Как Стив Джобс сконструировал новую цивилизацию. #1

Nov 22, 2016 18:50



«Да вы, ребята, спятили! Той самой программой для Macintosh будет Jazz! Jazz будет на каждом столе вместе с компьютером!»
Стив Джобс о программе Microsoft Excel (источник: «Билл Гейтс и сотворение Microsoft», 1993 г.)
Когда 5 октября 2011 года ушёл из жизни Стив Джобс, по всему миру тысячи людей оплакивали создателя Apple, словно ушёл какой-то великий гуру, учитель жизни. В такой транс людские массы обычно вводит смерть какого-нибудь выдающегося политического деятеля, изменившего мир миллионов людей. Однако Джобс не был политическим лидером. Хотя, если вдуматься, то он изменил жизнь миллионов людей почище любого великого политика.

Конечно была масса передач и обсуждений в попытке понять феномен Джобса. Как водится в таких случаях, люди, к компьютерам имеющие лишь то отношение, что посылают друг другу сообщения со смайликами, долго и умно рассуждали о вкладе Стива Джобса в мировую цивилизацию. А был этот вклад или нет? На мой взгляд, в научно-техническом плане ничего нового Стив Джобс не создал. Всё что он делал - это вовремя находил уже созданные кем-то новации, собирал их в некий новый продукт, для которого изготавливал дружелюбный интерфейс.

Джобс обладал гениальной интуицией, позволявшей ему из уже существующих новинок собирать устройства с принципиально новым интерфейсом. Вот в чём суть феномена Стива Джобса, как мне кажется. Причём всю свою жизнь он делал именно это - создавал принципиально новый, интуитивно понятный интерфейс к уже существующим системам. Поскольку это утверждение кому-то может показаться несколько радикальным, попробую более развёрнуто его предметно подтвердить. Для это позволю себе ретроспективный взгляд на историю развития технологий, так или иначе связанных с тем, что условно можно назвать «Феномен Джобса».



01

Когда-то СССР называли самой читающей страной мира. Не знаю, кто дал СССР такое определение, но мне кажется, что во многом оно связано с тем, что в московском метро всегда очень большое число людей читало газеты или книги. Поэтому иностранец, попадая в московское метро, бывал удивлён тому, как много людей читает. Самая читающая страна!

Сегодня в московском метро уже почти невозможно найти людей, читающих газеты или книги. Я конечно не так часто езжу теперь в метро, чтобы делать какие-то глобальные выводы, но раз или два в неделю мне всё же приходится спускаться в подземку. И зайдя в вагон я вижу одну и ту же картину - очень многие люди скользят пальцами по неким пластмассовым прямоугольникам (словно сдают игральную карту) или с интересом смотрят на них.



Это я попытался взглянуть на московское метро глазами человека прошлого. Человек настоящего прекрасно знает, что это за прямоугольники. Это т.н. гаджеты - смартфоны и планшеты, которые обеспечивают связь с интернетом. Очень многие люди сегодня просто не могут и часа прожить, чтобы не совершить прогулку по любимым сайтам при помощи своего смартфона или планшета.

Слышал, что недавно произошло знаковое событие - количество заходов в интернет со смартфонов и планшетов превысило количество таких же заходов с настольных компьютеров и ноутбуков. Это говорит о том, что постепенно планшеты и смартфоны начинают вытеснять старые добрые настольные компьютеры в сфере доступа к нужной информации.



И «вот это вот всё» стало возможно именно благодаря Стиву Джобсу. И не важно, что далеко не все, кто имеют сегодня смартфон или планшет, имеют гаджет именно фирмы Apple. Но факт, что именно Apple навязала новый подход, если не стандарт удобного устройства для поиска информации в интернете и обмена друг с другом медиаконтентом.

Стив Джобс в самом деле стал неким символом того, что условно можно назвать - влияние нового интерфейса на изменения цивилизации. Современные микропроцессорные устройства изменили старый добрый мир, как когда-то изменил его двигатель внутреннего сгорания. Причём произошло это не благодаря появлению принципиально новых технических устройств - компьютеров, а, скорее, благодаря появлению и развитию интуитивно понятного человеко-машинного интерфейса.



