Так вот, начала я слушать книжку Меган Нёфф (ведущая подкаста «Divergent Conversations») про налаживание рутин. Называется ‘Self-Care for Autistic People’. Книжка хороша тем, что внимательно разбирает те элементы повседневной рутины, которые принято считать само собой разумеющимися, и высвечивает, сколько там на самом деле параметров. Параметры можно подкрутить и сделать себе удобно, а можно не знать и испытывать постоянный дискомфорт, не понимая почему.
Например, рутина будних дней часто оставляет меня выжатой как лимон к девяти утра. Встать утром, накормить детей, собрать детей в школу, собрать себя на работу, отвести детей в школу, доехать до работы... Пока я формулировала свою реакцию «как же я устала», дальше этой мысли ничего никуда не двигалось. Ну нет возможности выбросить из утра школу и автобус до работы.
Начала слушать книгу - буквально первую главу, ‘Manage your sensory needs’ - и проблема начала дробиться по-другому.
Что меня утомляет в автобусе?
Солнце в глаза. Оно утром стоит низко, сияет ярко, никакие очки не спасают, ещё и у других пассажиров экраны телефонов отблёскивают.
Шумно. Люди галдят, кто-нибудь слушает музыку, с улицы доносятся взрёвывания моторов, а уж если едут дети - это просто птичий базар.
Тесно. Люди толкаются, задевают рюкзаками и сумками.
Противно. На улицах пробки, стройки, светофоры, автобус дёргается туда-сюда, то разгоняется, то резко тормозит.
Жарко. Сейчас похолодало, в автобусах включили отопление. Заходишь в шапке, в зимней куртке, а там лето. Шапку можно снять, но куда её? Она у меня нарядная, фетровая, памятка ещё с Украины, с ярмарки мастеров. Если запихивать красоту просто так в рюкзак - образуются сломы, потеряется форма, и вообще фетру такое не полезно.
Обычно я это всё героически превозмогала. Меня так натаскивали: твой дискомфорт ничего не значит, потерпишь. Я привыкла диссоциироваться и претерпевать. Открывала Дуолинго и делала упражнения по шведскому.
Сейчас я стала адресовывать аспекты дискомфорта один за другим.
Во-первых, нужно сесть. Это нетрудно, я в автобус захожу близко к конечной, когда народу ещё немного. Важно, куда садиться. Спиной к солнцу.
Во-вторых, отставить Дуолинго. Упражнения по шведскому я буду делать на работе, в солнечном кафетерии под зелёными деревьями. А в транспорте смотреть на экран, когда автобус трясётся и дёргается, а экраны соседей отблёскивают, мы не будем.
В-третьих, наушники в уши. Хоть сколько-то блокирует шум.
В-четвёртых, включить аудиокнигу или подкаст. Больше блокировки шума, и не нужно держать глаза открытыми. Глаза можно и нужно закрыть.
В-пятых, снять куртку и шапку.
В-шестых, шапку положить в матерчатую сумку с ручками. У меня есть одна такая, лёгкая на грани невесомости. Было две, но вторую я
обменяла шведским студентам на ручку-сувенир. Таким образом, я шапку не выроню, она не помнётся, и одновременно не нужно постоянно напрягать пальцы и запястья, её держа.
На коленях образуется охапка из вещей - рюкзак, сумка для ноутбука, сумка для шапки, куртка. Ну и что? Я же сижу. И охапка создаёт неплохой заслон от проносящихся мимо рюкзаков и сумок других пассажиров. Даже просто визуально ворох вещей больше бросается в глаза.
Может показаться - ну элементарные же оптимизации! Но в том-то и дело, что нет. Беречь себя и внимательно относиться к своему дискомфорту - далеко не стандартный нарратив, особенно для женщин. В чём именно заключается бережное отношение к себе - тем более не разложено. И уж совсем в первый раз мне попалась книга, которая не подразумевает по умолчанию, что человек всё про себя знает: умеет идентифицировать свои эмоции, замечает чувство голода (жажды, усталости) и способен обработать сенсорное изобилие окружающего мира. Как пишет авторка в предисловии, я осознаю свою привилегию - я способна говорить.
Прислушиваться к своим нуждам и адресовать дискомфорт - это акт самозащиты (self-advocacy в оригинале), который сам по себе подбадривает. Да, мир вокруг меня не заточен на благосостояние людей, он заточен на то, чтобы выжимать и выбрасывать на обочину. Но я могу и буду отстаивать свои нужды и свои интересы. Выражая ту же мысль другими словами, если я не буду считаться со своими потребностями - с ними точно никто не будет считаться. Зато если я буду ставить своё удобство в приоритет - иногда можно будет договориться, чтобы и другие люди это делали.