Смоленск. Успенский собор. Музей водки и ресторан «Смоленская крепость»

Feb 16, 2014 19:54


Из рассказа «Все Пути ведут в Смоленск. И Флёново-Талашкино»

…Первое, что удивляет при въезде в Смоленск это знаменитый Смоленский Успенский собор. Его вы увидите сразу, причем в необычном ракурсе - он буквально висит в воздухе.
…Интересно, что перед началом сражения Наполеон театрально сказал польской части войска: «Поляки - Смоленск принадлежит вам!». Но уже в октябре этого же года - уже замороженный Наполеон промчался через город обратно во Францию, гонимый русскими войсками.
…Именно образом Смоленской Божьей Матери Одигитрии благословляли русских воинов на Бородинском поле, перед ней преклонял колени сам Кутузов.



…На втором высоком пролете ступенек тусовал народ с мисочками в руках - просили милостыню. Вдруг какой-то пьяный бомжеватый мужик резко завалился и полетел вперёд и вниз, с приличной высоты… Приземлился лбом и распластался. Практически мимо нас. Мы опешили. Но по инерции продолжаем идти наверх. Представляете, получается, что идём в церковь, а сами проходим, считай мимо. Вот что делать?


УСПЕНСКИЙ СОБОР НА СОБОРНОЙ ГОРЕ

Первое, что удивляет при въезде в Смоленск это знаменитый Смоленский Успенский собор. Его вы увидите сразу, причем в необычном ракурсе - он буквально висит в воздухе. Из-за того, что ваши глаза видят его ещё издалека, он кажется изящной миниатюрой, но из-за того, что он расположен почти на самой высокой точке города - Соборной горе, создаётся ощущение, что он находится не на земле, а на небе. Это удивительно.
Успенский собор - это сердце города и место, с которого вы почти со 100% уверенностью начнёте своё знакомство со Смоленском. Около собора расположены многие важные туристические достопримечательности - Крепостная стена и башни, Железный мост через Днепр, улица Красный Ручей с родником, Музей Льна и центральная Большая Советская улица.

Мы едем к Собору по Б.Советской улице и про себя отмечаем её оригинальность. Эта улица - крутой спуск к Днепру. Старинная, обаятельная, с чудными фасадами домов, заманивающими боковыми переулочками. Мы бы посоветовали обязательно по ней погулять-пройтись и именно спуститься сверху-вниз, а, не наоборот, пыхтя подниматься. Именно таким образом вы увидите и оцените крайне приятные и неожиданные перспективы таких же горбатых её ответвлений-перпендикуляров вправо-влево, в т.ч. пешеходную улицу Ленина, церкви и даже фонтанчик на лебединых крыльях, а в конце пути будете вознаграждены открывающейся сверху-вниз панорамой Днепра и смоленского Правобережья/Заднепровья, Крепостной стеной, памятником Кутузову и эффектным белым каскадом парадной лестницы, ведущей к Успенскому собору.



Мы же припарковались почти у подножия спуска - на большой круглой площадке у памятника Кутузову-Смоленскому, и поэтому на Успенский собор, выглядывающий из-за деревьев на соседней горе, мы смотрим снизу-вверх. Тоже очень красиво и впечатляюще, и очень высоко! Опять где-то там, в небе горят его золотые маковки на солнце.

Когда пытаешься исправить неудачное фото, иногда (иногда!) возникает интересный эффект - высвечиваются в неожиданном плане разные детали, и в общем и целом получается некий символизм.
Вот здесь Кутузов на фоне смоленских облаков



Вид на собор от памятника Кутузову. Сам собор в кадр не вошел. Но впереди видна белая лестница, по ней поднимаются ко входу. В перспективе улица Большая Советская



Поднимаемся по этой красивой белой лестнице с вазонами по бокам.



Единственное - произошёл инцидент. На втором высоком пролете ступенек тусовал народ с мисочками в руках - просили милостыню. Какая-то тётка закричала, указывая на конкурента - бомжеватого мужика: «Не подавайте ему, он на ногах еле держится». На этих словах мужик вдруг действительно завалился и полетел вперёд, с приличной высоты. Приземлился лбом и распластался. Практически мимо нас. Мы опешили. Но по инерции продолжаем идти наверх. Представляете, получается, что идём в церковь, а сами проходим, считай мимо. Вот что делать? Туристы все валят, не обращая внимания. Мне плохо. Внутри в соборе ходила с тяжелым сердцем и чувством вины. Когда вышли, пошли спускаться вниз этим же путём, я думаю: «всё, мужик - жмурик давно, расшибся нафиг, с такой-то высоты рухнуть. А мы подло прошли мимо и даже не позвали на помощь». Что открылось нашим глазам? Живой, здоровый и почти невредимый бомж (не считая расквашенного носа), в стельку пьяный, опять деловито сидел на ступеньках со своей тарелочкой. Чувство радости и счастья я испытала неимоверное.

