Екатерининский дворец Царского села ● История и экскурсия

Nov 11, 2019 17:30




Екатерининский дворец часто называют еще и Большим Царскосельским дворцом...
О его истории я уже писал  ТУТ. Екатерининский дворец - крупнейший дворец в мире. Как говорится, да что там в мире - в России))) Именно он был парадной резиденцией монархов России, а не Зимний дворец (Эрмитаж). Главные жемчужины дворца - Янтарная комната и Большой парадный зал. На них и на другие помещения дворца и его флигелей и предлагаю посмотреть...




Дворец перестраивался шесть раз. Елизавета Петровна на дворец денег не жалела. Екатерина II (еще до вступления на престол), не без ехидства сравнивала эти перестройки, затеваемые свекровью, с работой Пенелопы, которая, чтобы отодвинуть объяснение с женихами, ночью распускала то, что соткала днем.




"Царское село" (город "Пушкин") ● История города, парков и дворцов




Но зато дворец вышел шедевральным и снаружи и внутри. На позолоту наружных и внутренних украшений ушло около 100 килограммов червонного золота. Общая площадь дворца - около 60 000 квадратных метров.





       


Перед дворцом парадный двор - "Дворцо-куданёр". Он огражден дворцовыми флигелями и расположенными полукругом одноэтажными служебными корпусами - циркумференциями.


      






      


Архитектором, завершившим, наконец, строительство дворца, стал Франческо-Бартоломео Растрелли. Как говорил один прослушавший аудиогид турист -  дворец прекрасен, жаль архитектора расстреляли...







Любой дворец сейчас начинается с гардероба ))) и Екатерининский не исключение.


    
    


Здесь проходная и раздача бахил )))  но затем Парадная лестница.


     


Лестница была создана при Екатерине II Чарлзом Камероном на месте Китайского зала. В память об этом интерьер украшают вазы и блюда из китайского фарфора.




В 1860-1863 годах И. А. Монигетти (1819-1878) слегка переделана в стиле «второго рококо». Потолок зала украшают картины «Эней и Венера», «Юпитер и Каллисто» и «Суд Париса». Они заменили полотна, погибшие под рухнувшими перекрытиями во время войны.





     






       





Когда Екатерининский дворец был готов, и Елизавета Петровна показала иностранным послам свою новую резиденцию, в хоре восхищенных голосов она не услышала голоса французского посла. "Вам не понравился дворец, ему чего-нибудь не достает?" - обратилась к послу императрица.




"Недостает только одного...",- отвечал галантный француз. "...футляра для такой редкой драгоценности."


       


Залы Екатерининского дворца. Здесь было все просто. Без тайных переходов и потайных комнат. Почти все комнаты смежные. Охрана всегда знала где именно находится император или императрица или кто-то из гостей. Во дворце более 1000 залов и 117 различных лестниц. Из 58 залов дворца, разрушенных в годы войны, воссоздано 32.




Нужно отметить, что между № 5 и № 6 находятся еще две Антикамеры. А ниже "Кавалерская столовая".




Проект Ф.Б. Растрелли. Размеры столовой невелики, но она светлая и воздушная. Эффект достигается за счет зеркал и ложных зеркальных окон. Решение интерьера характерно для стиля барокко: в нем доминирует золоченый резной орнамент из стилизованных цветов и раковин.


    


Жемчужина дворца - прекрасный Большой парадный тронный зал. Его площадь - 1000 кв. метров.




Зал воздушный и олицетворяющий мощь Российской империи. Светлая галерея, как его называли в XVIII веке. Летом интерьер пронизан солнечным светом, играющим на позолоте в течение всего дня.




Растрелли проявил себя не только как великолепный декоратор, но и как искусный инженер. Зал площадью в 860 квадратных метров, длинной в 47 и шириной в 17 метров не имеет ни одной опоры для перекрытия, что также усиливает ощущение простора и света, который в солнечные дни наполняет огромное помещение.


    


В зале по 13 окон с каждой стороны, все простенки покрыты зеркалами, вставленными в богатый лепной и резной позолоченный орнамент; многочисленные резные, золоченные бра еще более усиливают красоту отделки. Вид на Треугольную площадь и на въездные ворота.

Встроенные зеркала его расширяют и добавляют света.




Скульптурная и орнаментальная резьба Большого зала, сплошным узором покрывающая плоскости стен, была выполнена по эскизам Ф.-Б. Расстрелли и моделям скульптора-декоратора И.-Ф. Дункера 130 русскими резчиками.




Французский дипломат де ла Мессельер, побывавший на приеме во дворце, писал: "Красота и богатство апартаментов невольно поразили нас… Но нас ожидало новое зрелище: все шторы были разом опущены и дневной свет внезапно был заменен блеском 1200 свечей, которые отражались со всех сторон в многочисленных зеркалах...".




