Мелкие мысли по случаю большой даты

Jun 22, 2021 10:30

Все же история это не бескрайняя равнина, а горный массив. Когда я был маленьким (в 60е годы прошлого века), Первая Мировая война - высочайший горный хребет истории - казалась невыразимо далекой, хотя от меня до нее по прямой было всего 50 с хвостиком лет. Понятно, что ее загораживали и искусственные песчаные насыпи советского происхождения, но ( Read more... )

Первая Мировая война, советское общество, военные науки_искусства_и_художества, когда я был маленьким, синематограф, социальность как она есть, поток сознания, Вторая Мировая война

Leave a comment

Comments 149

anna_bpguide June 22 2021, 14:40:38 UTC
шнуры на ментиках пересчитывают не с меньшим азартом
беды такой с тех пор не было, к счастью
пропасти тоже

Reply

partizan_1812 June 22 2021, 14:45:46 UTC
Со шнурами энтузиастов немного. Есть и, наверное, всегда будут реконструкторы римской легионерской жизни. И наполеоны-расчленители. И филателисты.
Но над всем этим возвышается Великая Отечественная - другого порядка общее воспоминание.

Reply

az118 June 23 2021, 10:07:43 UTC
потому что Россия - сущность метаисторическая с еще живой историей, где до сих пор "белые с красными" воюют уже 200 лет, а ВОВ унесла 25 млн. жизней и понять причины разгрома лета 41 жизненно важно, а западная сущность уже постисторическая, где история и война стали голивудщиной и комп.игрой малолеток

Reply

partizan_1812 June 23 2021, 10:55:42 UTC
Так ведь и 1МВ тоже часть истории России. Но ее за Великой Отечественной как-то плохо заметно.

Reply


shepelev June 22 2021, 14:44:32 UTC
Если говорить за литературу, то из ПМВ главное внимание как раз к Гумбиненну. Скажем. тот же Брусиловский прорыв куда менее разработан.

Reply

partizan_1812 June 22 2021, 14:47:22 UTC
Я потому уж и назвал самое популярное. Чтобы не получилось, что меня поправят "а под Гумбинненом считают!"

Reply

Понятно shepelev June 22 2021, 14:49:09 UTC
Скажу так: считают и под Гумбинном, но не так яростно.
Потому как ангажемента не просматривается.
И расчет замыкается на тех, кому это действительно интересно.

Reply

Re: Понятно partizan_1812 June 22 2021, 15:02:33 UTC
Да, конечно. Всегда есть группа энтузиастов. Но нет той всеохватности и влиятельности.

Reply


khebeb June 22 2021, 14:50:17 UTC
А имхо социокультурный разрыв между советскими 1945 и 1965 много больше, нежели между 1965 и 1985. Совсем разные цивилизации, при внешнем сходстве культовых атрибутов своих гражданских религий

Reply

partizan_1812 June 22 2021, 15:08:29 UTC
Есть такое. Да, 1980е выросли из 1960х естественным образом, а между 1945 и 1965 лежат горы. Не такие высокие, как между 1925 и 1945, но солидные.

Reply

khebeb June 22 2021, 15:21:15 UTC
Да, про НЭП я не подумал (наверное, поскольку меня тогда и близко не было). Вы правы, разница даже между 1929 и 1935 (не говоря о 1925-1935) как между геологическими эпохами.
Главное, чтобы эпохи естественно росли, а не конструировались.

Reply

partizan_1812 June 22 2021, 15:29:56 UTC
После 1917 все сконструированное. Просто в 1960е детали в конструкторе закончились.

Reply


mikhael_mark June 22 2021, 14:50:49 UTC
Тут, на мой дилетантский взгляд, ещё один момент играет роль. В Первую Мировую войну противники России не ставили перед собой ни задачи полностью оккупировать или расчленить Россию, ни тем более - полностью истребить русский народ. Немцы в Первую Мировую вели речь только о захвате отдельных территорий. Тоже, конечно, гадко и тоже требовало ожесточённого сопротивления, но о самом физическом выживании Русского государства и русского народа речи не шло. В Великую же Отечественную вопрос стоял ребром: останутся на Земном Шаре русские как нация, или ... Как говорится, иначе было бы иначе. Поэтому Великую Отечественную до сих пор и помним. И по этой же причине все геополитические враги России стремятся дезавуировать именно в первую очередь память о Великой Отечественной и о победе в ней (во вторую очередь - об Отечественной войне 1812 года, когда Россия тоже отстаивала свою государственную независимость, правда, от куда менее радикального в своих планах врага).

Reply

shepelev June 22 2021, 15:11:24 UTC
Однако ж с самого начала войну пытались подать как Вторую Отечественную. А осталась в памяти поколения как Империалистическая...

Reply

mikhael_mark June 22 2021, 15:14:28 UTC
Большевицкая пропаганда, в отличие от царской, сработала на пять с плюсом. Увы, император Николай II особенностей информационного общества недооценил.

Reply

shepelev June 22 2021, 15:20:56 UTC
А при чем тут большевики?
К сожалению у РИ начала ХХ века сердцевина прогнила напрочь. Император прежде всего недооценил, что надо опираться на что-то кроме привычки и видимости.

Reply


zaharov June 22 2021, 14:51:50 UTC

Да там за этим хребтом Великой Отечественной - густой туман. Раньше совсем непроглядный, а теперь усилиями историков и любящих историю блогеров хоть что-то видно.

Reply

partizan_1812 June 22 2021, 15:06:11 UTC
Это то, что я назвал советскими песчаными баррикадами. Да, конечно. И тем не менее, теперь факты нам болемене открыты, а восприятие в целом то же, что и было.

Reply

zaharov June 22 2021, 16:20:09 UTC

Это понятно - нам мозги промывали с детского сада. Это никаким самообразованием не преодолеть. А наши дети и внуки уже будут более объективны. Все это будет для них маловажно, но те мнения, которые остануться будут более взвешенными.

Reply

partizan_1812 June 22 2021, 16:26:51 UTC
Вот и посмотрим на отношение нынешних тридцатилетних. Разве для них Великая Отечественная не возвышается горной громадой над холмиками 1МВ?

Reply


Leave a comment

Up