Познакомьтесь с описываемым товарищем… Слева на ступеньках…



Но возвращаюсь к Успенскому собору.
Смоленский Успенский собор - пронзительного насыщенного цвета морской волны, с белым обрамлением. 5 куполов. Маковки какие-то сложные - на узких барабанах-шеях сначала идут густо-серебряные «шлемы», из которых «растут» совсем худенькие барабанчики-шейки с маленькими золотыми главками.






Мы много читали «охов и ахов» на его счет. Но вошли - и сами открыли рот. Такого золочёного великолепия мы ещё не видели. Сам собор очень высокий, поэтому внутри он впечатляет и просто своим пространственным объемом, и совершенно грандиозным золоченым деревянным резным иконостасом. Перед глазами сплошные золото-золото-золото и резьба-резьба-резьба. Левая часть была немного в лесах, но общему восприятию это не мешало.
В соборе находится уникальная икона «Смоленская Божья Матушка» или Божия Матерь Одигитрия «Указующая путь»/«Путеводительница» (чуть справа от центра).
Она огромная, тёмный лик Богоматери обрамлён золотым металлом. Икона находится высоко на золотом балкончике, к ней надо подниматься по ступенькам. Честно говоря, от её истории и при её виде - аж дух захватывает. Успенский собор ведь начал строить в 1101 князь Владимир Мономах, мать которого византийская царевна, привезла с собой из Константинопольского Влахернского храма, удивительную икону Богоматери.

*фото взято на Яндекс-Фотках.
Слева видны ступеньки, по которым нужно подниматься к образу



Кто её автор? Об этом до сих пор спорят? Возможно - святой Лука, тот самый, который написал и самую первую икону Богородицы вскоре после Вознесения Христова, и ещё около 70 (!) её икон. Существует предание, что Богородичные иконы, писанные при жизни Пресвятой Богородицы евангелистом Лукой, защищают и охраняют землю Русскую со всех сторон света: центральная часть, сердце России, охраняется иконой Владимирской Божией Матери; с севера - Тихвинской, с юга - Иверской, с востока - Казанской, с запада - Почаевской и Смоленской.

Смоленская Одигитрия несколько раз покидала свой «дом» - Смоленск, в силу различных обстоятельств.
Первый раз её вывезли из Смоленска в Москву - тем самым спасли от литовцев (кон.14в.). Москвичи расставались с ней со слезами на глазах, в родной Смоленск её «отпустили», но сами в честь «гостьи» основали Новодевичий монастырь с большой церковью Одигитрии Смоленской.
Второй раз её снова вывезли в Москву, но уже от поляков (нач.17в.). Вернулась она … на руины Успенского собора. Смоляне, 20 месяцев защищавшие крепость от ляхов - не сдались польским панам - те немногие, оставшиеся в живых, ушли в Успенский собор с семьями и взорвали себя. Что странно - след подлинника теряется в Москве, а Смоленск привозят уже копию - список с оригинала (изограф Постник Ростовцев). С царско-боярского плеча «дарит» т.е. возвращает её городу Борис Годунов. Икону Смоленской Богоматери помещают пока в другой храм - носящий её имя на Днепровских воротах (увидите церковь Одигитрии рядом с Мостом через Днепр в Стене), но не внутрь, а в нишу над аркой ворот. И все входящие в город через эти ворота поднимали глаза на чудотворный образ, крестились, и молились. «Во вратах достойно чтимая днесь Смоленск Она хранит…».
В третий раз - Смоленскую матушку спасали от французов (нач.19в.). Русские армии - 1-я (Барклай де Толли) и 2-я (Багратион) - оставили Смоленск. Дали бой, конечно, но умнее было отступить - силы были слишком неравны. Уходя из города, войска взяли с собой надвратную икону Одигитрии. Её передали в первую батарейную роту капитана Глухова из 3-й пехотной дивизии. Именно этой иконой благословляли русских воинов на Бородинском поле (я писала об этом в рассказе «Можайск-Бородино-Верея. Места Русской Славы»), перед ней преклонял колени сам Кутузов.