Про плафон Большого зала я уже писал подробно. Первоначальный живописный плафон был написан в 1752-1754 годах по эскизу венецианского художник Д. Валериани. Он состоял из трёх самостоятельных композиций, изображающих «Аллегорию России», «Аллегорию Мира» и «Аллегорию Победы».




В 1790-х годах из-за деформации перекрытий и ремонта потолка плафон Валериани убрали в дворцовые кладовые, и он как-то оказался в Михайловском замке.




В 1856-1858 годах художники Ф. Вундерлих и Э. Франчуоли создали новую композицию "Аллегорическое изображение Науки, Искусства и Трудолюбия". Этот плафон погиб во время войны. Восстанавливать его не стали, так как после войны случайно нашли первый плафон. Но в зал он уже не влезал по габаритам и пришлось обойтись без архитектурных излишеств по периметру зала, что ИМХО залу навредило.




Работа живописцев-реставраторов завершилась в 1976 году и была принята Художественным Советом, который, собирался в течение всего времени восстановления плафонной живописи ни много, ни мало  - 56 раз. Весь зал торжествено открылся после реставрации 1980 году. А вот, к примеру, Нарвский замок в Эстонии отреставрировали полностью, построив башню Германа (которая была разрушена) уже в 1950 году (на 30 лет раньше). Такой вот пример распределения сил и средств на реставрацию в РСФСР и угнетаемой Прибалтике. Но вернемся в Питер )))




Здесь я сопоставил старое фото и современное фото. Мне кажется, комментарии излишни... современный плафон словно висит в воздухе.








      


Антикамера. Их здесь несколько. Действительно, на камеры совсем не похоже )))




Над головой плафон "Триумф Бахуса и Ариадны".


         


Одна из типовых многоярусных изразцовых печей с кобальтовой росписью, колоннами и нишами. Подобные печи, созданные по эскизам Растрелли, были неотъемлемой частью всех залов парадной анфилады дворца.


       


Сначала пройдем по тем помещениям которые ранее для туристов были закрыты и стали реставрироваться совсем недавно.


      


Девушки праздно соняющие у входных дверей...


       


Растрелли создал бесконечную анфиладу, образованную из трехсотметровой цепи залов. За обилие золоченой резьбы получила название "Золотой анфилады". Ее протяженность равнялась длине всего здания - от Парадной лестницы до Церковного корпуса.




Еще одна антикамера. Первоначально во дворце существовало пять Антикамер. Странное и строгое название Антикамеры (итал. anticamera - обычно небольшое помещение, расположенное перед парадным залом), в Екатерининском дворце - против Тронного зала. Они словно подготавливали посетителей к аудиенции с Государыней императрицей и к великолепию Большого зала... чтобы не было культурного шока...




А еще их использовали как отстойники перед балом или аудиенцией. В первой антикамере собирались самые знатные, следом - чинами пониже и так далее. В такой последовательности они и входили в Большой зал.




Позже в результате перестроек конца XVIII века, когда на месте двух антикамер появились Арабесковый и Лионский залы, их осталось только три.




Наверное сестры... но вообще все девушки имеют разные лица. А вот сиськи у всех одинаковые... ))


       





Почти каждое помещение с этой половины намеренно создавалтсь непохожими друг на друга по стилю. Но интерьеры этих помещений роднила простота и минимум золота и пафоса, зато в них было много легкости, изящества и "воздуха".



Екатерина Великая

Могие интерьеры были созданы гением молодого на тот момент никому еще неизвестного шотландца Чарльза Камерона и Джакомо Кваренги. Все эти помещения были личным пространством Екатерины Великой. Нужно отметить, помещения эти на удивление скромные и небольшие.




Арабесковый зал - парадный зал, созданный Ч.Камероном  для императрицы Екатерина II. Подробно об этом зале я уже писал.
Арабесковый зал Екатерининского дворца Царского села





      


Здесь меня больше всего впечатлил ковер на полу, который был выткан во Франции по заказу русского двора. Центральный его рисунок символически изображает победу России над Турцией.







Следующий зал - Лионский. Он имеет один из самых красивых и богатых  в Екатерининском дворце. Подробно о нем под ссылкой - Лионский зал Екатерининского дворца Царского села




Интерьер был создан во второй половине XVI века архитектором Чарльзом Камероном для Екатерины II. Позднее оформление апартаментов было обновлено по проекту архитектора Ипполита Монигетти. Мебель и стены императорских апартаментов были отделаны шелком, изготовленным в Лионе (Франция). В годы Второлй мировой войны уникальный интерьер был уничтожен.


      


В ходе реставрационных работ были воссозданы потолочный плафон, мозаичные панели из лазурита, текстильное убранство. Шелковые «золотые» обои были изготовлены на той же французской мануфактуре в Лионе, которая в IX веке выполняла заказ русского Императорского двора. Они стали точной копией оригинальной ткани, образец которой сохранился на производстве. Люстра - просто огонь...




