Капитал Маркса был актуален 160 лет назад. Что сейчас?

Feb 14, 2023 14:07





Взято с сайта sakharov-center.ru

Я уже неоднократно (например здесь и здесь) высказывал своё мнение о Капитале Маркса. При всём величии этого труда, оказавшего величайшее влияние на развитие мира, необходимо учитывать обстановку в мире в которой Маркс писал свой труд.



И Маркс и Энгельс были свидетелями буржуазной революции во Франции в 1848 году, мартовской революции в Германии в 1848-1849 годах. За несколько лет до этого в 1845 году Маркс пишет работу  «Немецкая идеология» (Die deutsche Ideologie) где чётко указывает основы победы нового класса над старым. Закладывает, именно, основы идеологической борьбы классов:

Таким образом, основа, на которой каждый новый класс устанавливает своё господство, шире той основы, на которую опирался класс, господствовавший до него; зато впоследствии также и противоположность между негосподствующим классом и классом, достигшим господства, развивается тем острее и глубже. Оба эти обстоятельства приводят к тому, что борьба, которую негосподствующему классу предстоит вести против нового господствующего класса, направлена, в свою очередь, на более решительное, более радикальное отрицание предшествующего общественного строя, чем это могли сделать все прежние классы, добивавшиеся господства.

Так же Маркс обосновал существование отдельной категории людей, занимающихся исключительно идеологической работой. Занимающихся обоснованием необходимости смены одного класса другим:

Разделение труда, в котором мы уже выше нашли одну из главных сил предшествующей истории, проявляется теперь также и в среде господствующего класса в виде разделения духовного и материального труда, так что внутри этого класса одна часть выступает в качестве мыслителей этого класса (это - его активные, способные к обобщениям идеологи, которые делают главным источником своего пропитания разработку иллюзий этого класса о самом себе), в то время как другие относятся к этим мыслям и иллюзиям более пассивно и с готовностью воспринять их, потому что в действительности эти-то представители данного класса и являются его активными членами и поэтому они имеют меньше времени для того, чтобы строить себе иллюзии и мысли о самих себе.

В двух, небольших (для Маркса это очень небольшие) абзацах Маркс обосновывает необходимость идеологов, которые занимаются ИСКЛЮЧИТЕЛЬНО «разработкой иллюзий» и «делают главным источником своего пропитания», идеологией и необходимость самой идеологии , которая должна быть «шире той основы» на которой основывается класс господствовавший до этого.

И именно созданием «идеологии» пролетариата и именно обоснованием необходимости свержения класса капиталистов Маркс занимается всю оставшуюся жизнь.

Именно с этой точки зрения и именно в таком ключе стоит и понимать и воспринимать учение Маркса. В частности Капитал (Das Kapital. Kritik der politischen Ökonomie) как основной краеугольный камень этой идеологии. Как то «основание» которое стало «шире» основания капитализма и капиталистов как класса.

Именно потому что Капитал должен был обосновать необходимость именно революционной смены ОЭФ, стать фундаментом революции, именно поэтому, я так считаю, Маркс несколько упростил теорию о смене ОЭФ.

Во-первых, рассматривая смену ОЭФ Маркс обошёл вниманием тот факт, что обычно, смена ОЭФ происходила постепенно и без революций. Даже капитализм пришёл на смену феодализму только путём, по словам самого же Маркса, развития технологий и разделения труда. Тезис о том, что для свержения капитализма необходима именно революция, Маркс обосновывал тем, что капиталисты никогда сами не отдадут нажитое.

Во-вторых, опять же по моему скромному мнению, Маркс не рассмотрел влияния изменения форм денежного обращения на формирование и изменение ОЭФ. Переход от товарных денег к действительным (обеспеченным) и потом к фиатным деньгам, монополизация выпуска и обращения денег государством, появления виртуальных денег (расписки, чеки, ваучеры), переход наличных расчётов в виртуальные, появление бирж, торговля фьючерсами, деривативами, акциями и многое другое.

Скорее всего, по моему, труд Маркса ставил перед собой другие цели и задачи. И он их прекрасно выполнил. Но сейчас необходимо полное переосмысление как методов смены ОЭФ, так и задач которые должен преследовать сам факт смены ОЭФ. Создание нового, ещё более широкого основания и обоснования смены ОЭФ.

Чего и как мы хотим добиться, если хотим уничтожить капитализм. Одними рассуждениями про смену собственности на средства производства, как это видел Маркс, уже не обойтись и не достичь поставленных перед нами задач. Т.к. сейчас технологическое развитие уже достигло такого развития, что сменой технологического уклада общества добиться смены ОЭФ невозможно. Так же невозможно добиться смены ОЭФ простой сменой собственника средств производства. Для смены ОЭФ необходимо менять политику денежного обращения, тем более что все технологические разработки для этого уже имеются, постоянно используются и необходимо только небольшое их изменение для достижения необходимых целей.

Основная цель капитализма - прибыль. Основной итог капитализма - концентрация непомерно огромных средств в руках небольшой кучки капиталистов. Именно убрав ОСНОВНУЮ причину и следствие капитализма - прибыль и капитал, мы сможем не только свергнуть капитализм, но и обрушить его основу, капитал. Тем самым раз и навсегда решить проблему обратного возврата в капитализму.

Именно поэтому сейчас необходимы два условия для смены ОЭФ:

  • Ненасильственные методы изменения ОЭФ.
  • Исключение у денег функции накопления.

В следующих статьях я подробно рассмотрю и обосную каждый из этих пунктов.

Капитализм, Партия, Маркс, Мысли

Previous post Next post
Up