Гибель 33 армии. Последний бой

May 22, 2015 00:42



18 апреля резко началась весна. Дневная температура поднялась до 18 градусов. В вечернем сообщении 12 армейского корпуса, за этот день записано. ««…12 ак: В результате боев с разрозненными группами из состава 33-й русской армии за 18.04 убито 44 человека, взято в плен 111 человек, в том числе 25 офицеров. Трофеи: 8 орудий, 30 тягачей, 3 ПТР»
Когда я наткнулся на эту запись в боевом журнале 268 ПД, я не поверил. Как то не вяжется бой в и героический прорыв через Беляево-Буслава батарея тяжелых гаубиц, следующих на тракторной тяге в походной колонне. Наверное это 364 КАП. Который был практически расформирован из за отсутствия снарядов.
и Документ об их обнаружении, я выкладывал пару лет назад. Вот текст из него.
Командир 4 арт дивизиона 268
Майор Бархель

О Русских гаубицах и тягачах

268 пехотная дивизия
В отношении доложенных 20.03. 42 года русских тягачах и гаубиц, обнаруженных в лесу между Греково и Шумихино. После более подробных ислледований выяснилось следующее
1.) Местонахождение примерно в полтора километра на южной дороге после Шумихино
2.) a) обнаружено восемь 15,2 см орудий и 13 принадлежащих к ним тяжелых тягачей, а также боеприпасы примерно 80 выстрелов.
в) 7 гаубиц были взяты на передок и были подцеплены к тягачам. Панорамные прицелы отсутствуют у всех без исключения и имеются повреждения станков.
Восьмая гаубица отцеплена от тягача, перекладина снята со станины, ноги широко расставлены
труба откатника сбежала назад и уперлась в задний зубец по пути скольжения вниз. Орудия частично неисправны.

Надо сказать, что до сего момента, начиная с прорыва 33 армии в Шумихинский лес немцы не осмеливались туда соватся, а возможно у них не было для этого сил. собственно говоря, это полная артиллерийская батарея. К тому же с полным боекомплектом, это мощное средство подавления противника. Жаль, что ей никто так и не не воспользовался. (возможно найдутся допросы военнопленных, которые прольют на это свет) Начиная с 18 Апреля немцы меняют тактику. Они окружают и предлагают сдаться. Это работает. «В лесу южнее Абрамово окружена еще одна группа противника численностью 40 чел., однако их насильственное уничтожение с учетом желания избежать ненужных потерь не проводится, дивизия больше рассчитывает на то, что это сопротивление вскоре будет сломлено по причине голода.»

Штабная группа во главе с командиром армии МГ Ефремовым находится в небольшом лесу, между Луановкой и Горнево, юго западнее Дегтянки. Вечером того же дня в 12 часов ночи части артполка 268 Пехотной дивизии берут в плен у себя в расположении лейтенанта и медсестру, которые пытались незамеченными уйти на восток. Лейтенант дает важные сведения. Рано утром 19 апреля немцы окружают лес и начинают обстреливать обнаруженное скопление людей из минометов. Часть окруженных, не желая сражаться, или не имея для этого возможности, сразу сдается в плен. Ефремов со штабной группой пытается вырваться на юго-восток через маленькую речку, приток Собжи. Из за таянья снега ручеек превращается в речку, которую в последствии Толя Сизов (единственный человек бывший с ним, и оставивший воспоминания о гибели ) принимает за Собжу. С его слов- «Где перешли Собжу, не помню. Мы ее только по плотине могли перейти. Когда перескочили Собжу, охраны уже не было. Охрану командующего всю перебили. И вот мы вышли к поляне на краю леса.
Командующий там сел с комиссаром, напротив сели еще три человека. То, что командующий был ранен, я не видел. Когда показались немцы с поля, они шли цепью, командующий застрелился сам. А мы полегли вниз головой. Немцы прошли. Кто был жив, всех расстреляли и ничего с убитых не взяли. Они прошли цепью. Когда они уже скрылись, вижу, остался жив я и одна девушка. Может, кто еще был жив, не знаю.
Я взял у убитого комиссара кусок хлеба, соль, планшет с картой, а у командующего взял маленький пистолет, и рядом подобрал еще большой. Мы пошли вслед за немцами к Собже.
Когда подошли к Собже, уже смеркалось. Сели там, я прислонился к дереву и уснул. Там и переночевали. Как только рассвело, мы спустились по крутому берегу к реке, там было повалено большое дерево, мы по нему перешли реку. Возле деревни Тарасовка спустились со склона и пошли через поле. Пошли, и только к лесу подходить стали, нас обстреляли немцы. В этом лесу мы остановились. Оказалось, в этом лесу стояла немецкая артиллерия. Нам об этом сказала наша группа. которая наткнулась на нас» .


фото сделано 19 апреля 1942 года На фотографии возможно запечатленя солдаты 2 батальона полка Генерал Геринг. А соответственно это фото сделано в районе Анисово Городище.

