эх, непросто всё с ФерапонтомesteraMay 1 2007, 19:15:35 UTC
Очень многие святые, особенно преподобные (то есть прославившиеся подвигами аскетизма), юродствовали - специально создавали видимость безумия, одержимости, безнравственности и т.п. Делалось это, во-первых, ради смирения собственной гордыни, а во-вторых и в-главных - для посрамления мирской мудрости и человеческого, слишком человеческого понятия о благонравии, приятности. Резкий, нарочито грубый и суровый, смутительный для изнеженного мирского взора юродствующий старец - это очень традиционная фигура.
(Кстати, в XX веке такие старцы тоже были - например, о. архимандрит Павел Груздев. Который прославился в том числе и таковым перфомансом. Однажды к нему привели каких-то западных деятелей, мол, полюбуйтесь на представителя аутентичной русской духовности. День был постный, о. Павел пригласил к столу закусить чем Бог послал - капустой квашеной, огурцами и т.п. Те отказались, мол, их желудок такую пищу не переварит, а он в ответ: "А, гнилая ж.па и пряником дрищет!" Бедный переводчик, да :) Голимое хамство, казалось бы, да еще и компромат на русскую духовность. А нет. Старец поставил этих праздно любопытствующих на место, сказав им своим действием: нечего интересоваться "русской духовностью" свысока, это не предмет праздного интереса, не развлечение для скучающих европейцев.)
Константин Леонтьев (см. брошюру "Наши новые христиане", в сети ее НЕТ) как знаток аскетики и близкий друг Оптинских старцев все эти тонкости прекрасно знал и потому Ферапонтом не соблазнился. Это уж скорее старец Зосима мог быть источником соблазна - потому что слишком хорошо говорил на языке интеллигентной дворянской культуры, "с эллинами как эллин", потому его и могли бы заподозрить в обмирщении, в светскости.
Re: эх, непросто всё с ФерапонтомpalyninMay 1 2007, 20:10:00 UTC
Как я погляжу, в этих вопросах подкованы вы здорово, говорю без иронии. По большей части я с вами согласен, одноко осуждения, с которыми этот юродивый пришел ко гробу почтенного старца, мне трудно с положительной точки зрения истолковать. А на сколько я слышал, не спрашивайте про источник :), Зосима писался с Амвросия оптинского. Вероятно и о нем кто-то соблазнялся. Великие святые всегда источник для соблазна, про Христа говорили, что в нем бес!
Зосима писался с преп. Амвросия, но он не точная его копия. Достоевский же был в Оптиной всего не то один раз, не то дважды, поэтому его наблюдения не могли быть очень глубоки. В этом его отличие, кстати, от Леонтьева, который жил в Оптиной очень часто и подолгу, а в конце концов и постригся там в монахи. Потому уж кто-кто, а он имел право упрекать писателя в поверхностности. А вы, кстати, в Оптиной были?
(Кстати, в XX веке такие старцы тоже были - например, о. архимандрит Павел Груздев. Который прославился в том числе и таковым перфомансом. Однажды к нему привели каких-то западных деятелей, мол, полюбуйтесь на представителя аутентичной русской духовности. День был постный, о. Павел пригласил к столу закусить чем Бог послал - капустой квашеной, огурцами и т.п. Те отказались, мол, их желудок такую пищу не переварит, а он в ответ: "А, гнилая ж.па и пряником дрищет!" Бедный переводчик, да :) Голимое хамство, казалось бы, да еще и компромат на русскую духовность. А нет. Старец поставил этих праздно любопытствующих на место, сказав им своим действием: нечего интересоваться "русской духовностью" свысока, это не предмет праздного интереса, не развлечение для скучающих европейцев.)
Константин Леонтьев (см. брошюру "Наши новые христиане", в сети ее НЕТ) как знаток аскетики и близкий друг Оптинских старцев все эти тонкости прекрасно знал и потому Ферапонтом не соблазнился. Это уж скорее старец Зосима мог быть источником соблазна - потому что слишком хорошо говорил на языке интеллигентной дворянской культуры, "с эллинами как эллин", потому его и могли бы заподозрить в обмирщении, в светскости.
Reply
Reply
А вы, кстати, в Оптиной были?
Reply
Reply
Leave a comment