"Навис покров угрюмой нощи" и выстрел "Авроры"

Jun 06, 2016 19:50

Оригинал взят у vbulahtin в "Навис покров угрюмой нощи" и выстрел "Авроры"

Это моя любимая давняя заметка про Пушкина.

Есть устоявшаяся легенда, что на вопрос «Как вы относитесь к Великой французской революции?» Дэн Сяопин ответил, что прошло слишком мало времени с тех пор - всего 200 лет, и рано давать какие-то оценочные характеристики.

Мне кажется, что историческая ретроспектива пока еще невелика, чтобы в полной мере оценить Пушкина. Да.
Прежде чем смеяться, попробуйте сделать усилие и обозреть Историю мира не в коротком отрезке 100-300 лет, а хотя бы в 1000 (тысячу) лет.

Перенесемся назад - увидим в глуби веков мало приятного для нашего зрения.

Развитие цивилизации, развитие общественной мысли, общественных отношений да и многие промежуточные итоги прогресса, когда людей переставали сжигать, переставали заливать им в горло свинец, сдирать с них кожу... и технологично отравлять газом, а потом постепенно допустили до выборов во многом связаны с творческой деятельностью широкого круга лиц, которых можно отнести к гуманистам (разного вида, величины, "индекса цитируемости", религиозной и национальной принадлежности).

Если взять "список гуманистов" из Википедии (первых, кто вытаскивал мир из Средневековья), можно увидеть много прекрасных фамилий, но ни одного отечественного автора.
В 14-17 вв. наших там не было).
Попробуем сделать то, что никто раньше до вас не делал -- посмотреть на этот список и развитие идей гуманизма в разрезе изменения сфер политического влияния на предложенном 1000-ем отрезке.

Если утрировано: условный "центр тяжести гуманизма" в 14-15 вв. постепенно начинает смещаться от условных "наследников Римской империи" (Данте Алигьери, Леонардо да Винчи,Петрарка, Боккаччо...) в Западную Европу, чтобы потом докатиться и до Центральной.

В этом "размеренном" движении в разное время происходили яркие вспышки, изменение центров притяжения да и просто чудеса, которые в конечном итоге определили картину мира - сегодня 06.06.2016 года, когда мы празднуем день рождения А.С.Пушкина.

Одно из таких чудес произошло на острове Великобритания и связано оно с деятельностью У.Шекспира.

Да, он не был первым на пути распространения гуманистической мысли.
Да - в Великобритании до него было много известных авторов (Чосер и проч...), но все-таки под ногами Шекспира не было таких титанов духа и мысли как в Италии.

В 16 в. Англия - пока еще периферийная держава, проигравшая в Столетней войне, измученная междуусобицей, чумой, с дырявой казной, пошатывающимся троном, не участвующая в колониальной борьбе и, кнч, с уровнем производственного развития, существенно отстающим от многих других стран

И вдруг...
Здесь будет первый парадоксальный вывод (не буду приводит промежуточных доводов):
В исторической ретроспективе можно увидеть, что У.Шекспир во многом вышел из штанов победы над Непобедимой Армадой.
(чудо здесь в том, что творческое становление автора совпало с важнейшей для англичан военной и политической победой)

Дальнейшая триумфальная история Великой Британии во многом связана с чудом по имени У.Шекспир
Можно даже так сказать: Британская Империя, над которой в 20 веке перестало заходить солнце, которая определяла повестку мирового развития, отчасти выросла из штанов Шекспира.
(да-да-да, были и Мор, Бэкон, и Свифт, с Диккенсом, но удивительной, неповторимой вспышкой, по-прежнему освещающей осколки Империи, был всё-таки Шекспир, которого в память и благодарность штудируют во всех англоязычных школах)

Теперь опустим несколько веков и представим 13-летнего Александра Сергеевича, встречающего и обсуждающего с друзьями события Отечественной войны 1812.

Думаю, не будет натяжкой утверждение, что роль военной, политической победы России в этой войне имело существенное значение для А.С. (не меньшее, чем победа над Непобедимой Армадой для У.Шекспира)

Здесь будут следующие несколько парадоксальных выводов:
Конечно, у нас был блистательный 18 век.