Промежуточный на 04.19.1942
На фронте, слабый беспокоящий огонь
Малые вражеские группы в лесах в расположении дивизии берутся в плен или уничтожаются .Группа примерно в 100 человек находящиеся в лесу к западу от Лукановка обнаружены и атакованы. Бой против упорно борющегося противников до сих пор продолжается.
14.25 часов
По УнтерОфицер Вагенкнехт
От артобстрела люди разбегались в разные стороны. Бой в лесу рассыпался на несколько очагов и длился целый день. Раненые, те, кто не мог или не хотел сражаться укрылись в овраге. Ефремов был ранен, пытался идти но не смог. С ним осталось около 10 человек, отбивался до последнего патрона. Остальные ушли лесом западнее, через дорогу на Тибейкиноо, и там приняли свой последний бой.
«19.04.42г.. Согласно показаниям пленного, боеспособная группа, примерно до 300 солдат под руководством командующего 33-й армией, находится в перелеске юго-западнее Дегтянки. Наше отделение удерживает опушку леса на западе и северо-западе Лукановки. Удар последней, еще военно-управляемой боевой группы русских направлен против огневых позиций 12-й батареи. В результате жестокого боя группа была разбита. Генерал Ефремов и с ним примерно 40 офицеров, оборонявшихся до последнего патрона, пали в бою. Позже было подсчитано 90 убитых и 100 пленных. У 12-й батареи убито 4 рядовых и 5 ранено».
В конечном отчете немцы пишут о 130 чел взятых в плен за этот день, про группу Ефремова написано отдельно «главнокомандующий 33 армии генерал Ефремов, когда его положение стало безнадежным - застрелился. Из штабной группы взято в плен 7 человек офицеров . Захвачено знамя.» По факту, это было самое серьезное и ожесточенное сопротивление, с котором немцы столкнулись за последние несколько дней. В книге Капусто, рассказывается, как немцы добивали поголовно всех, кто остался в живых. Очевидно, что этого не было. Раненых собрали, и отвезли в госпиталь для Русских в Климовом Заводе. Вместе с ранеными туда попала и Алина Дмитриевна Снигирева. Именно в нее Ефремов выстрелил перед своей смертью. Она не была ни связисткой, не медсестрой. Она вообще не была военной. Ей было всего 21 -22 года. Из местных. Она выжила, но никаких воспоминаний не оставила. Еще была жива Шурочка Крылова санинструктор 160 сд.



Санинструктор Александра Крылова перед отбытьем на фронт

Именно с ней выходил Толя Сизов. (не тянет она внешне на ребенка, какой ее описывают). Толю Сизова немцы действительно берут в плен 25го, приемная его за Русского разведчика. Он рассказывает, о какой то большой группе в 1000 чел, которая должна будет прорываться на восток через Угру.
Все что рассказывают о похоронах командарма действительно, и правда. Командир 268 пехотной дивизии был впечатлен, с каким мужеством и упорством продавали свою жизнь те, кто остался с Генералом. По этому оказанное уважение относилось скорее именно к ним а не к 33 армии в целом.
На немецком форуме посвященному 268 ПД были выложены воспоминания рядового Вилли Рихтера
«группа русских военнопленных под охраной немецких солдат несли на связанных жердях своего убитого главнокомандующего, генерала Ефремова, к кладбищу в Слободке. Это был незабываемый момент. Там он и упокоился, под неприметной деревянной доской с русской надписью. Последний, кто отдал ему воинские почести, как победивший в смертельном бою, по старому немецкому обычаю, был командир 268 пд, генерал Грейнер ».
За период с 10 по 15
апреля 33 армия потеряла 4 l00 убитыми, и 2 950 пленными. Немецкие потери за этот период составили убитыми: 4 офицера, 46 унтер офицеров и рядового состава
Ранеными: 5 офицеров и 224 офицеров и рядового состава. Главной потерей немцы считают смерть кавалера рыцарского креста майора Эрдмана, командира 14 полка 5 танковой дивизии.
Конечно, В сторону Желание, выходила не одна группа Степченко. Немецкие дозоры фиксируют еще несколько мелких групп, Даже 34 немецкая пехотная дивизия, через чьи порядки они шли, смогла совокупно взять в плен человек 60, но с группами в которых сорок чел и более, они стараются не связываться. Банально для этого нет возможностей. Просто фиксируют, и как падальщики отлавливают отставших.
Хотел написать о всем случившимся свое мнение но, как говорится.....Ефремов повел себя как настоящий герой. Вот только 7 тыс. красноармейцев жалко.
В лесу южнее Абрамово окружена еще одна группа противника численностью 40 чел., однако их насильственное уничтожение с учетом желания избежать ненужных потерь не проводится, дивизия больше рассчитывает на то, что это сопротивление вскоре будет сломлено по причине голода……..

Предидущая по теме запись
http://patriot-af.livejournal.com/67699.html

документы, 33 армия, 1942, война

Previous post Next post
Up