Рельсовый мир Поднебесной. IV - на поезде G1 от Пекина до Шанхая

Jun 11, 2013 14:29

Я уже показал вам несколько видео со скоростного поезда, так что первичное впечатление, думаю, уже есть.
Теперь предлагаю вместе со мной сесть в поезд самой быстрой категории G и проехать по магистрали Пекин - Шанхай протяжённостью 1318 км. Длина линии примерно эквивалентна расстояниям Москва - Варшава (1284 км) или Москва - Одесса (1342 км, по кратчайшему пути). Поезд идёт по ней чуть меньше пяти часов и держит скорость в основном 290 км/ч, плюс-минус 5 км/ч. Посмотрим сам поезд, мелочи-детали, вагоны разных классов, еду, быт, пейзажи. Всё это я объединил в один пост, пусть и большой, и не стал делить надвое - для целостного восприятия.
* * *
Пекин-Шанхайская высокоскоростная линия - совсем новая, она открылась для движения только летом 2011 года. На момент моего проезда по ней ей ещё не исполнилось и двух лет. Она также интересна тем, что на ней находится два крупнейших на планете мостовых сооружения - Даньян-Куньшаньский виадук длиной 165 км и Тяньцзиньский виадук длиной 114 км. Цена линии для Китая - 34 млрд. долл.; она полностью выделенная, на ней нет никакого движения, кроме высокоскоростного. Зато оно там весьма интенсивное - 52 пары экспрессов в день только между Пекином и Шанхаем, это не считая сообщения между более близкими пунктами.

Мы взяли билет на поезд G1 с одной остановкой в Нанкине, отправлением в 9.00. Вот на нём и поедем.



2. Начальный пункт отправления - Южный вокзал Пекина. Он находится довольно далеко, хотя и связан с общей сетью метро.


У нас прибытие с утра получилось не очень гладкое: мы вышли со своей станции на большом кольце за 1 час 20 мин до отправления, казалось нормально, но в пути поезд метро уехал в депо, ждали следующего. Потом томительно долго ехали до вокзала, начали волноваться и вышли на вокзальном метро всего лишь за 15 минут до отправления, в 8:45. Если бы мы в предыдущий день не обследовали этот гигантский вокзал - могли бы и опоздать, вполне. А так, мы - к счастию - уже знали, куда идти по этим лабиринтам, и лёгкой трусцой поднялись на верхний уровень отправления, быстренько просветили вещи и побежали на свой терминал.

3. Там уже почти все спустились вниз, народ рассосался, и за 6 минут до отправления мы прошли вторую проверку билета и оказались у поезда (наш - слева). Фуух! Успели! :-)


Товарищи паксы, подъезжайте к поезду заблаговременно, чтоб без ненужных волнений!

4. Билет на поезд выглядит так. Стоимость поездки - 553 юаня, или 2751 руб. по курсу на апрель, за 1318 км пути. Для сравнения уровня цен - аналогичный поезд от Москвы до СПб стоил в апреле 3240 руб. на дневной непятничный (не повышенный) тариф, за 650 км пути. С европейским уровнем цен, пожалуй, сравнение будет ещё печальней. Дело тут в том, что китайское государство частично дотирует затратные высокоскоростные перевозки, для того, чтобы обеспечить их доступность для среднего слоя граждан и высокую наполняемость, а как следствие - повышение мобильности и деловой активности граждан внутри страны. В сумме это даёт долгосрочный положительный эффект.
Надо упомянуть и о том, что скоростной билет дороже обычного примерно в 1,6 - 1,7 раза, так что это в Китае транспорт "не для всех подряд", а примерно для четверти более платёжеспособного населения крупных городов. Но и четверть населения там - это огромное количество граждан, около 350 млн. чел.


С наполняемостью моего поезда, действительно, оказалось всё в порядке и я сразу же, зайдя в свой вагон №5, столкнулся с тем, что моё место уже заняли. Однако после минутного выяснения отношений жестами и билетом, ушлый китайский товарищ эвакуировал свои вещички и пересел на своё серединное место в соседнем ряду, не дожидаясь стюарда.

5. Ладно, поехали. Из Пекина поезд выходит меееедленно - минут, наверное, пять - пока не взойдёт на начало Тяньцзиньского виадука.


Отправление поезда с вокзала и набор скорости (видео 1):

image Click to view



6. Кто едет в этом поезде? Во 2-м классе - обычнейший столично-продвинутый народ. Инженеришки, программистишки, торговцы, менеджеришки, бухгалтеришки, клерки, строители-прорабы и прочая аналогичная публика. Многие с ноутами, работают в пути. Невероятно массово распространены "лопатники"-смартфоны - наверное, раза в 2-3 больше, чем у нас в столицах. Провинциалов почти нет, единицы (их очень легко распознать). Иностранцев - буквально единицы, 98% пассажиров - китайцы.


Все сиденья в вагоне принудительно разворачиваются по ходу поезда. Если поезд пойдёт назад - придут ж/д служащие и за 5 минут развернут их в другую сторону.