«Вот они!.. Несут, идут… Вот они… Из-под-горы от Бородина поднималось церковное шествие… - Матушку несут! Заступницу!.. Иверскую!.. - Смоленскую матушку, - поправил другой… Это была икона, вывезенная из Смоленска и с того времени возимая за армией… «Яко вси по Бозе к Тебе прибегаем, яко нерушимой стене и предстательству»…. «Главнокомандующий, окруженный штабом, встретил икону и поклонился ей до земли».

И во время сражения чудотворная икона Смоленской Матушки была рядом с солдатами. Она стояла во второй линии обороны у деревни Князьково, где находились резервы русской армии. На протяжении всей битвы перед ней совершались молебны, которое служили, сменяя друг друга, священники. Солдаты и офицеры осеняли себя крестным знамением и громко произносили слова молитвы: «Заступница Небесная, сохрани нас под покровом Твоим».
А после Бородина Богоматерь Одигитрия Смоленская вела Русскую армию только по Пути Победы. Ее везли на артиллерийском лафете в авангарде войска и в честь каждой виктории - под Тарутином, Малоярославцем, Вязьмой - служили перед ней благодарственные молебны.
Война 1812 года началась в июне; в июле Смоленскую Одигитрию увезли в Москву, а в ноябре (10-го), когда французы оставили Смоленск, она уже вернулась в город по приказанию Кутузова. Тогда-то за поражение Бонапарта под Смоленском великий фельдмаршал присоединил к двум своим фамилиям ещё и третий титул - стал князем Голенищевым-Кутузовым-Смоленским.



В Успенском соборе на стенке балкона, на котором находится чудотворная Смоленская Путеводительница, есть памятная доска с поименным перечислением тех солдат, которые оберегали образ и история её спасения в 1812.
А в четвёртый раз, во время немецкой оккупации Смоленска в 1941 году драгоценная икона снова исчезла. Бесследно.
Сейчас в соборе снова висит список уже с «годуновской» иконы.

Справа у алтаря в стеклянном ковчеге находится ещё одна реликвия собора - рыцарские железные сандалии святого Меркурия Смоленского. Я пыталась найти подробности в разных источниках - но они очень однотипны. Тогда возьму литературный реванш в виде красивого пересказа предания из «Суходола» Бунина. Наш русский классик рассазывает, что в 13в. в Риме в благородной семье родился мальчик, окрещённый в честь Меркурия Кесарийского, поступивший на службу к смоленскому князю и погибший в сече с войском хана Батыя у стен города.
«В углу лакейской чернел большой образ святого Меркурия Смоленского, того, чьи железные сандалии и шлем хранятся на солее в древнем соборе Смоленска. Мы слышали: был Меркурий муж знатный, призванный к спасению от татар Смоленского края гласом иконы Божьей Матери Одигитрии Путеводительницы. Разбив татар, святой уснул и был обезглавлен врагами. Тогда, взяв свою главу в руки, пришел он к городским воротам….», чтобы предупредить жителей об опасности. Тело Меркурия нашли и погребли в Успенском соборе. Он был канонизирован как Святой Меркурий Смоленский и почитался как в Смоленске, так и во всей России. (Можно посмотреть картину Рериха «Меркурий Смоленский»)
Здесь же в соборе хранились шлем, копье и сандалии воина Меркурия. Но копьё - украли французы в войну 1812 года, решив, что оно золотое. Шлем - по аналогичной причине уволокли немцы в войну 1940-45 гг. Остались одни сандалии.
*


Праздник Святого Меркурия, который смоляне отмечали(ют) 7 декабря - православный и профессиональный. Как ни странно его подхватили смоленские сапожники, которые также назначили этот день своим личным праздником.

Третья драгоценность Успенского собора - уникальная Плащаница «Положение во гроб», которая выткана яркими и золотыми шелковыми нитями так искусно, невидимыми стежками, отчего и создается ощущение, что все персонажи живые (1561, золотошвейные мастерские Ефросиньи Старицкой (жены родного брата Ивана Грозного)). Но к большому нашему сожалению Плащаница сейчас на реконструкции. Она находилась в левой части собора. Нам оставалось лишь полюбоваться ею по большой цветной фотографии, купленной в соборной церковной лавке.
Ещё в левом приделе перед иконостасом в напольном деревянном резном обрамлении находится чудотворная мироточивая икона Казанской Божией Матери, которая кровоточила во время известных событий у Белого дома в Москве в нач.90х. Эта икона выглядит почти так же, как и Одигитрия - чуть меньший размер, золотой оклад, только образы Богоматери и Младенца прорисованы более чётко и светло, и это оплечное изображение (т.е. руки, поддерживающей ребёнка на этой иконе нет). Слева от неё напольная большая икона «Преподобного Авраамия Смоленского и святого Меркурия Смоленского».

