Ода бороде

Nov 22, 2016 21:49



Спокон веков на Руси мужчин встречали не столько по одёжке, сколько по бороде, её густоте и окладитости. Бородатость считалась одним из важнейших внешних признаков хорошей породы человека, его мужской силы. Люди с плохо растущей бородой воспринимались чуть ли не как вырожденцы. А безбородые, зачастую, так и оставались в бобылях.


Даже честь у русского человека находилась в бороде. Ущерб, нанесённый растительности на подбородке, являлся тягчайшим преступлением против личности.

Ещё Ярослав Мудрый установил довольно высокий штраф за умышленное повреждение чужой бороды - 12 гривен. Борода считалась даром божьим и была, своего рода, национальным символом, который трепетно оберегался, в том числе, негласным «общественным договором» - не вступать в браки с иноземцами, которых природа обделила густой растительностью на лице.

Согрешивших с басурманами опознавали по их потомству, а точнее - по его «козлиным», редким бородёнкам. Несчастных «награждали» статусом «ублюдок» (от слова «блуд»), и им приходилось приложить немало усилий, чтобы добиться права стать полноправными членами традиционного общества.

Побрившийся взрослый мужчина мог быть запросто отлучён от церкви. Связано это было с тем, что, согласно православным канонам, человек должен был по наружности благообразно соответствовать образу Христа. Бритым мужчинам вход в Царствие Небесное официально был заказан церковными соборами.



В древности борода для русского человека была не только честью и совестью, но и балансиром в жизни. Например, поглаживание бороды позволяло скрыть волнение, взять паузу в разговоре или привлечь внимание собеседника. Утрата волос из неё непременно сказывалась на судьбе человека. Случайно вырванные или выпавшие из подбородка волосы представляли собой серьёзную проблему: мужчина, как правило, шёл на исповедь, а затем соблюдал строгий пост. Люди же, добровольно избавившиеся от бороды, считались одержимыми. Их сторонились, чтобы не заразиться бесами.

Страшным было для русского человека, когда «скоблился» царь. Это воспринималось в народе и духовенстве как национальная катастрофа. Достаточно вспомнить, к какому скандалу привела сбритая Великим князем московским и всея Руси Василием III по просьбе его невесты Елены Глинской борода (папа и мама будущего царя Ивана IV Грозного).



Кстати, когда Иван Грозный подрос и утвердился на престоле, опальные бояре при нём порой подвергались позорной гражданской казни: у них выщипывали волосы из бороды. Смыть такой позор можно было только замолив его в монастыре или совершив ратный подвиг на войне.

Патриарх Адриан ещё в конце XVII века написал: «Бог создал человека бородатым: только коты и псы не имеют её». Тем не менее, Святейший Андриан не смог или не смог противостоять реформам царя Петра I «Антихриста», который, как известно, бороды боярства беспощадно и цинично истреблял.



В 1698 году Пётр I даже обложил бородачей специальной пошлиной. В 1705-ом она была разделена на четыре разряда. Каждый разряд соответствовал тому или иному сословию:

- 600 рублей в год платили дворяне и госчиновники;
- 100 рублей в год отдавали в казну купцы 1-й статьи;
- 60 рублей в год взималось с купцов мелкой и средней статей. Столько же платили рядовые горожане;
- 30 рублей в год взимались со слуг, извозчиков и ямщиков, а так же с церковных причётников.

В 1715 году по царскому указу эта пошлина стала единой для всех сословий и составила 50 рублей в год.

Были избавлены от этой подати только лишь крестьяне и то не полностью: каждый раз при въезде в город они были обязаны уплатить в пользу государственной казны за одну бороду 1 копейку.

И лишь в 1772-м году налогообложение за ношение бороды в Российской империи было полностью отменено. Однако со следующего, XIX века борода стала считаться признаком вольнодумства и неблагонадёжности. Самое забавное - что если до Петра I борода была признаком посконной русскости и отличием русских от разных аглицких басурман, то в XIX веке борода в обиход русских разночинцев пришла из самой Западной Европы. Русские молодые «новые люди» отращивали себе бороду, чтобы походить на западноевропейских бунтарей и революционеров.



Нечего удивляться, что русское самодержавие неодобрительно смотрело на бородатую молодёжь. При императоре Николае I внешний вид всех российских сословий (костюм, причёска и пр.) был подробнейшим и строжайшим образом регламентирован. Так, усы было дозволено иметь исключительно военным чинам (причём - только строевым). А привилегией носить бороды обладали лишь купцы, крестьяне и духовенство.

