Утром 12 апреля у 113 стрелковая дивизия обороняла Федотово Медведево Молодены и Лутное. Со штабом в Семешково. За это время немцы вытесняют 113 дивизию почти из всех деревень и штаб переносится в Шпырево. В течении дня, Ночью с 12 на 13 апреля полковник Миронов - командир дивизии был вызван в штаб к Ефремову в Науменки для уточнения задач. В качестве задачи 113 дивизии было назначено перенести штаб в Туда же в Науменки, и защищать эту деревню. Ни каких других указаний не последовало. 113 дивизия держалась в Науменках до 15 часов 14 апреля. Связь с основными силами армии отсутствовала с самого утра 14 апреля. Штаб дивизии находился в лесу северо-восточнее отметки 200.0 После того как немцы заняли Науменки, было решено перевести штаб в Жолобово, (которое к этому времени уже было в руках противника) Однако в этот момент пришла неожиданная информация, о том, что Ефремов вместе с 338 ПД прошлой ночью ушел через дорогу Беляеыо-Буслава. Вечером там же в лесу было совещание командиров оставшихся 113 и 160 СД по выходу из окружения. Дальше имеет смысл процитировать описание выхода из окружения нач артиллерии 113 сд полковника Бодрова. (текст по документу, единственное уточнение, что полковник Бодров путает дни. И совещание происходило не 15 а 14 апреля, дальше тоже нужно делать поправку на один день тогда все сходится)
«Вечером 15.04 на совещании командования 113 и 16 °CД было принято решение: вывод живой силы, применяя ночные марши лесами по следующему маршруту: исходное положение лес 1,5 км южн. ШПЫРЕВО, по р. СЕМЕЗГА, лес 1 км сев. ПЕСКОВО - форсировать р. УГРА с.-в. ПЕСКОВО, лес с отметкой 177,8, лес между КОБЕЛЕВО- ДОЛЖЕНКИ, лес между ШЛЫКОВО-ГУЛЯЕВО с выходом БОЛ. УСТЬЕ.
8. Движение совершалось одной колонной, и к утру
16.04 колонны достигли, примерно, линии отметки 157,8; после 3-4 часов отдыха колонны двинулись на юго-вост., но, встретив упорное сопротивление, вернулись обратно, для форсирования р. УГРА между АБРАМОВО и ФЕДОТКОВО; в этом бою ранен в ногу полковник МИРОНОВ и я.
9. Сломив сопротивление противника, отряд примерно в 300 чел. форсировал р. УГРА, овладел лесами зап. АБРАМОВО; действием этого отряда руководил Я и НШ 113 СД подполковник СТАШЕВСКИЙ с командирами штаба; остальные части и подразделения дивизии двигались с полковником МИРОНОВЫМ. (это и была та группа, которую немцы зафиксировали в 12 дня 15 апреля на реке Угра)
10. Приведя подразделения в порядок, двинулись с боями двумя клонами дальше, противник со стороны ПРУДКИ и АБРАМОВО применил танки и артиллерию, которые беспрерывно преследовали наше движение. Под действием арт. огня противника колонна подполковника СТАШЕВСКОГО двинулась через р. УГРА на юг, а я со своей колонной, приняв бой под АБРАМОВО, обошел ее с юга и двинулся в лес южнее отметки 177,8, (У Бодрова очевидно была немецкая карта, так как эти отметки присутствуют на немецких картах а на русской отсутствуют) где сделал 4-часовой привал, привел отряд в порядок и с наступлением темноты 16.04 перешел лес КОБЕЛЕВО; в ночь с 16 на 17.04 возобновил движение в направлении ГУЛЯЕВО, на линии КОБЕЛЕВО, ДОЛЖЕНКИ мы встретили упорную оборону противника, под пулеметным огнем переправились через р. КАНАВА; здесь я был ранен в другую ногу, утром 17.04 сосредоточились в лесу сев. ШЛЫКОВО, весь день наводили переправу через р. УЙКА, до наступления темноты форсировали ее и двинулись лесами на БОЧАРОВО; в лесу сев. ВАУЛИНКИ были окружены противником, предлагавшим нам сдаться; допустив его на 50-70 метров, огнем 11 автоматов уничтожили западную группу противника, остальные бежали.
С 23.00 17.04.42 г. до 1.00 18.04 был совершен проход фронта под сильным пулеметным, минометным и артиллерийским огнем противника и своих войск, особенно было тяжело преодолевать линию проволочных заграждений.
В 1.30 мы установили связь со своими войсками в БОЧАРОВО.
Мы нанесли противнику большие поражения, особенно в бою АБРАМОВО и лес зап., в лесу сев. ВАУЛЕНКИ.
Вся материальная часть артиллерии 113 СД в разное время приведена в негодное состояние.
