В сети имеет место некоторая истерика рок-музыкантов, которые наперебой жалуются, что из-за скачивания их музыки бесплатно через интернет у них нет денег на профессиональную запись новых альбомов:
Запись, сведение, мастеринг и выпуск - это астрономические для людей среднего достатка суммы. Музыканты лезут в адовы долги, чтобы записать альбом - и потом годами работают на эти долги. Нужно немалое мужество, чтобы разобравшись с предыдущей долговой ямой нырять в следующую. Я знаю пример, когда известная на всю страну группа записала офигенный, один из лучших в русском роке по звуку альбом. Работали несколько лет, вложили массу сил и средств. Они на нём в результате не только не заработали - они два года вкалывали, чтобы отдать долги. А поклонники в восторге, спрашивают : «Когда ждать следующего в том же духе ?». Да никогда! Потому, что лидер группы говорит : «Да чтобы я…Да ещё раз….Да ни в жизнь!». Все последующие альбомы этой группы - попытки решить проблему записи нового материала малой кровью.
И это понятно. Кой чёрт ложиться костьми, когда ты не можешь вернуть затраченные деньги, да вдобавок качество твоей работы ещё и оценить толком некому, ибо народ в массе слушает МП3 через говноплееры? Вот еще один:
...мне всегда смешно, когда кто-то в запале начинает меня убеждать в том, что с концертов можно неплохо жить, а записи должны оставаться лишь бесплатной рекламой выступлений артиста. Помимо того, что независимой группе даже средней руки очень сложно сводить концы с концами в условиях непрекращающегося спада продаж альбомов (не нужно думать, что страдает только продукция мэйджоров), это еще и чревато падением качества записи и отсутствием музыкального развития артиста При этом у первого (Калугина) в конце концов открываются глаза: "Альбом, как способ самовыражения, вообще отмрёт за ненадобностью ... рокеры тупо забьют на это дело и будут просто играть новые песни на концертах".
Вот он и понял, как будет устроено будущее.
Теперь надо понять, как он в этом будущем будет жить.
Те музыканты, которые обидятся и перестанут играть, просто выпадут из каравана. Другие, те, кому играть важнее, чем зарабатывать игрой, создадут новую бизнес-модель.
Всегда были и есть те, кто творит for fun, и те, кто творит for money.
PS. Поднимаю из комментариев, для ясности.
Мир уже изменился. Причем необратимо.
Модель нового миропорядка при этом существует уже лет 20 -- в индустрии программного обеспечения. Она состоит из трех сегментов:
- мелких разработчиков, коих море, и которые делают 99% всего софта -- по большей части, "говнософта", но и классного, замечательного софта тоже. Их бизнес-модели -- shareware и продажи через агрегаторов за небольшие деньги (но массово);
- крупных проектов коллективной разработки под свободными лицензиями (и там "говнософта" нет вовсе). Их относительно немного, но продукт они дают качественный (для понимания: Facebook с 600 млн пользователей работает на этом продукте, и не только он);
- крупных коммерческих разработчиков, работающих по копирайтной модели. У них тоже полно "говнософта" (см. Майкрософт, могу привести еще десятки примеров), но бывают и удачные продукты. Именно эти ребята больше всего кричат про "пиратов" -- ссылаясь на упущенную выгоду как на свершившийся факт, хотя за деньги, скорее всего, никто из поставивших спираченный софт, его бы никогда не стал покупать.
Есть еще модель Apple, которая использует софт для продажи железа (и поэтому ее софт, во-первых, стоит иногда в разы дешевле аналогичного от других фирм, а иногда вовсе распространяется бесплатно, а во-вторых, мало подвергается пиратству, так как в отрыве от железа бесполезен).
Кроме того, практически вся фотоотрасль давно уже ушла от "классического" копирайта и работает по модели, фактически идентичной shareware.
Туда же надо копать и писателям. А музыкантам -- в сторону free software, который финансируется не конечными пользователями, а спонсорами. Так же, как, например, многие вещи в классической музыке.