К истокам хоррор-игр

Mar 09, 2021 15:04

В 1992 году вышла видеоигра, которая породила жанр хоррор-игр и надолго определила его границы. Это была Alone in the Dark («Один в темноте») французской студии Infogrames. Игра достаточно сложная, но я осилил и прошёл её примерно тогда же, когда она появилась.

Alone in the Dark - это трёхмерная игра с видом от третьего лица и фиксированными камерами: игрок управляет персонажем, разворачивая и перемещая его, иногда страдая от невыносимых, крайне неудобных ракурсов. Зачастую при переходе из локации в локацию ракурс меняется, и игрок вынужден для того, чтобы и далее двигаться в том же направлении, нажимать уже другие клавиши для движения. В принципе, и в 1992 было ясно, что фиксированные камеры - крайне неудачное геймдизайнерское решение, но технологически тогда не могли сделать иначе.

В основе игрового процесса был жанровый принцип «метроидвании»: главгерой перемещается по достаточно большому миру, многочисленные проходы в котором первоначально заперты, и игроку нужно найти способ, как их отпереть и продвинуться дальше. Вкратце, игрок отпирает дверь, чтобы найти за ней ключ от другой двери. Пространством в Alone in the Dark был старинный луизианский особняк, а ключами - не только ключи, но и всяческие мистические предметы.

Помимо этого, в Alone in the Dark была боёвка: игрок мог раздобыть нож, пистолет и дробовик. Применять оружие было крайне неудобно из-за кривых ракурсов фиксированной камеры, а монстры очень быстро убивали главгероя. Да и патронов не завезли: их постоянно не хватало. Короче, Alone in the Dark была совсем не казуальной игрой.

Фиксированные камеры с неудобными ракурсами, «квестовый» инвентарь из предметов, спрятанные за дверями ключи от других дверей и боёвка с ограниченными боеприпасами - вот краеугольные камни нового жанра хоррора. В 1996-м вышел геймдизайнерский клон Alone in the Dark, в котором было всё вышеназванное, включая наполненный нежитью особняк - это была очень успешная игра Resident Evil японской компании Capcom. Благодаря финансовому успеху Resident Evil до сих пор кое-кем считается первой игрой хоррор-жанра, хотя до неё вышли аж три части Alone in the Dark.

Так вот, кривые камеры, ключи за запертыми дверями, забитый инвентарь и нехватка патронов кочевали далее из одного хоррор-проекта в другой (вот интересный список видеоигр с фиксированной камерой). Понадобились Silent Hill (1999), чтобы освободить камеру (впрочем, серия быстро вернулась к фиксированной камере), Penumbra (2007), чтобы сменить вид с третьего на первое лицо и убрать боёвку, и Layers of Fear (2016), чтобы выкинуть инвентарь вместе с ключами. Ещё была Outlast (2013), которая эпизод с бессмертным монстром из Penumbra развернула в идею целой игры: в ней игрок ничего не может сделать с противниками, ему остаётся только прятаться и убегать. Вероятно, названные игры оказали наибольшее влияние на хоррор-жанр.

Удивительно и необъяснимо, но создательница Layers of Fear, одной из самых гениальных игр последнего времени, польская студия Bloober Team, выпустив ещё несколько игр на идеях «Слоёв страха», разработала топовый высокобюджетный хоррор The Medium (2021), в котором... В котором инвентарь, ключи за дверями и - вы будете смеяться - фиксированная камера с невозможными, бесящими ракурсами! Ужасает эта игра не сценарием, а управлением. Я отказываюсь понимать, как в 2021 году можно выпускать игру с фиксированной камерой.

Кстати, разработчики инновационной Penumbra, шведская студия Frictional Games успела выпустить потрясающий хоррор Soma (2015) - игру с одним из лучших сюжетов в истории игровой индустрии. И после этого, в прошлом году они издают Amnesia: Rebirth, хоррор, в котором ноль новых идей, сюжет записками, откачка воды и отключившееся электричество.

Bloober и Frictional не оправдали надежд. Жду гениальных хоррор-идей от неизвестных студий.

игры, геймдизайн

Previous post Next post
Up