Здесь, пожалуй, стоит сказать пару слов о том, что такое интерфейс. С одной стороны, это слово употребляют многие, однако не все точно понимают его значение. В контексте всего нижесказанного под интерфейсом я буду подразумевать т.н. человеко-машинный интерфейс, то есть набор аппаратных решений и ограниченный набор недвусмысленно интерпретируемого перечня договорённостей и правил по использованию этих аппаратных решений. При этом интерфейс, как средство взаимодействия человека с машиной, идеологически разделён на две части - со стороны человека и со стороны машины. Если человек хочет дать понять машине, что он ему нужно, то и машина в ответ должна как минимум сообщить, что поняла указание, а также, в определённых обстоятельствах, сама должна дать знать человеку, что испытывает потребность в его помощи.

На фото: Компьютер Гарвардский Mark I. Длина: 15,5 метра; высота: 2,4 метра; вес: около пяти тонн; стоимость: более $200 тысяч долларов. Назначение: военные вычисления (музейный экземпляр).


Я говорю - «машина», используя уже устаревающее обозначение для данного вида устройств. Но ведь современный смартфон или планшет с системной точки зрения является в принципе точно таким же устройством, что и допотопная ламповая ЭВМ, занимавшая когда-то целый этаж дома.

На фото: Инженеры налаживают компьютер Mark I, 1944 год.


Суть-то одна и тоже: есть центральный процессор, есть устройства ввода информации и её вывода.

На фото: один из первых компьютеров, ENIAC, Филадельфия, 1946 год.


Разумеется, и процессор, и устройства ввода и вывода данных старых ЭВМ и современных гаджетов просто несопоставимы. Однако сам принцип один и тот же.

На фото: Один из первых автомобилей (Benz Velo).


Это примерно как с автомобилями прошлого и настоящего. Смешно выглядит старый драндулет на фоне современного болида.

На фото: современный спортивный автомобиль (Lamborghini Gallardo).


Однако принцип у них один и тот же: двигатель внутреннего сгорания приводит в действие (через разные промежуточные элементы) колёса и автомобиль движется. Изменился лишь дизайн, комфорт и скорость. С ВЭМ/компьютерами/гаджетами точно такая же беда. Но продолжу про интерфейс.

Бывают интерфейсы простые, как, например, интерфейс человек-телевизор. Этот интерфейс со стороны человека состоит из пульта дистанционного управления, нескольких кнопок на передней панели и нескольких разъёмов для подключения дополнительных устройств (таких, как DVD-проигрыватель или внешний HD, например), а со стороны телевизора интерфейс состоит из индикатора состояния (обычно: красно-оранжевый - выключено, зелёный - включено) и экрана как такового. Причём экран современного телевизора информирует человека, что правильно понял команду, выводя номер выбранного канала при переключении. Но бывают интерфейсы и весьма сложные. Таковым, например, является интерфейс реактивного самолёта. Не говоря уже про интерфейс космической ракеты.

Идея человеко-машинного интерфейса теснейшим образом связана с идеей прямой и обратной связи в кибернетической системе. В своей работе «Кибернетике и общество» Норберт Винер говорил, что обратная связь представляет собой «свойство, позволяющее регулировать будущее поведение прошлым выполнением приказов».

На фото: Норберт Винер объясняет кибернетические принципы.


Отец кибернетики Норберт Винер сделал очень много для того, чтобы наша цивилизация стала такой, какой мы её знаем, но при этом на процесс изменений техносферы отец кибернетики смотрел весьма пессимистически: «Мы - рабы наших технических улучшений, и мы так же не в состоянии возвратить ферму в Нью-Гемпшире к ведению натурального хозяйства 1800-х годов, как, скажем, прибавить ещё одну руку к нашему телу, или, что более кстати, отнять её. Мы столь радикально изменили нашу среду, что теперь, для того чтобы существовать в этой среде, мы должны изменить себя».

