День 10. Слюдянка: взлёт и падение омулёвого рая

Nov 01, 2016 12:03

Слюдянка, которая расположена в двух часах ходу после Иркутска на восток, на самом берегу Байкала - по-настоящему культовая станция. Среди тех пассажиров, кто пользовался дальними транссибирскими поездами при СССР или в первое постсоветское десятилетие, она памятна "омулёвым" изобилием. Её ждали, готовились за час-полтора - тара для рыбы, суровая бумага, пакеты, закупали пиво в Иркутске; предвкушали и когда поезд подходил к платформе, начиналась настоящая омулёвая вакханалия. Первые десять минут стоянки поезда омуль стоил 100%, потом скидывали треть, а за 2-3 минуты до отправления можно было взять оставшегося омулька и за полцены.

Омуль был отменный, свежий, саморегулирование в корпорации работало по-сибирски жёстко: если кто тащил к поезду несвежее, шансы остаться с целой мордой у такой торговки были ничтожны, равно как её после проступка изгоняли из компании. Вагоны у них были все заранее поделены. Через полчаса после Слюдянки вагон обычно пах копчёно-рыбным запахом: там затаривались омулем почти все. Проводники станцию не очень любили - вагонная мусорка после неё была завалена бутылками из-под усть-илимского пива и разорванными на квадраты газетами с рыбоостатками. Стойкий запах выветривается только часа через два, а в туалет примерно через час образуется очередь, если вагон плацкартный. Я хорошо черпанул этого колорита в своё время, и даже в начале ведения этого жж, лет десять назад, с удовольствием постил картинки омулёвой слюдянской корпорации. Тогда это ещё было актуально и свежо.

С тех пор много воды утекло. Сперва там ликвидировали старую вставку постоянного тока - в 1995-м Слюдянка перестала быть станцией стыкования. Затем к середине нулевых её и вовсе лишили длительных стоянок пассажирских поездов - электровозы пошли напроход на Улан-Удэ, без смены бригады. Но она ещё держалась: корпорация не могла умереть так сразу. Торговки умудрялись продавать свои корзины за три минуты - тем более что омуля с легендарной станции всё равно ждали. Многолетние привычки не отменить. Потом был нанесён ещё один удар: построили новую платформу на отшибе, чёрти где за десять путей от вокзала. Половина поездов (в основном с запада на восток - самых "хлебных" по выручке) стала останавливаться там. На такое расстояние особо не набегаешься, тем более с короткими стоянками. И где-то за пять лет после этого знаменитая омулёвая торговля сошла почти на нет. В этот раз я обходил киосочки - ассортимент был совсем печален и мал. Никто не торговался, никакого свежака уже не было и в помине, только лежалые мелкие рыбинки. Сик транзит глориа мунди...

Впрочем, довольно ностальгической лирики. Давайте посмотрим, какова она - сегодняшняя Слюдянка.



2. Утро вторника было красивым (вид с апарт-отеля слюдянского машиниста). Это хорошо: ведь сегодня мне ехать вдоль Байкала. Погода важна.


3. Позвтракал и пошёл по утреннему городу. Машинист-сдатчик квартиры не заморачивался и попросил меня с утра просто захлопнуть при уходе дверь (рассчитался с ним я ещё по вечеру). Всё на доверии, никакой проверки. Гопническая Слюдянка за пять прошедших лет, конечно, серьёзно изменилась. Не по домам, они остались прежние - а по благоустройству. Возникли новые скверики, а старые переложили плиткой. Скамейки, какие-то фигурные урны - в общем, много всего.


4. В центре поставили даже новомодный тренд - "я люблю XXX" с красным сердечком. Теперь такую инсталляцию я вижу почти везде. Модно.


5. Фонтан напротив администрации был выключен, но вечером допоздна бил, мощной струёй.


6. Паровоз с польской башней у ДКЖ подсвечивался солнышком с другой стороны, смотрелось всё красиво, на фоне рыжих сопок.


7. Здесь даже устроили бесплатный вай-фай! Кто бы мог подумать в 2011-м! :)


8. Так я постепенно вышел на главный станционный виадук. Вон она, новая дальняя платформа, видна внизу. Когда поезд, обычно чётный, принимается на неё - вы ничего не увидите, никакого уникального вокзала или Байкала за ним. Сейчас там стоит пригородный из 2 вагонов, "мотаня" с Кругобайкалки.


9. А главная (первая) платформа девственно пуста. Ещё 10 лет назад такое тут невозможно было представить. Нет, тут не тихо - грузовые идут часто, каждые 7-10 минут. Но по части пассажиров - совсем мало.


10. Пока суть да дело, до поезда ещё почти час - не спеша обошёл все киоски. Омулёвые заведения стали перепрофилироваться на другое - то салон связи, то сувениры для транзитных туристов, то продукты. Стал спрашивать омуля - показали в одном месте, совсем не понравился. Явно лежалый, да и мелкий - нету больше тут оборота торговли...


10а. А вот картины 2004 года, когда ещё Слюдянка была в силе, на её исходе. Такой ряд сидел в центре платформы, плюс торговки с корзинами окормляли по паре вагонов каждая.