7. Примерно четверть народу и в поезде не расстаётся со своими чайными термосами-столбиками. Китаец - он всегда и везде китаец, и его привычки сформированы столетиями.


8. Поэтому, все поезда с "западной" подкладкой, мудрые китайцы затем адаптируют под себя, под менталитет и привычки именно своего населения. Самый яркий пример - кулеры с бесплатной горячей водой температурой примерно 65 градусов. Они стоят в каждом вагоне, и китайцы беспрестанно бегают набирать и заваривать очередную партию чая в свои термоса.


А мы, тем временем, взбираемся на 115-километровый Тяньцзиньский виадук, оставляем обычную ж/д линию внизу и набираем скорость. Примерно через 10 минут после отправления поезд держит уже 240-250 км/ч.

Видео 2.
Вот, обычная ж/д линия внизу (напомню - наша линия, она полностью выделенная):

image Click to view



9. На каждом ряду - розетка. Внизу, одна на 3 места (слева) и одна на 2 места (справа).


10. Переход в другой вагон.


11. Конечно же, надо заснять и толчки, их по два на вагон (кстати, слева кулер с горячей водой). Если не заснял сраный толчок - считай, это не пост про поезда :-)


12. Один туалет большой, с инвалидной инфраструктурой, второй - маленький, без. Тут - умывальник.


13. Оба туалета европейского типа, с унитазами, в отличие от обычных поездов.


14. Вокруг - индустриальные пейзажи, перемежающиеся полями с ирригационными каналами. Всё очень плотно освоено.


15. Наконец, где-то через 17-20 минут поезд выходит на штатный режим - 295-297 км/ч. После Чжэцзянской катастрофы 23.07.2011 предел скорости для китайских экспрессов снижен до 300 км/ч (с 350 км/ч); в случае опоздания поезда допускается превышение на 10 км/ч, но не более. Так что сейчас максимум, который вы можете теоретически увидеть на табло - это цифру 309 км/ч. Скорости в 350 ушли в историю, вместе с министром Лю, архитектором ВС-линий Китая.


Ход поезда вполне ровный, особо не шатает. Звукоизоляция нормальная, внутри можно спокойно говорить, не повышая голос.

16. Ещё за окном очень много тепличных хозяйств.


17. Мега-виадуки позволяют китайцам сузить линию отчуждения магистрали практически до нескольких метров. Обычная картина, которую можно видеть с экспресса: ты несёшься наверху со скоростью под 300 км/ч, а внизу в 20 метрах на полях трудятся местные колхозники. Облегчает положение также и отсутствие частной собственности на землю в Поднебесной - она там запрещена конституцией, а есть только долгосрочная аренда. Поэтому для новой магистрали государство может забрать нужную землю у арендатора, выплатив компенсацию, и не заморачиваться длительными судами и процедурами выкупа по год-два, как у нас при капитализме. Коллективное тут по значимости выше, чем индивидуальное.


Прошёлся я и по поезду.

18. Вот вагон-буфет. Тут, к сожалению, я со своей камерой вызвал ступор у товарищей-буфетчиц, почему-то. Они краснели, бледнели, делали большие беличьи глаза, и пугливо закрывали прайс, не давая снимать. Так что прайса на еду не будет (кстати, вполне вменяемого по наценке).


19. Вагон-буфет, поближе. Слева вблизи сидят начальники поезда; тот, который спиной - потом через полтора часа придёт со мной беседовать. Мы друг друга поймём, я ему предъявлю бумажку на ероглифах, специально для таких случаев сочинённую (спасибо вам, френды-переводчики!), он проникнется и выдаст карт-бланш на сьёмки. Но это будет потом. А пока - буфетчицы в ступоре :-)


20. Но питаются в буфете немногие. В основном китаец берет еду с собой, чифанить в поезде. Запах в китайском поезде особый - совершенно ни с чем спутать нельзя. В любом поезде, пусть хоть и в самом пафосном, самом скоростном. Завяжи мне глаза, проведи в вагон - и я сразу узнаю тот запах. Этакая сложная смесь из заварной лапши, соевого соуса, пакетов с пропитанными какой-то хренью орехами и ароматного цветочного чая.


21. Термоса с чаем обязательны, заварная лапша тоже. Наверное, каждый второй после 35-ти лет имеет его с собой. И это несмотря на то, что тут едут не самые простые и бедные люди. Но привычки всё равно похожи.


22. Кроме того, средний китаец много сорит. Даже столичный. Есть у них такая не очень хорошая черта. Однако, и тут китайская мысль нашла собственное противоядие: 1) за мусоренье тут штраф, и наглые индивиды могут получить бо-бо в пару сотен юаней, 2) по вагонам постоянно ходит девка с большим мешком и собирает у пассажиров самый разнообразный мусор. В общем, нет никаких интеллигентских воплей о дебильном неправильном народе, зато есть грамотный учёт особенностей национального характера, в том числе и негативных.


23. Присмотрел себе вполне неплохой вариант питья, грушевую воду. Тут за 0,5 дерут 6 юаней, 30 руб. Наценка от обычного магазина примерно в 50%. Терпимо.


Пройдём по поезду ещё.