Победы, триумфы, рывок из неизвестной просвещенной Татарии-Московии в рязряд ведущих европейских держав, но все-таки к моменту победы над Наполеоном мы все еще во многом были периферийным, провинциальным государством, в котором даже лучшие люди радостно примеривали блестючие европейские одежки, ворковали на чужом языке, называли собственный народ "варварским" и без малейших угрызений совести секли и торговали им.
(английские карикатуры 1812, представляющие образ союзника-России, выполняющей благое дело)











С радостью и трепетом мы заимствовали из-за бугра ништяки - от выражений лиц до проектов тайных организаций и государства.
А.С.Пушкин (1811):
Dis moi, pourquoi l'Escamoteur
Est-il sifflé par le parterre?
Hélas! c'est que le pauvre auteur
L'escamota de Molière.

(кстати, Франция в итоге не смогла конкурировать с Великобританией потому, что у них случился всего лишь Мольер, случился позже Шекспира... а просветители пришли, когда уже было поздно))

И вдруг (1814):
Навис покров угрюмой нощи
На своде дремлющих небес;
В безмолвной тишине почили дол и рощи,
В седом тумане дальний лес;
Чуть слышится ручей, бегущий в сень дубравы,
Чуть дышит ветерок, уснувший на листах,
И тихая луна, как лебедь величавый,
Плывет в сребристых облаках.

И понеслось - здесь у нас, в литературе и на практике идеи гуманизма были испиты до дна.

Тому, что произошло с русской литературой в 19 веке, никогда не будет объяснений.

Вряд ли это будет осознанно до конца времен.

Никогда больше не произойдет в человеческой истории ничего подобного.

Никогда, никому, ни в одной стране не превзойти, не взобраться на эти плечи: Пушкин, Гоголь, Достоевский, Толстой, Чехов, Маяковский, Платонов
(даже на плечи пониже: Лесков, Тургенев, Успенский, Короленко..., вряд ли можно взобраться).

Происхождение России можно вести из разных истоков.
Один из них - русские писатели XIX века, огромные угловатые глыбы.
Почти невозможно подобрать угол зрения для их изучения.

Смотришь издали - останешься безучастным. Подберешься поближе, сократишь расстояние - и тогда глыба наверняка нарушит душевный покой, заслонит часть мира.

Поэтому они сами позаботились о читателе, жизнью и творчеством создав вокруг себя профилактические нейтральные полосы - зоны отчуждения.

«Каменный лес_XIX» рос и рос, подхватывая все возможные недуги своего времени - а у недугов нет оснований для жалости.

Русские писатели убивали: писатели и поэты умирали на дуэлях и в тюремных больницах, бросались в пролеты лестниц, резали горло битым стеклом, спивались; если не убивали себя, то целенаправленно, морально и физически, уничтожали своих героев.

Многие авторы прошлись по тонкой грани, отделявшей их от безумия.

Русские писатели убивали, создавая удивительную гуманистическую (нерелигиозную) картину мира, в которой нельзя убивать.

Русская литература и «остальной мир», создающий слова и смыслы, плохо сопрягаются и сопоставляются.

Наши глыбы, возвышающиеся у истока каждого из нас, будучи сначала смертными, подходили к краю пропасти и упорно смотрели в глаза чудовищ, жаждущих новых душ.

Русские писатели высматривали в бездне адские морды, поочередно и все сразу, и, раскачиваясь над пропастью, наблюдали, курили одну за другой папироски, перезаряжали свои пистолеты, кутались в шубы, надевали мундиры и шли умирать.

Остальной литературный мир редко появлялся здесь, у пропасти.

Русский литературный век -- лучшее, что было, есть и будет в пространстве русского языка.

К нему могут обратиться последние русские (и украинцы), утратившие способность совершать научные достижения, способность жить друг с другом, способность обустраивать территорию, на которой живут, утратившие великие цели, память, собственную историю, предавшие и, наконец, потерявшие Родину.

Эти последние русские, украинцы, белорусы... на краю небытия могут высоко поднять голову и сказать: "То, что произошло в русской литературе 19 века, оправдывает всё".

Русская литература "отмолила" всех на все времена.

И это одно из немногих иррациональных чудес человеческой цивилизации.

(ах-да, кнч, русские гуманисты стали причиной того, что именно в России случилась великая попытка построить государство свободы, где не будет угнетения и угнетенных; кнч, Пушкин - это первый выстрел "Авроры", и, возможно, гораздо более эффективный, чем в 1917-ом)









Previous post Next post
Up