Когда Николай I скончался, к его наследнику Александру II прибыла специальная делегация от дворянства, с покорнейшим прошением - разрешить этому привилегированному сословию отращивать собственные бороды. Когда изумлённый такой просьбой новый самодержец Российский ответил дворянам, что это сугубо их личное дело, до тех, наконец, дошло, что «либеральные реформы» в стране начались на полном серьёзе.

Впрочем, убийство народовольцами Царя-освободителя, который посмел освободит крестьян без всякой революции, частично вернуло России утраченные было «традиционные ценности». Чтобы почувствовать это, достаточно взглянуть на портреты Александра II и его приемника Александра III.

Государь Император Александр II (бороды нет)


Государь Император Александр III (борода есть)


Впрочем, в первом в мире государстве рабочих и крестьян - СССР, борода попала в ещё более глубокий андеграунд, став уделом почти сплошь одних лишь академиков (и, естественно, церковнослужителей). Впрочем, в 60-х годах в СССР в среде интеллигенции борода снова вошла в моду. И снова эта мода пришла из «разлагающегося Запада». Дело в том, что в 60-х страшно популярными стали писатель-бородач Эрнест Хэмингуэй, чей знаменитый «портрет в свитере» висел во многих домах советской интеллигенции



Это увлечение было усилено также тем, что лидеры победившей на Кубе революции также сплошь носили бороды.



Кроме того, в СССР 60-х большим уважением пользовались такие профессии, а геологи и работники разных арктических станцией. А представители этих профессий почти всегда носили бороду, поскольку брить лицо каждый день в тайге или на Юном полюсе крайне неудобно, да кроме того, борода представляла собой дополнительное естественное «устройство» для обогрева лица на морозе. Кстати, именно этим фактором и объясняется бородатость русских и прочих северных народов (финны, скандинавы).

Таким образом, борода для советских интеллигентов стала не символом какой-то там древней русскости, а, наоборот, этаким символом романтического стремления в революционному преобразованию будущего в духе заветов западноевропейских философов. Можно даже сказать, что наличие бороды стало в какой-то степени свидетельством некой нонконформности и даже, иногда, революционного настроя.

Таким образом получился странный круг. Борода, которая во времена Ивана Грозного была отличительной особенностью русского человека и являла собой символ лояльности поданного своему государю, через пару веков исчезла у образованного сословия, а потом вновь вернулась в Россию уже с Запада и стала уже неким символом оппозиционности властям, или, во всяком случае, демонстрацией приверженности идеям романтизма.

Но история не стоит на месте. И в наше время появились группы экзальтированных не совсем адекватных людей (одним из самых известных представителей которых является Александр Дугин), пытаются на полном серьёзе убеждать всех, что только тот, кто носит бороду, является настоящим русским человеком. А те, кто бороду не носит - является разновидностью обезьяны и уж точно, не русским человеком. Парадокс заключается в том, что представители этих групп, ненавидя Запад, мишенью для своих словесных атак часто избирают т.н. хипстеров-западников. Но фишка в том, что для хипстеров борода является одним из главных атрибутов.



Что лишний раз говорит о том, что у таких пропагандистов «русской бороды», как Александр Дугин или бывший миллионер Александр Стерлигов в голове такая каша, что из человеческого сострадания их давно надо отправить на излечение в самую лучшую психиатрическую клинику. Ведь люди они в сущности неплохие и по своему даже любят нашу Родину.

И ещё один момент. Поскольку в наши дни наметился слабый ручеёк переезда на ПМЖ с Запада в Россию иностранных артистов, то некоторые из них, видимо для того, чтобы Дугин и Ко приняли их за 100-процентно русских, начали потихоньку отращивать бороду.



Правда до полноценной окладистой «лопаты» ещё далеко. Но, как говорится - Москва не сразу строилась.

Если же говорить серьёзно, то сегодня борода является делом сугубо личного вкуса. Большинство людей симпатичнее выглядят без бороды, а есть те, кому очень идёт борода. И сегодня носить или не носить бороду - дело личного вкуса. Никакого отношения к национальной идентификации борода уже давно не имеет.

Россия, История, Жизнь

Previous post Next post
Up