24. Вот 1-й класс. Схема не 2+3, как во втором, а 2+2, плюс индивидуальная розетка.


25. А это какой-то мега-пупер-гипер класс, 1+2. Тут меня попросили, типа низзя снимать и беспокоить внеклассных граждан.


26. Пересекаем ирригационный канал, их тут сотни.


27. На юге провинции Хэбэй начинаются горы, и продолжаются затем почти час. Рельеф сложный, много тоннелей, но поезд всё равно идёт около 290 км/ч. Все предгорья, тем не менее, освоены.


28. Скоростные вокзалы на трассе. Наш поезд, как безостановочный, их пролетает без снижения скорости. А на станциях ждут поезда, стоящие под обгон.


29. В миллионниках построены здоровенные станции с десятками путей. Всё тотально электифицируется.


30. Выделенная сеть отдельных высокоскоростных линий в Китае превысила 20.000 км (она уже в 8 раз больше японской) и непрерывно развивается. Часто можно видеть, как от основной линии уходят такие же выделенные эстакадные отростки, которые идут в города поменьше.


31. Со всяким обычным ассортиментом (чипсы, вода, пиво, лапша, орехи) стюардессы по вагонам ходят постоянно.


32. Однако в середине пути, после 2 часов, по составу пошла девушка со "скоростными" комплексными обедами. Просят 45 юаней за комплекс (225 р.). С пивом получается 260 р. Девки с пищевым снабжением, все как на подбор, стройненькие и приятненькие - видимо, есть специальный отбор. Девки с мусорными мешками мордашкой попроще.


33. Конечно же, я не мог удержаться от тестирования горячего высокоскоростного обеда и тоже приобщился.


34. В принципе, ничего. Не супер, но наедаешься более-менее сытно. Рис, жареные баклажаны, рыба, мясо, соевый соус в серединке. Минус один - в момент массового открывания обедов вагон весь пропахивается соей и вообще, китайским запахом. Потом его кондишены выветривают минут 15-20.


35. А мы - мчимся дальше!


Видео 3.
Вот некоторые типовые пейзажи северной, более суровой, части пути. Тут собраны: индустриальный пейзаж, плоская равнина с полями, пересечение Великого канала, предгорный городок, полукилометровый тоннель, скоростной вокзал с поездом, который мы обгоняем, и потом ещё раз два маленьких тоннельчика. Несмотря на сложный рельеф, трасса идёт почти прямо. Пересечение Хуанхэ я позорно прозевал: крайне неожиданно заехали на мост, и пока реагировал - мост через 8 секунд закончился. Жаль, она такая красно-жёлтая была, колоритная. Но не успел :(

image Click to view



36. После пересечения Хуанхэ всё меняется, климат тут теплей, а плотность населения - заметно выше.


37. Наконец, пересекаем великую реку Янцзы и втягиваемся в огромный вокзал Нанкин-Южный, единственная остановка на нашем пути. Стоянка - 5 минут. Здесь много выходит, и заходит - тоже.


38. После Нанкина окружающая местность резко уплотняется и становится "южной" по виду. Застройка не кончается, и создаётся впечатление, что мы едем по гигантскому стомиллионному городу от Нанкина до Шанхая, с небольшими перерывами.


39. Затем мы взбираемся на крупнейший на планете Даньян-Куньшаньский виадук длиной 165 (!) км. Всё это расстояние мы будем мчаться над городами и полями (выделено тёмно-красным).


40. В Шанхайском суб-регионе - уже совсем иная по уровню инфраструктура. Она сильно отличается от остальных провинций. Видно, что это не совсем Китай, или Китай, но продвинутый.


41. Плотность заселения и застройки тоже впечатляет.


42. На полной скорости проносимся мимо Сучжоу - "китайской Венеции".


43. Мчимся над каналами по виадуку, ни с чем не пересекаясь.


44. Километров за 25 до Шанхая к основной трассе начинают стягиваться другие скоростные линии. Порой они образуют причудливые переплетения в три уровня.


45. Замедляем скорость, и через 4 часа 48 минут втягиваемся на пути вокзала Шанхай-Хунцяо. Где-то в стороне близко шелестят самолёты, и это неудивительно: ж/д вокзал совмещён с аэропортом.


46. На вокзале Хунцяо, специализированном только на скоростных поездах, 16 платформ и 32 пассажирских пути. А есть ещё и технические, служебные.


47. Выгружаемся. Иностранцы сразу бегут в голову поезда, сфотографироваться.


48. Сходим и мы, да? Нос у поезда красноватый с чернинками - на такой скорости он принимал на себя птиц и крупных насекомых.


49. А на соседнем пути готовится к отправлению другой Gaotie.


50. Теперь - на выход. Как вы уже помните из моего рассказа, нам сейчас надо идти вниз 3-слойного вокзального "бутерброда", схема везде типовая, ломать голову не надо.


Продолжение следует.
Дальше мой рассказ будет уже про обычные поезда.

Рельсовая Поднебесная, полное содержание
Читать все записи по тегу

Китай, железные дороги, ВСМ, хай-тек, Рельсовая Поднебесная

Previous post Next post
Up