>>> Да, мы безусловно согласны с этим, в церкви действительно есть очень много как заблудших людей, так и откровенных ее врагов. Было бы очень глупо и наивно считать врагов церкви настолько тупыми и бездарными, что они не догадались проникнуть в нее для того, чтобы уничтожить ее изнутри или подменить ее суть.
Совершенно верно! Проникли примерно 1850 лет назад, то есть как только церковь стала хоть сколько-нибудь заметна на фоне тогдашней религиозной жизни. Именно тогда произошло резкое изменение вероучения, превратившее Иисуса Назорея из революционера против иудейской традиции в "мессию Иеговы".
с огромным опозданиемesteraMay 1 2007, 17:30:14 UTC
То есть вы отказываете Церкви в разнородности проявлений святости, объясняя всё вражескими происками, и однозначно диагностируете по одному описанию старца Ферапонта состояние прелести? Однако же, сколь я помню, Константин Леонтьев, бывший, вообще-то, знатоком аскетики, относился к этой фигуре не столь однозначно и даже упрекал Достоевского в том, что он его недооценил и сделал отрицательным героем. Так что не всё тут так однозначно, как иногда хочется, чтоб было.
Re: с огромным опозданиемpalyninMay 1 2007, 18:31:14 UTC
Как вы могли заметить, суждение это я выношу не своими словами, уж очень тяжело здесь не заметить параллелей... Если о видениях можно поспорить, то осуждение, гнев и зависть, которыми был преисполнен Ферапонт, - конечно же "великие добродетели"! С творчеством Леонтьева я увы не знаком, но если Вас не затруднит, Вы не могли бы подсказать, где он анализирует феномен Ферапонта. А что касается разнообразия, я, безусловно, за него, но в рамках традиции. Церковь - это не место для выражения индивидуальности, а место для ее преодоления.
эх, непросто всё с ФерапонтомesteraMay 1 2007, 19:15:35 UTC
Очень многие святые, особенно преподобные (то есть прославившиеся подвигами аскетизма), юродствовали - специально создавали видимость безумия, одержимости, безнравственности и т.п. Делалось это, во-первых, ради смирения собственной гордыни, а во-вторых и в-главных - для посрамления мирской мудрости и человеческого, слишком человеческого понятия о благонравии, приятности. Резкий, нарочито грубый и суровый, смутительный для изнеженного мирского взора юродствующий старец - это очень традиционная фигура
( ... )
Re: эх, непросто всё с ФерапонтомpalyninMay 1 2007, 20:10:00 UTC
Как я погляжу, в этих вопросах подкованы вы здорово, говорю без иронии. По большей части я с вами согласен, одноко осуждения, с которыми этот юродивый пришел ко гробу почтенного старца, мне трудно с положительной точки зрения истолковать. А на сколько я слышал, не спрашивайте про источник :), Зосима писался с Амвросия оптинского. Вероятно и о нем кто-то соблазнялся. Великие святые всегда источник для соблазна, про Христа говорили, что в нем бес!
Comments 7
Совершенно верно! Проникли примерно 1850 лет назад, то есть как только церковь стала хоть сколько-нибудь заметна на фоне тогдашней религиозной жизни. Именно тогда произошло резкое изменение вероучения, превратившее Иисуса Назорея из революционера против иудейской традиции в "мессию Иеговы".
Reply
Reply
С творчеством Леонтьева я увы не знаком, но если Вас не затруднит, Вы не могли бы подсказать, где он анализирует феномен Ферапонта.
А что касается разнообразия, я, безусловно, за него, но в рамках традиции. Церковь - это не место для выражения индивидуальности, а место для ее преодоления.
Reply
Reply
Reply
Leave a comment