Ну и, наконец, очередь самого иконостаса. Всё это легкое, воздушное, невесомое, ослепительно золочёное и крученое, грандиозное по размеру (5 ярусов, h -31м) и качеству работы великолепие, не считая прочего сногсшибающего великолепия столбов, хоров (h -18м), балконов и остального, создал украинец - Сила Трусицкий со товарищи. 1730-40гг. От глаз не укрываются католические элементы интерьера типа резной золотой кафедры проповедника высоко на столбе, ажурного золотого епископского (архиерейского) места, массы различных визуально «ненаших» фигурок и купидончиков. Но это не удивительно, а закономерно - в нач.17в. в Смутное время при польской власти в Смоленске и короле Сигизмунде в соборе был костел, а поскольку в городе после жило много поляков, возможно, произошло вот такое конфессиональное примирение стилей.



В Успенском соборе выделен специальный отдельный придел, где ставятся свечи «накануне» (за упокой) - слева от входа.
Несмотря на полиэтиленовые шторы, закрывающие левую часть собора, мы остались под впечатлением и великолепного интерьера, и начала церемонии венчания какой-то высокопоставленной смоленской пары - таможенного генерала со своей женой.

Перед входом в собор на площади есть хлебная палатка с монастырской выпечкой.
Рядом с Успенским собором стоит огромная Колокольня. На ней было три колокола - Праздничный (тысяча пудов), Многомилостивый (450 пудов) и Будничный (65 пудов). Город всегда встречал гостей колокольным перезвоном - начинали звенеть соборные колокола, за ними монастырские, а затем уже и мелкие церковные. В начале 20 века в Смоленске было 2 собора, 3 монастыря, 24 храма ….

Когда мы были в Смоленске, велась реставрация собора и колокольни






За собором находится смотровая площадка. Чудесный просто вид открывается на Крепостную стену






УЛИЦА КРАСНЫЙ РУЧЕЙ И РОДНИК
Это не древнейшая смоленская улица - это песня. Отыскать легче алмазы в каменных пещерах, чем эти объекты. На указатели даже не рассчитывайте. Поставить, видимо большая проблема, отношение смоленских административных властей к туристам как в известном анекдоте: «Всё недосуг мне Петька. - И мне не до них».
Главное, уже на подходе к этой улице муж внезапно почувствовал резкий очередной приступ голода, а голодный муж - это туши свет и закрывай путеводитель. «Главное, заманить вниз, оттуда уже не уйдёт» - заметались мысли в моей голове, и я галопом помчалась вперед. Трюк удался, часы его активного возмущения затикали уже почти у родника. Правда, найти его нам пока никак не удавалось и мы бегали туда-сюда по заросшей донельзя ароматным цветущим шиповником тропинке. «Где же этот родник, а, ты как думаешь» - тревожилась я. «У меня что, звезда во лбу? Откуда я знаю» - злобился голодный муж. Но родник всё-таки был нами случайно и благополучно обнаружен.
Как найти улицу с родником. Подойти к главной парадной лестнице к Успенскому собору (конец ул. Б.Советской), встать к ней лицом (можно у самого подножия, можно у второго каскада ступенек). Двигаться направо. Ориентир - красная кирпичная стена, вдоль которой вы и идёте, и сворачиваете за ней налево … в не совсем чистый переулок. Спускаетесь вниз (стена все время слева), не обращая внимание на сочетание живописной природы, старинной стенной кладки со слипшимся мусором и туалетного амбре. Углубляться вниз по этой дорожке особенно не надо, так можно и к Днепру спуститься. Направо - не пропустите - есть небольшая лесенка вниз, по ней надо снова спуститься и повернуть снова направо.









Сам родник святого Авраамия Медиоланского (римский епископ, святой подвижник) очень скромен. Буквально ничего лишнего - ключ, бетонные стены и крест.



