В этот день родилась Октябрьская железная дорога

Nov 13, 2016 08:00


Столбики, рельсы, мосты. А по бокам-то все косточки русские...
Сколько их! Ванечка, знаешь ли ты?
Некрасов



В этот день появилая Октябрьская железная дорога - старейшая в России и некогда самая длинная в Европе.
В императорские времена она называлась Николаевская (после смерти императора Николая I). Ее история началась в 1837 году с открытия железнодорожной линии Санкт-Петербург - Царское село...




По легенде, первыми в поезд посадили... арестантов. А потом уже, убедившись, что поезд идет точно по проложенному пути и способен на остановки, в него сели первые "официальные" пассажиры, включая императора.

Есть еще легенда про ржавые рельсы. Мол сам царь приедет, а рельсы ржавые. Приказали срочно исправить. Рабочие натерли рельсы жиром. Ржавчина исчезла, по поезд перед высокой комиссией буксовал и тронуться нее смог ))

В 11 часов 15 минут из Петербурга отправился пассажирский поезд, который прибыл в Москву на следующие сутки в девять часов утра. В пути он пробыл 21 час 45 минут.

Интересная подробность сообщается в путеводителе И.П. Золотиицкого «По Царскосельской дороге»: «… Так как паровозные свистки "наводили ужас" на публику, то начальство приказало их заменить музыкою. Для этого впереди дымовой трубы паровоза ставились особо для этого выписанные из-за границы органы, исполнявшие разные музыкальные пьесы с аккомпанементом сильных труб и барабанов. Ручку органа во время хода поезда, вертел особый агент службы движения».

А вот как описывал свои впечатления от поездки в конце августа 1838 г. один из современников: «Представьте, 12 экипажей, из которых каждый есть соединение трех карет - больших, 8-местных. Таким образом, в каждом экипаже сидит 24 человека, а во всех - 288 человек. Все экипажи продолжаются саженей на 15. Вся эта страшная масса, этот сухопутный корабль, летит до Царского Села (20 верст) едва полчаса. Можно читать преспокойно книгу… Опасности нет никакой».

В  1841 году на Царскосельской железной дороге близ станции " Царское село" произошло столкновение двух пассажирских поездов. Погибло 7 человек, 78 было ранено.




13 ноября 1851 года дорога соединила две российские столицы. Руководил строительством главноуправляющий путями сообщений граф Клейнмихель. Строили восемь лет. 278 искусственных сооружений, в том числе 184 моста, 69 каменных и чугунных труб и 19 путепроводов. Стоимость строительства железной дороги к 1851 г. составила 64 664 751 руб., стоимость одного километра - 100 400 руб.

По знаменитой легенде, планируя, где пройдет дорога, Николай I начертил на карте ровную линию между Петербургом и Москвой - под линейку. А в этом месте, где сейчас Вербьинский обход, получилась кривая, потому что карандаш императора споткнулся о его палец. Исполнительные строители, конечно, не посмели ослушаться императорского плана и выстроили все точь-в-точь по схеме. А в народе это место получило новое именование - "палец императора". Теперь уже это место (где возвышенность) уже "спрямили"...



Расстояние между Петербургом и Москвой составляет 598 верст (634 километра), длину дороги определили в 604 версты (644 километра).

В то время это была самая длинная в мире железная дорога из двух путей. В первое время между Петербургом и Москвой курсировали два пассажирских и четыре товарных поезда.

Поначалу новый для России вид передвижения воспринимался публикой с опаской, и не без основания: не хватало опытных специалистов, при строительстве были допущены ошибки, и первое крушение не заставило себя ждать. 4 сентября из-за ремонта основных путей столкнулись два поезда. Известный шутник того времени князь Александр Меншиков, кстати очень Клейнмихеля не любивший и часто с ним ссорившийся, любил говорить: "Если граф Клейнмихель вызовет меня на дуэль, я не стану драться на пистолетах. Я предложу ему сесть в вагон и прокатиться вместе до Москвы. А там посмотрим, кого убьёт!".

Либераст Герцен, вообще всенародно заявил, что железная дорога России не нужна, а скоростная дорога нужна лишь для того, чтобы в Москве на пару дней раньше узнавали, какие еще книги запрещены правительством. Но пТьюФу на него еще раз...

Пассажирский поезд того времени состоял из 7 вагонов, товарный - из 15. Средняя скорость движения составляла 29,6 км/ч. Постепенно скорость движения поездов увеличивалась, а время в пути сокращалось.



В 1931 году на Октябрьской железной дороге появились пассажирские паровозы серии «ИС» Коломенского завода, и был пущен экспресс «Красная стрела», на перегонах развивавший скорость до 120 км/ч.

В 1965 году между Ленинградом и Москвой начал курсировать дневной скоростной поезд «Аврора», способный разгоняться до 160 км/ч.

В 1984 году в график движения был введен электропоезд ЭР-200 Рижского вагоностроительного завода. Этот поезд способен был развивать скорость до 200 км/ч, а в пути он проводил около пяти часов.

В 1996-2000 годы проведена реконструкция магистрали Петербург-Москва, фактически построена по современным технологиям новая железная дорога.

Ходят теперь и двухэтажные составы. Репортаж о них я писал тут - Поездатый двухэтажный...




Но главная звезда дороги - Сапсаны (пост о поезде)
Благодаря реконструкции дороги, составы могут достигать скорости до 300 км/ч.




Максимальная достигнутая скорость на линии Санкт-Петербург - Москва составляет 260 км/ч. Октябрьская железная дорога проходит по Ленинградской, Московской, Новгородской, Тверской, Псковской, Мурманской, Вологодской, Ярославской областям, по территориям Санкт-Петербурга и Москвы, а также Республики Карелия, соединяет Россию с иностранными государствами.

Электричка  Ласточка

Основа © Calend.ru

календарь, транспорт

Previous post Next post
Up