое-то совершенно новое знание, оно пожалуй не может удивлять:) я подумала о своей дюжине, но вряд ли, вряд ли...
Тебя резануло именно это стихотворение или вообще Пастернак? В данном случае выбор был однозначен и совершенно осознан - у меня с этим стихотворением, если угодно, какая-то личная связь (которую я не могу никак конкретизировать - разве что, я его запомнил, опять-таки с первого прочтения).
Ну или "Прошло, померкло, отгорело". Было бы, возможно, изящнее, но я отбирал стихи не за изящество, а за то, насколько они мне близки. Когда я думал о Кенжееве, мне эти два, где упоминается О.М., даже не пришли в голову - да и с чего бы... Слушай, мне было бы интересно, если бы ты показал мне свою собственную выборку.
О да, бессмысленные занятия как правило вовсе не глупы, золотые слова! А я, кстати, кое-что из вышеприведённого помню наизусть (но далеко не всё; кстати, я это рано или поздно исправлю - вот ещё один критерий неслучайности выборки: хочу ли я, чтобы это стихотворение всегда было со мною).
Антокольского. Я знаю некоторые другие его стихи, однако пока ничего равнозначного "Босху" по силе и мастерству не встретил. Кстати, И.Б. считает "Босха" самым замечательным русским стихотворением вообще. С моей точки зрения, это слишком (и я вообще не уверен, что могу и хочу указать одно "самое замечательное"), но уверен, что в число немногих самых замечательных оно входит. Бывает так, что второстепенный в прочих отношениях автор напишет один непревзойдённый шедевр. Такое и в музыке бывает нередко (6ая симфония Чайковского, например).
Если последний вопрос - мне, то просто потому, что Цветаева - один из трёх моих любимых поэтов, а в списке я нашёл только двух. А почему Вы не любите Цветаеву, если этому есть какое-то рациональное объяснение?
Рационального объяснения эстетическим пристрастиям и непристрастиям, по-моему, не может быть. Хотя, возможно, психология этого дела просто не разработана. Всё, что я могу сказать о своём отношении к Цветаевой, можно прочесть в комментариях в журнале у lessful, ссылку на которые она Вам дала.
Да, я понял, только вот я не очень согласен со словом "надрыв" по отношению к ней. Мне кажется, с надрывом будет писать, например, любой, кто попытается подражать Цветаевой. Вот экзальтация - да. Но я думаю, что надрыв - это, если угодно, неудачная попытка всё время держать такую интонацию, как у Цветаевой. То есть в стихах "с надрывом" должна быть какая-нибудь неискренняя и фальшивящая строчка, а у Цветаевой, хотя я не слишком хорошо знаю ее стихи, такого нет.
Думаю, Вы правы. Экзальтация лучше подходит к ней, чем надрыв. Она настоящая и гениальная, и я это чувствую и понимаю (именно так, а не потому что мне кто-то об этом сказал), но не принимаю. Может быть, с возрастом изменится.
Интересно твое мнение: как ты думаешь, всем людям доступно воспринимать и чувствовать поэзию (а если они этого не делают, то, скажем, от духовной лени), или это все же своего рода талант?
Человек может быть глух и слеп к чему угодно, нет ничего более обычного и простого, чем быть глухим и слепым. Разные люди глухи к разному и в разной степени. Кто-то не слышит музыки (причём одни люди не слышат одной, а другие - другой), кто-то не видит живописи или архитектуры, кто-то не слышит и стихов. Кроме того, нет такой штуки - "поэзия". Есть стихи данного автора, в лучшем случае - данного направления, в самом крайнем - стихи на этом языке. Я вот не воспринимаю английских стихов - вообще, это многажды проверено. А талант - ну это как у Ахматовой с Мандельштамом (я не имею в виду дар сочинительства) - запоминать стихи с первого прослушивания.
Comments 49
Reply
Reply
ну просто это резануло.
а остальное - не то что удивило - просто какое-то совершенно новое знание, оно пожалуй не может удивлять:) я подумала о своей дюжине, но вряд ли, вряд ли...
Reply
В данном случае выбор был однозначен и совершенно осознан - у меня с этим стихотворением, если угодно, какая-то личная связь (которую я не могу никак конкретизировать - разве что, я его запомнил, опять-таки с первого прочтения).
Reply
(The comment has been removed)
Слушай, мне было бы интересно, если бы ты показал мне свою собственную выборку.
Reply
(The comment has been removed)
А я, кстати, кое-что из вышеприведённого помню наизусть (но далеко не всё; кстати, я это рано или поздно исправлю - вот ещё один критерий неслучайности выборки: хочу ли я, чтобы это стихотворение всегда было со мною).
Reply
Reply
Reply
Reply
Reply
Reply
Всё, что я могу сказать о своём отношении к Цветаевой, можно прочесть в комментариях в журнале у lessful, ссылку на которые она Вам дала.
Reply
Reply
Она настоящая и гениальная, и я это чувствую и понимаю (именно так, а не потому что мне кто-то об этом сказал), но не принимаю. Может быть, с возрастом изменится.
Reply
Reply
А талант - ну это как у Ахматовой с Мандельштамом (я не имею в виду дар сочинительства) - запоминать стихи с первого прослушивания.
Reply
Reply
Leave a comment