Почему-то пришла в голову глупая, в сущности, мысль: отобрать свою "первую десятку" русских стихов (получилось всё равно двенадцать). ( Кому интересно, см. сюда )
Антокольского. Я знаю некоторые другие его стихи, однако пока ничего равнозначного "Босху" по силе и мастерству не встретил. Кстати, И.Б. считает "Босха" самым замечательным русским стихотворением вообще. С моей точки зрения, это слишком (и я вообще не уверен, что могу и хочу указать одно "самое замечательное"), но уверен, что в число немногих самых замечательных оно входит. Бывает так, что второстепенный в прочих отношениях автор напишет один непревзойдённый шедевр. Такое и в музыке бывает нередко (6ая симфония Чайковского, например).
Я думаю, что в конечном и самом общем смысле - степень эстетического наслаждения. То есть я думаю,что единственное, что poetry действительно makes happen, - это изменения в сознании, и сдвиги в моём сознании именно от этих стихов в порядке уменьшения располагаются так. Если бы здесь была другая подборка, я думаю, что Бродский года с 69 всё равно бы поделил первое место с Мандельштамом (любое стихотворение любого года). Просто, например, "Гамлет" мне не нравится совершенно, а "Реквием", при всём моём преклонении перед этой вещью, - мне кажется в меньшей степени собственно поэзией, чем другие ахматовские поэмы. Я думаю, что моя десятка выглядела бы так: 1. "Стихи о неизвестном солдате" 2. "Новогоднее" Цветаевой (пожалуй, я так его полюбил после Бродского) 3. "Римские элегии" 4. "Август" Пастернака 5. "Вновь я посетил..." 6. 5-я северная элегия Ахматовой 7. "Умирающий Тасс" 8. "Выхожу один я на дорогу" 9. "Дядьке итальянцу" Баратынского 10. "Finis" Набокова (в порядке прихождения на ум)
Наши с Вами критерии по сути своей, конечно, одинаковы, однако я бы назвал свой по-другому. Слова "эстетическое наслаждение" слишком девальвированы и, кроме того, в них слишком много чувственного. Что-то вроде этого: степень восхищения сочетанием красоты поэтического слова и глубины поэтической мысли (ведь одно без другого мало чего стоит). Красота, однако, бывает разная. Например, суровая нищета поздних стихов Георгия Иванова, на мой взгляд, выше изящного богатства его раннего периода.
Интересно, почему люди не любят "Гамлет" Пастернака? "Новогоднее", как всегда, гениально, но у меня оно распалось на отдельные строчки и максимум двустишия. И - вот ещё критерий! - его ведь невозможно выучить наизусть! Перечёл я "Выходя один я на дорогу..." и понял, что нет, не взял бы я Лермонтова в свою "обойму"...
А вот стал пытаться разобраться --- нет, не могу сформулировать, за что я его не люблю. Но не люблю активно. Ну почему же не "Рождественская звезда" или "Август"? Всего несколько страниц перелистнуть:)
"Август" - люблю, но не до такой степени (кроме того, на нём лежит печать православия, которое мне чуждо). "Рождественская звезда" - ну не пришло в голову. Слишком "бродская" для меня тема. Нет, "Гамлет", не отдам его. Оно "моё" в большей степени, чем что-либо ещё другое у Пастернака.
Лично я не люблю это стихотворение, потому что мне кажется, что поэзии Пастернака противопоказаны формулы, клише, афоризмы и прочие виды кристаллизации. Потому что у него столь велика роль звучания (или, как в "Рождественской звезде" или второй "Магдалине", - размера), что "четко" сформулированная мысль мне режет ухо на фоне других, "звуковых" стихов, которые я знаю. Я допускаю, что я бы по-другому относился к "Гамлету", если бы его написал не Пастернак или если бы у Пастернака не было "Начальной поры", "Поверх барьеров" и "Сестры моей жизни".
Ясно. Интересная мотивация. Мне тоже кажется, что "Гамлет" выделяется на фоне других стихотворений Пастернака, возможно, поэтому я и люблю его больше других :-) Но а как же "Быть знаменитым некрасиво"? Там всё ещё более афористично.
Reply
Reply
Reply
Reply
Reply
Reply
1. "Стихи о неизвестном солдате"
2. "Новогоднее" Цветаевой (пожалуй, я так его полюбил после Бродского)
3. "Римские элегии"
4. "Август" Пастернака
5. "Вновь я посетил..."
6. 5-я северная элегия Ахматовой
7. "Умирающий Тасс"
8. "Выхожу один я на дорогу"
9. "Дядьке итальянцу" Баратынского
10. "Finis" Набокова
(в порядке прихождения на ум)
Reply
Reply
"Новогоднее", как всегда, гениально, но у меня оно распалось на отдельные строчки и максимум двустишия. И - вот ещё критерий! - его ведь невозможно выучить наизусть!
Перечёл я "Выходя один я на дорогу..." и понял, что нет, не взял бы я Лермонтова в свою "обойму"...
Reply
Reply
"Рождественская звезда" - ну не пришло в голову. Слишком "бродская" для меня тема.
Нет, "Гамлет", не отдам его. Оно "моё" в большей степени, чем что-либо ещё другое у Пастернака.
Reply
Reply
Reply
Reply
Reply
здорово, Петь! мне было интересно узнать. сама б вряд ли смогла выбрать...
Reply
Leave a comment