КРЕПОСТНАЯ СТЕНА. МУЗЕЙ ВОДКИ и РЕСТОРАН «СМОЛЕНСКАЯ КРЕПОСТЬ»
Музей водки и ресторан «Смоленская крепость» находятся рядом друг с другом в Крепостной стене, в церкви Тихона Задонского (её построили на месте взорванной Пятницкой башни), на берегу Днепра. Место, а вернее здания этой части стены очень колоритные - к кирпичной стене пристроены два тёмно-красные фигурно-кирпичные здания, которые вместе образуют небольшой дворик. Внизу в центре - вход в музей, слева по ступенькам наверх - вход в ресторан.






Музей - одна комната, а рядом небольшой магазинчик от смоленского алко-завода «Бахус». Это бывшее городское созвездие 1-ного ликероводочного завода и 4-х спиртзаводов, раньше называвшихся «Смоленскспиртагропром», а в 1992 переименованные в «Общество производителей спирта и ликёроводочных изделий «Бахус».






В примузейном магазинчике достаточно большой и оригинальный выбор алкоголя. Водка была в самых разнообразных бутылках. Особенно запомнился керамический портфель с выглядывающим горлышком.






Мы купили бальзам «Вечерний Смоленск» в красивой керамической фигурной бутылке (спирт +морсы рябиновый, черноплодный, черносливовый, шиповника, +настои кореньев, семян, почек, коры, плодов, пряностей (донник, кориандр, девясил, имбирь, зубровка, бадьян, кофе, левзея, чабер, аир, береза, дуб, лимонник, элеутерококк, женьшень и др. +мёд) , ягодную наливку «Запеканку», и настойки «Вишнёвую», «Брусничную», «Клюквенную». Бальзам хороший, «Запеканка» - вкусная, настойки - средние.



Музей, конечно, это маркетинговая прелюдия к магазину и эстетическая рамка обязательной коммерческой алко-покупки. В музей вы идёте, чтобы выйти с бутылочкой (-ками). Найдите мне того русского, который бы вышел из Музея водки без этой самой водки или её производных. Если такое возможно, то это либо трезвенник, либо язвенник, либо ребёнок. Если хотите узнать про водку всё - лучше, чем написал Вильям Похлёбкин в своей книге «История водки», никто не писал, и не напишет.






В ресторан мы попали со второго раза. Первый раз пришли пообедать - оказалось, нет мест (зал маленький на 6-8 столиков). Но мы сообразили и попросили бармена забронировать нам столик на 8 вечера. Нарядились и уже культурно, а не запыханно пришли. Ресторан находится на 3-ем этаже, надо взбираться по лестнице. Стены увешаны фотографиями генерального директора «Бахуса» с отечественными звёздами разного калибра. Еду подвозят на лифте (замаскирован под стену), кухня - внизу. Достаточно вкусно, но не новгородский «Детинец» (который для нас явлется эталоном ресторанов русской кухни в крепостных стенах). Я загорелась, увидев в меню «Гурьевскую кашу». Ужасно захотелось её попробовать, но оказалось, что её готовят 2 часа. В принципе можно договориться, например, забронировать столик к определённому времени и заранее заказать приготовить этот русский деликатес (~ 250р.). Мы так и хотели поступить - позавтракать здесь кашей на следующее утро, но ресторан открывался с 11, и у нас не было свободного времени. чтобы ждать.
В «Смоленской крепости» есть открытая терраса, откуда открывается панорамный вид Смоленска, но нашим вечером там гудел банкет. Интерьер зала запоминается кирпичной кладкой стен и цветными витражами на узких окнах, хотя было бы неплохо просто посмотреть в обычное окно на Днепр.
Адрес: ул. Соболева, от Железного моста через Днепр, вдоль Крепостной стены налево 200м. Есть большой указатель стрелка.

Рассказ «Все Пути ведут в Смоленск. И Флёново-Талашкино»

Посты по Смоленску:
Хмелита. Дом семьи Грибоедовых
Фленово-Талашкино и княгиня Тенишева
Смоленск. Крепостная стена. Башня «Орёл»
Смоленские сады: Городской Парк «Блонье». Кафе «Русский двор»

Посты по тэгу «Музеи/Усадьбы»:
Санкт-Петербург. Квартира-музей Анны Ахматовой на Фонтанке
За кулисами МХТа!
Захарово - Душа наша, Пушкин
Огончарование Полотняного завода (Калужская область)
Мелихово - Аромат Чехова
Константиново - Есенинский Шираз. Рыбное
Поленово. Ока. Бёхово
Дом-музей В.Серова в Домотканово

РОССИЯ, Смоленск и Вязьма

Previous post Next post
Up