10б. Вот примерно такими корзинами - это "мобильные" тётки, т.е. те, которые меж собой распределяют состав: по одной на пару вагонов. Ой, сколько тогда тут продавали омуля! Страшное дело. Наверное, сотнями за проход поезда. Омулёвые торговки тоже были узнаваемы издалека, не спутать. И все как на подбор - с зычным голосом!


11. Уникальный слюдянский мраморный вокзал 1904 года с привокзальной площади. Освещение было отсюда красивее.


12. Внутри вокзал я уже показывал 5 лет назад. Ничего особо не поменялось - разве что поставили "медведевские" рамки.


13. Бюст министра путей сообщения времён русско-японской войны, князя Хилкова. Пока на него смотрел, вспомнил, что где-то была и советская табличка про революционера Бабушкина. Цела ли она?


14. Обошёл здание - цела. Вот только стёрлась. Хорошо бы подновить...


15. После реконструкции 2000-х на здание вернули царские эмблемы МПС.


16. Год постройки. И каким камнем вокзал сложен, ух!


Тут меня ждал сюрприз. Пошёл на станцию узнавать про поезд - он должен быть уже через 20 минут, но меня там огорошили: мой поезд опаздывает на полтора часа! Это было очень нехорошо, очень: потому что у меня была рассчитана 3-часовая остановка на станции Мысовая, а из-за этой задержки я там ничего толком не успею, так как останется на неё только полтора часа :(
Но что делать. Ладно. Раз так, надо сходить и поискать "байкальскую дырку" - то есть место, куда пассажиры поездов во времена оны бегали символически окунаться в Байкал.

17. От вокзала дорога ведёт прямо к озеру. С правой стороны - территория храма-новодела, он и есть ориентир (на фото - взгляд назад). А что тут было раньше - не помню, кажется пустырь.


18. Если же от кадра 17 повернуться на 180°, то видна и та самая знаменитая "дырка в Байкал". Цела! :)


Когда в тут в раньшие времена долго стояли поезда (15-20-25 минут), некоторые любители острых ощущений бежали бегом к Байкалу и через эту дырку проникали на берег, символически окунаясь. Такой кураж среди части пассажиров особенно был популярен в советские времена. Сейчас уже всё это подзабылось, и поезда стоят чуть-чуть, а "дырка", как видите - осталась.

19. Вдоль Байкала - набережная. Помню по прежним приездам - вечерами тут любили ходить местные гопники, это было любимое тусовочное место. Как сейчас, не знаю.


20. Сакральная пассажирская дыра к Байкалу.


21. Тут вот народ и окунался :) Потом сломя голову бежал обратно к поезду. А немного ближе к вокзалу ещё стояла не менее известная колонка с "байкальской водой", она тоже была популярна - в ней воду набирали баклагами, порой стояла очередь. Сейчас её не нашёл.


22. Взгляд от набережной назад. Раньше было пусто, а сейчас, смотрю, место постепенно столбят "новые слюдянцы" с капитальными хоромами.


23. После прогулки к Байкалу вернулся на станцию, заглянул в справку. Меня не обрадовали - поезд действительно опаздывает, причём уже больше - на 1 час 40 мин. Увы. Ладно, сел на скамейку, день солнечный, начал фтыкать на проходящие поезда. Вот мягко подошёл скоростной контейнерный поезд. Тележки, видимо, пассажирские - идёт очень тихо. Постоял минут семь и поехал дальше. Такой вот поезд - и есть реальный "шёлковый путь", а не фейковый, которыми заполонили газеты и сайты и засирают легковерной публике мозги.


24. Столб 5312 км. Столько отсюда до Москвы.


25. Вот со стороны Мысовой подходит "семёрка" (Владивосток - Новосибирск). Стоять ей тут всего 3 минуты.


26. Конечно, никакой "омулёвой" активности не было и в помине. Тихо. Местное время почти 10 утра, раньше был бы разгар торговли.


Подошёл к вагону, сфотал проводников.
- А зачем это вы меня снимаете, а?
- Для истории.
- А разрешение есть?
- Есть.
- (подбоченясь) Точно есть?
- Точно-точно! А скажите, омулем давно тут перестали торговать, корзинами?
- Да года четыре уже как сошло на нет.
- Ну ясно (поезд трогается). Удачной дороги!

27. Вот прошёл почтовый. Не почтово-багажный, как раньше - а именно почтовый. Тоже тихие вагоны, новенькие.


28. Ставят новые опоры контактной сети. Обратите внимание - засыпают байкальским камешком. Его ни с чем не спутать.


29. Прошёл и к локомотивному депо, почти к концу платформы. Красиво тут. Прогулялся бы и туда, но уже поезд скоро.


30. На поезд пришлось тащиться через виадук на ту самую дальнюю платформу, см. №8. И вот он, идёт, родимый, под ЭП1П. Поезд №72 сообщением Северобайкальск - Улан-Удэ. Ехать мне им примерно 2 с половиной часа, потом новый город.


Дальше у нас по плану - новый поезд и станция Мысовая :)

Содержание цикла

Российская Империя, Байкал, реалии торговли, Транссиб, Слюдянка, Неизвестный Транссиб, архитектура, железные дороги

Previous post Next post
Up