«
Над вечным покоем-два» на
Яндекс.Фотках Городской бор, возле которого стоит наш дом, устроен по принципу первого тома "В поисках утраченного времени": настроение зависит в зависимости от того, в какую сторону пойдёшь,
Свана или Германтов. Кустов боярышника не обещаю, хотя их здесь тьма-тьмущая, а вот воспоминаний [в том числе и о будущем] - сколько угодно...
...тем более, что в этот раз мы
не пошли по прямой до гранитного карьера и виднеющихся за его затылком
Ширшней, некогда казавшихся мне бесконечными, а ушли по широкому лесному проспекту вправо; туда, где лесное кладбище.
И пока шли, за разговорами, оно незаметно и нарисовалось, выросло между деревьями, обозначилось стальной, покрытой снегом, паутиной.
Паутинкой с веронезовской "Диалектики", нарисованной прямо во Дворце Дождей, так как стволы больше скрывают, нежели открывают, несмотря на просветы в небо и между собой; видишь, только когда непосредственной лбом упираешься.
Но - решили не идти вглубь, решили обойти и это, я считаю, правильно, так как даже фотографировать не то, что боязно, но неуютно: внутри темечка язычество начинает шевелиться и ножками поссучивать.
Несмотря на то, что, удивительный подарок судьбы, кладбище это - одно из самых красивых (точнее, умиротворённых) из тех, что я когда-либо видел, а видел я много чего и много где, однако, везде, и в Париже, и во Львове, над городом смерти доминирует низкорослая логика городских как бы кварталов, напомазанных отсутствием; даже самые красивые ландшафты, как в Лычаково или Пер-Лашез, тем не менее, подчиняются логике заговора живых, согласно которому на архитектурном уровне, каким бы изысканным и изощрённым он не был, с глаз долой - из сердца вон...
«
крестик» на
Яндекс.Фотках Особенно отвратительны советские кладбища с их убогой и сиротской эстетикой, растущей из славянской архаики - все эти бумажные цветы, яички, "синичек покормить" вызывают физическую дурноту даже в самом нейтральном виде, не то, что в обострившемся и обострённом, которое и получило наиболее широкое распространение и к которому, пока ты жив, не хочется иметь никакого отношения.
В том-то и дело, что все решения продиктованы логикой неспящего разума - кремация и развеивание, семейный склеп на территории дачного участка, зарубежный вояж без обратного билета... всё это слишком живое (трепетное, сиюминутное), слишком человеческое.
Помню, как мы сидели с Курицыным на Монпарнасском, то ли у Кортасара, то ли у Беккета и рассуждали про "где", точно от нас действительно что-нибудь да зависит.
Вот если бы от меня что-либо да действительно зависело, то оптимально чтобы здесь - недалеко от родового гнезда, а, главное, с минимумом социологизации, которой, конечно, нигде и никому не избежать (как и того, что остывшее тело твоё вскроют и выпотрошат, грубо зашив напоследок, де, тебе не всё ли равно, парниша?), но можно свести к минимуму.
Это похоже на басню или притчу - весь мiр обойти, чтобы буквально у себя под носом о "самое то" споткнуться - что позволяет прозревать высшую субъективность (и не менее высшую объективность: где был зачат и где родился, там и пригодился), но сосны на самом деле, несут на себе основной груз пространственного и архитектурного решения, навевающего если не умиление, то умиротворённость.
Причём не только зимой, но и, сам видел, летом.
Сосны, выполняющие функцию то ли лифтов, то ли громоотводов, несмотря на скученность, мирволят разобщённости контингента, где каждый сам по себе не только де факто, но и де юре: громоздкая геометрия оградок опутывает и схватывает лишь основания деревьев, оставляя все прочие пролёты стволов свободными.
Превращая их в живые, истекающие твоим соком, памятники круговороту; да-да, вероятно, в этом и заключена главная разница между живым погостом и мёртвым, задавленным нашествием плотов и плит, вставших на вечном приколе как в автомобильной пробке или в вечном митинге на сахаровском проспекте.
На мёртвом кладбище всё задавлено чужой, заранее усреднённой волей, с которой, пока мог, ты боролся; здесь же, в лесу, мимо ристалищ, остаётся шанс остаться в одиночестве и чтобы тебя уже ни в коем случае не трогали.
Особенно если постараться и выбрать участок подальше от лыжни и дорожек, в самой глубине партера.
«
над вечным покоем» на
Яндекс.Фотках
«
скворечник» на
Яндекс.Фотках
«
синяя оградка» на
Яндекс.Фотках
«
край погоста» на
Яндекс.Фотках
«
взгляд назад» на
Яндекс.Фотках
«
сосны и ели» на
Яндекс.Фотках
«
под снегом» на
Яндекс.Фотках
«
беседка и скворечник» на
Яндекс.Фотках
«
геометрия» на
Яндекс.Фотках
«
там, внутри» на
Яндекс.Фотках
«
веранда для отдыха» на
Яндекс.Фотках
«
геометрия подножья» на
Яндекс.Фотках
«
подожди немного или свет впереди» на
Яндекс.Фотках
«
вид сбоку» на
Яндекс.Фотках
«
лыжники» на
Яндекс.Фотках
«
лыжники-два» на
Яндекс.Фотках