Полковник БОДРОВ
За несколько дней до этого, 11 апреля остатки Подразделения 1290, 1297 и 1295 сп окруженные под Песьково, переправляются через Угру и появляются в Абрамово. В результате чего немцы снимают с фронта батальон 17 СД и укрепляют эту деревню как наиболее вероятный участок прорыва. По этому части Миронова встречают там сильное сопротивление. После того как группы Сташевского и Бодрова разъединяются, немцы теряют Бодрова из виду и со всей силой обрушиваются на Миронова и Сташевского.
Из журнала боевых действий 20 тд.
"Одной группе противника численностью 200 чел. удается прорваться из леса южнее Федотково, преодолев Угру и уйдя в охраняемый ротой Зигмана лес западнее и северо-западнее Абрамово. Незамедлительно задействованные для окружения леса с севера, востока и юго-востока роты Каля, Нётцольда и саперный взвод 1-го батальона 59-го мотопехотного полка препятствуют дальнейшему прорыву противника на восток. Атака этой группы противника на Абрамово отбита, противник теряет при этом ок. 80 чел. убитыми и 40 чел. взятыми в плен"
Надо сказать, что сам полковник Бодров, уже имел опыт выхода из окружения осенью 1941 года, когда он в звании генерал майор был начальником артиллерии 32 армии, попавшей в окружение под Вязьмой. Он тогда вышел к своим и вывел 5 человек офицеров. После чего, был лишен воинского звания генерал-майор, снят с должности и назначен начальником артиллерии 113-й стрелковой дивизии в составе 33 армии.
Попробуем разобраться с группой которая проскочила ночью с 13 на 14 апреля, Беляево-Буслава и в которой находилась штабная группа вместе с Ефремовым. Вообще крупных колонн или групп было на этом участке три. В какой из них находилась штабная группа точно не известно. (Возможно, что ни в одной.) Итак... Пройдя дорогу без особого боя, колонна двинулась в направлении д Ключик, где по расчетам Ефремова должны были находиться части 43 армии, которые должны были прорвать оборону немцев. Шли лесами параллельно дороге примерно в пятистах метров левее. Деревню Родня обошли стороной, слева по ходу. Были обстреляны немцами, которые в темноте так и не поняли, кто и сколько человек тут прорываются. Первое хоть какое-то сопротивление им было оказано в 12 дня 14 числа, на большаке Шумихино - Буслава. Прорвав жидкую немецкую линию заслона, Ефремов очевидно заподозрил неладное. Ни каких признаков разбитых отступающих немецких частей не обнаружено. Пройдя еще пару километров, он остановился в лесу между Старосельем и Малой Буславкой , где простояли до ночи 15 числа. Тут разведка сообщила, что в Ключике нет ни немцев, ни наших, но за Ключиком сильная оборона противника. Тогда возникает первый неопределенный момент. Мы знаем, что большая группа, около 1000 чел пытается ночью прорываться через Угру напрямую между Большим и малым Виселево напротив Костюково, будучи уверенным на 100% что в Костюково наши. А. Сизов, который был проводником у Ефремова и был единственным живым свидетелем его гибели, описывает это, значет он там был и навереное Ефремов тоже там был. По этому будем считать что имена его группа ночью подошла к Угре. «Начали переправляться. Вышли к реке, вода разлилась, видим полоса кустов впереди за водой. Берег близко. Мы пошли туда, вода была по грудь, немцы не стреляют. А как до кустов дошли, поняли, что это еще этот берег, а не тот. А река еще впереди. Как в реку вступили, немцы подождали, пустили ракету и открыли с того берега огонь. Мы назад и в рассыпную….» В боевом журнале 20 ТД немцев есть запись" Группа Ефремова, согласно показаниям пленных, понесла большие потери при наступлении на Костюково и Ефремов сам при этом утонул"
Поняв, что тот берег тоже занят противником Ефремов оставляет остатки своей колонны и уходит снова на Ключик, (с ним уходит командный состав и автоматчики - охрана штаба. По предварительным прикидкам это человек 200 - 300). затем пытается идти дальше через нов Михайловку на запад. Но тут в Н. Михайловке у немцев сильный укрепрайон. На случай прорыва 49 армии со стороны Красного Октября. Даже врыты в землю три танка из 21 полка 20 танковой дивизии. Происходит бой. Приходится отступать, возвращаться снова назад к Ключику и пересекать большак Климов завод - Кобелево, где попали под обстрел. Обойдя Н. Михайловку с севера снова пошли на юг и остановились в овраге между Ломенкой и Нов. Михайловкой. Если верить воспоминаниям офицера связи Охромкина, то ночью с 15 на 16 число Ефремов был в лесу перед д Мосеенки, в районе 179.5 (Немцы обозначают попытку прорыва на этом участке небольшой группы утром 16 числа). Оставшиеся солдаты на берегу Угры - примерно от 500 до 1000 чел, в ночь с 15 на 16 апреля, атакуют Малое Виселево (зона 17 пехотной дивизии вермахта) в поисках еды и захватывают его. Утром противник со стороны Городец выбивает их обратно, и остатки этой группы движутся разрозненно в тоже в направление точки 179.5 В деревне и вокруг осталось лежать 600 чел. Немного не доходя этой отметки, на склоне оврага натыкаются на штаб 488 пехотного полка под охраной роты автоматчиков. Мы ничего не знаем, об этом эпизоде с захватом Мал. Виселево, наверное, потому, что никого из участников этих событий не осталось в живых.