Это уже бывший Китайский зал или приемная Екатерины Великой.


   


Это помещение уже дождалось своего восстановления.  Работы начались. И эти  нтерьеры скоро войдут в историю. А зал получит свой преждний облик, как и другие "личные помещения" Великой императрицы.

Наверное самым сложным будет восстановить этот Китайский зал. Восток - дело тонкое.


       


Он был больше похож на музей, где находились разные восточные диковинки из кости, металла, разные фарфоровые вазы (как без них), шкатулки, духи, статуэтки и китайские панно. Были и резные шахматы. У окон стояли диковинные цветы и растения. Китайский зал был такой приемной перед "Серебряным кабинетом".


       


Зубовский флигель Екатерининского дворца ждут большие перемены


      


Синий кабинет Екатерина называла табакеркой. Стены его были облицованы молочно-белым и синим полированным стеклом, украшенном золоченой бронзой. Здесь стоял изящный турецкий диван обитый шелком синего цвета... на нем императрица любила отдыхать в обществе особо приближенных лиц с нижнего этажа )) здесь она читала, здесь написала пьесы: "Начальное управление Олега", "Историческое представление из жизни Рюрика" и незавершенную - "Игорь".




В Зеркальном кабинете императрица любила по утрам просматривать почту и отвечать на иностранную корреспонденцию.





        


Опочивальня состояла из двух частей - помещение с камином и диваном и меньшее с альковом за зеркалом где находилась кровать, шкаф, чайная посуда и т.п.




"Серебряный кабинет" был понтами императрицы. Кабинетом она хвасталась перед иноземными монархами, намекая что он из листового серебра, но на самом деле это была серебряная фольга. Деньги она считать умела, но как всякая женщина любила и умела "пустить пыль в глаза".


   


Модель зала была изготовлена в 1778 году зодчими Юрием Фельтеном и Ильей Нееловым. В 1791 году кабинет переделал Джакомо Каваренги. Это был парадный и живописный кабинет, где императрица принимала важных государственных деятелей, министров, секретарей, подписывала указы. Кстати именно в этом кабинете был подписан указ об аресте Радищева и сожжении его книги "Путешествие из Петербурга в Москву". Я её так и не смог Асилить. Как Радищева за книгу закрыли в каземат Петропавловки

Детская двухместная коляска сделанная в Англии.


       


Сейчас в этих помещениях пока еще евроремонт, но к 2023 году с помощью Газпрома она вернет свой первоначальный облик.




Переход в  Камеронову галерею. Екатерина Великая любила в ней гулять...




"Камеронова галерея" Екатерининского парка в Царском селе







Возвращаемся во дворец ))





   






      


А это уже интерьеры с другой стороны Большого зала.




Одно из главных помещений Екатерининского дворца - Янтарная комната (история создания комнаты и варианты её нахождения)




Китайцы так любят эту комнату, что презжают в России исключитель ради посещения Екатерининского дворца. Очереди дикие.




Выше и в конце поста есть ссылка с подробностями её истории и интерьеров.


     





Официантская - одно из служебных помещений Большого Царскосельского дворца XVIII столетия.




Портретный зал. В нем находятся парадные изображения царственных особ. Сейчас в нем одно из платьев императрицы.




Пост и так большой... а про них я уже писал ранее... поэтому сделаю позже еще одну часть... Белая столовая.




Китайская гостиная Александра I.




Портрет хозяина гостиной.





       



      


При Екатерине II в этой зеленой буфетной хранились столовое серебро и фарфор.







Малая Белая столовая в личных покоях Елизаветы, Екатерины II и Александра I. Её интерьер сформировался после пожара 1820 года.





       


Впечатляет и Картинный зал площадью 180 м².




В отдельном помещениях представлена история рестарации дворца.


      


Недавно была отреставрировала и Церковь Воскресения Христова в Екатерининском дворце.




Работы в церкви велись четыре года. но это уже другая история...




Частично фото и инфа (С) интернет. Основа: Википедия и др.сайты







Ниже ссылки на другие посты о Царском селе.




Екатерининский парк Царского села летом. Часть1
Екатерининский парк Царского села. Часть2
Александровский парк Царского села ранней осенью
Зимой "Царское село" или город "Пушкин" не менее прекрасен
Янтарная комната Екатерининского дворца (история)
Выставка мэйсоновского фарфора в Екатерининском дворце Царского села




Прогулка по пустому Эрмитажу
Прогулка по галереям пустого Михайловского замка
Репортаж из Русского музея. Часть 1
Бродилка по Русскому музею. Часть 2

Ссылки на посты с достопримечательностями С-Петербурга

архитектура, избранное, музеи, история, житиЕ моЕ

Previous post Next post
Up