Святоотеческие принципы толкования Священного Писания. Часть 3.

Sep 24, 2019 18:52


См. Часть 2.

Далее мы перечислим Пять правил Тикония. Донатистский епископ Тиконий жил в IV веке и составил книгу «О семи правилах толкования». Блж. Августин исследовал их и в целом одобрил в своей книге «О христианском учении» (Кн.3).

Принцип № 7.  Первое правило Тикония «О Господе и его Теле» известное так же как принцип «Один и многие».

Данный принцип, называемый так же принципом «корпоративной личности», проходит красной нитью через следующие учения Божественного Писания:

1. Бог Отец («Один»), Сын Божий и Дух Божий («Многие»).

2. Христос («Один») и Церковь («Многие»): Раб Божий и Израиль, Сын Человеческий и народ Бога.

3. Петр («один») и Пастыри («многие»).

4. Ветхий Адам («один») и падшее человечество («многие»).

5. Муж («один») и жена с детьми («многие»).

6. Великий антихрист  («один») и его тело - антихристы («многие»).

Принцип можно сформулировать следующим образом:

1). «Один» и «многие» взаимозависимы. «Один» не существует без «многих», «многие» не существуют без «одного». Нет Пастыря без овец, мужа - без жены, главы - без тела, Христа без Церкви.

2). «Один» заключает в себе «многих». «Многие» являются частью определения «Одного» и в Писании именуются его именем. Только умом можно различить в Писании, когда речь идет об «одном», а когда - о «многих».

3). «Один» является началом и источником бытия для «многих».



В древней Церкви принцип был известен как 1-е правило Тикония Африканского «о Господе и Его Теле». «Господа от Его Тела, т. е. Церкви, по словам Писания, различает один только ум» - писал Тиконий. Он подметил, что Писание прилагает к Господу и Его Телу (Церкви) одни и те же имена, причем «многие» называются в единственном числе - одним Христом (1Кор.12:12), Сыном Божиим и Первенцем (Исх.4:22), Семенем (Гал.3:29), Сыном Человеческим (Мф 26:64), Камнем (Дан.2:35), Храмом (1Кор.3:16) и даже Богом (2Фесс.2:4) - так что, как говорит Тиконий, «одним только умом можно уразуметь, когда (Писание или Бог в Писании) делает переход от Главы к Телу».

Искуснейший блаженный Августин применил 1-е правило Тикония для истолкования слов Господа: «Симон Ионин, любишь ли Меня?... Паси овец Моих» (Иоан.21:17).



Интерес к принципу возобновился в XX веке в трудах митрополита Пергамского Иоанна (Зизиуласа), который воспользовался работами протестантов Х. Вилера Робинсона («Иудейская концепция корпоративной личности», 1936) и А. Р. Джонсона («Один и многие в израильской концепции Бога», 1942).

Будет дописано...

библейская школа, экзегетика

Previous post Next post
Up