Про вторую большую группу мы знаем больше. (назовем ее группой Кучинива, если приписывать весь шум, устроенный в Горнево именно этой группой). Пройдя Беляево-Буслава, Кучинев со своей «дивизией» взял сильно левее Родни, прошел по полю севернее Буславы и уткнулся в немецкую оборону в Борисенках. (На немецких картах обозначено дата 04.14.04. То есть примерно в то время, когда Ефремов пересекал линию охранения). Ввязываться в бой не стал, и обошел севернее, в направлении Староселье. Немцы засекли перед Старосельем в 7ч вечера разведку русских. Обнаружив противника и там, Кучинив дождавшись темноты ушел резко на юг. Ночью с 14 на 15 пересек дорогу Староселье-Шумихино а дальше - из доклада 268 пехотной дивизии вермахта касаемому 33 армии следует....
«Ранним утром 15 апреля инженерная часть на севере от Горнево подверглась нападению противника. Горнево оборудуется для защиты. Штурмовые отряды выставляются против леса на север от Горнево. Лес занят крупными силами противника. «Ефремов» (скорее всего собирательный образ) изменил маршрут движения и повернул на юг. Несколько вражеских атак на Горнево терпят неудачу. Затем русские атакуют Тарасовку и берут ее западную часть и лес между обоими районами. Контратакой с поддержкой артиллерии русские из Тарасовки выбрасываются. Войска противника появляются вечером в лесу юго-запад. Дегтянки на складе боеприпасов Дивизии и на окраине Слободки. За день упорных боев удалось рассеять противника, атаковавшего утром в кол.ве примерно 2000 чел на несколько небольших групп»
Из дневника Шройдера (Schroeder), 268 пд, артполк. (Mitteilungsblatt, der kameradschaft der ehem. 268., 132. u. 326. I.D., Nr. 129, , перевод с немецкого:
«Утром 15.04 группа (33 армии) внезапно атаковала Горнево и Тарасов. Тарасов был оставлен со всем запасом продовольственного снабжения 3-го отделения. Потери: 6 унтер-офицеров и 16 рядовых убито, 4 рядовых пропало без вести, 3 унтер-офицера и 20 рядовых ранено. Умер от ран старший вахмистр 1-й батареи.
Все имеющиеся резервы направлены для обороны Дегтянки. Во второй половине дня русские, после того, как они уже уничтожили захваченные в домах продукты, снова захватывают Тарасов. Это, должно быть, две группы. Остатки пробиваются с потерями между Слободкой и Тибейкино в леса южнее. У 17 пд, нашего соседа, другая русская группа пробивается у Веселёво. К вечеру сообщается, что враг оставил после себя 600 убитых…»
Из сводки 12 армейского корпуса.
«Во второй половине дня противник не атаковал. Беспокоящий огонь по населенным пунктам, расположенным в ближних тылах. 268 пд: Уничтожено скопление противника в лесочке юго-западнее района Мал. Устье. Из разрозненных групп 33-й русской армии… взято в плен 100 человек, уничтожено 700 чел. Примерно такие же по силе части еще находятся в тылу».
Апрель 1942 года район Угры.
Возможно что Ефремов не был на Угре а сразу же пошел на Горнево, а на Угре был кто то другой, но мне кажется что и этой группой все же командовал не он. Это противоречит показаниям тех, кто был в при штабе. И Сизова и Ахромкина и Жорова и Зельфы (кроме всего прочего все они указывают что при Ефремве оставалась охрана штаба 200-300 человек автоматчиков. Во вторых, во вторых, ни кто из них не описывал попыток прорыва боем, а в третьих, именно там за Тарасово командующий погиб утром 19 апреля. С какой стати ему возвращаться туда повторно через три дня и снова лезть на те же грабли.
Будет продолжение.
Следующая запись
http://patriot-af.livejournal.com/68310.htmlПредидущая запись
http://patriot-af.livejournal.com/67516.html