С одной стороны может показаться, что Норберт Винер малость переборщил со своим пессимизмом. Ведь кажется, что по мере усложнения компьютерных устройств, наша зависимость от них не растёт, а, напротив, уменьшается. Например, один из столпов мирового программирования, русский академик А.П.Ершов в 1974 году так описывал состав рабочей бригады по обслуживанию одной машины ЕС ЭВМ: 4 инженера, 8 операторов, 2 системных программиста, 4 программиста языков высокого уровня, 2 системотехника.

На фото: операционный зал ЭВМ-1035. На переднем плане оператор сидит перед системным монитором. На заднем плане один из сотрудников ВЦ меняет магнитную ленту с данными, предназначенными для загрузки в память машины.


В 1974 году, когда Ершов сделал это описание самой последней моделью ЕС ЭВМ была машина ЕС-1032 с быстродействием 200 тыс. операций в секунду (тактовая частота порядка 2 МГц) и объёмом оперативной памяти от 128 Кб до 1 Мб. По тем временам это было весьма неплохая машина (хотя и несколько уступающая по ТТХ американскому аналогу IBM-370). Занимала такая машина целый этаж (как правильно подвальный) здания какого-нибудь института или вычислительного центра. И обслуживали её 20 человек.

Ну а сегодня? А сегодня практически любой может за вполне доступную цену носить всюду с собой компьютер, мощь которого настолько превосходит мощь ЕС-1032, что просто дух захватывает. Судите сами: один из самых последних гаджетов Apple, планшет 12.9-дюймовый планшет iPad Pro имеет 64-битный 2-ч ядерный процессор Apple A9X с тактовой частотой 2,26 ГГц, память до 256 GB, экран разрешением 2732x2048 точек (что даёт просто невероятную по качеств картинку).

На фото: iPad Pro 12- и 9-дюймовых модификаций (фото с сайта apple.com).


Если сравнить этот планшет с ЕС-1032, то придётся прийти к выводу, что вычислительная мощь iPad Pro примерно в 2000 раз (2 ядра на 2,26 ГГц против одного ЕС-кого процессора на 2 Мгц), а память - сотни тысяч раз. То есть по вычислительной мощи iPad Pro может решать задачи, для выполнения которых в былые времена потребовался тысячный парк ЕС-1032.

На фото: реклама накопителя на магнитной ленте мини-ЭВМ Hewlett-Packard (HP) 2100, выпускавшейся с сердины 1960-х годов. Оперативная память первых HP 2100 составляла от 4 до 8 Кбайт; первоначально HP2100 имела 8-битный процессор (в более поздних моделях - 16-битный).


Нет, я не буду брюзжать на тему того, что машины ЕС-1032 (и даже более слабые) использовались, например, для расчётов космических полётов и научных экспериментов, а Apple iPad Pro (и тому подобные устройства) используется для «веб-сёрфинга» (у меня этот термин почему-то вызывает устойчивые рвотные рефлексы), видео-чатов и игрушек. Это вопрос отдельный. И понятно, что изрядную часть своей вычислительной мощи современные гаджеты тратят как раз на визуализацию графики и, особенно, на обсчёт 3D-моделей.

Но просто сопоставьте: медленную, прямо-таки тормозную машину с 1 Мб памяти обслуживали 20 человек с высшим образованием, а чудо техники, невероятно мощный планшет (то есть тот же компьютер) Apple iPad Pro с футуристическим интерфейсом может «обслуживать» даже подросток, т.е. человек не имеющий специальных знаний, да, собственно, подчас не имеющий вообще никаких знаний. Но Apple iPad Pro ему будет по плечу.

Как работать с Apple iPad Pro разберётся даже ребёнок. А для работы с ЕС-1032 инженеры должны были учиться 5 лет в высших учебных заведениях. Вот что такое история развития интерфейса. Вот что, собственно, сделал Стив Джобс.

На фото: Стив Джобс.


Не знаю кому как, а мне очень интересно окинуть взглядом историю появлению интерфейса современных гаджетов. Которые, как ни крутите, сильно изменили нашу цивилизацию. Об этом я расскажу в следующих постах этого цикла.

Продолжение: paradoxov.livejournal.com/222688.html

Компьютеры, Стив Джобс, История, Техносфера

Previous post Next post
Up