Вчера в комментариях схлестнулись сторонники этнического национализма со сторонниками идеологического национализма. Тут я должен чётко обозначить свою позицию: я сторонник именно идеологического национализма. Я считаю правильным и уместным говорить о советской нации и называю новиопов, правящих в РФ, нацией интернационалистов.
Новиопская нация интернационалистов - самая обычная идеологическая нация, основа идеологии которой - подмена понятий. Они намеренно исключают из дискурса идеологический национализм, объявляя сам себя вовсе даже не нацией, а... чем? а ничем. Типа "мы просто люди".
Но это же классика: "Неизвестно, кто первый открыл воду, только это сделали не рыбы". Очень часто, чтобы разглядеть какую-то социальную общность, надо выйти за её пределы. Недаром самоназвания многих народов в переводе означают просто "люди", people.
Они называют "национализмом" только этнический национализм, и потому сами оказываются как бы чистенькими, интернационалами, "просто людьми": я лакец, чеченец, еврей и татарин одновременно. Но вот эта вот "наднациональная" идеология и является основой существования их нации. Нация это идеологическое понятие.
Очень важно понимать, что только идеологический национализм способен создать нацию. Нигде и никогда не побеждал чистый "национализм крови", и сама "кровь" всегда оказывалась на проверку чистой воды идеологической фикцией: "Кто здесь еврей, решаю я". Потому что суть нации в ирархии: должны быть люди, которые решают, кто свой, а кто чужой. Ну, так новиопская нация это оно самое и есть. Все эти "рукопожатные", "приличные" и прочее такое - это идеологический механизм выбраковывания тех, кто он нации отпал.
Но русские уже сто лет пребывают под сильнейшим идеологическим прессом "интернационалистов". Идеология этнического национализма навязана русским именно для того, что они никогда не стали нацией. И увы, мы склонны верить нашему противнику, потому что мы очень монолитны в этническом смысле👇
Часто можно натолкнуться на сравнения России как большого русского проекта с другими европейскими нациями, вроде Германии, Франции или Италии или даже не совсем европейскими нациями, вроде Грузии.
Мол, существует множество (суб)этносов (прусаки, баварцы, швабы, саксонцы…) которые сами по себе маленькие, но вместе, как могучие рейнджеры объединяются в одного Мегазорда - Германию. Так и Россия сложилась из разных восточнославянских субэтносов.
Вот только такая аналогия не имеет никакого отношения к действительности. Причина - пропорции этих самых (суб)этносов и история самой государственности. Общего тут только стартовая позиция. Владимир и Ярослав, как Карл или Оттон правили давно, не долго, страной на карте огромной, но безнадежно распавшейся в эпоху феодальной раздробленности на десятки осколков. Что же происходит дальше?
А дальше Россия исторически очень быстро пересоберёт себя как централизованное государство Нового Времени на базе очень небольшой территории Владимиро-Суздальской земли. Историк Ключевский остроумно называет Андрея Боголюбского «первым великороссом», но 12-13 века самой лютой раздробленности, накрытые нашествием монголов и экспансией наших западных партнеров - переходная эпоха, когда старая русская государственность была втоптана в грязь и сожжена, чтобы на окраинах ее руин начала расти Москва - удел Даниила Александровича.
К началу 16 века Москва собирает вокруг себя то, что было/становится (тут можно подискутировать, про курицу и яйцо, но не будем тратить время) единым цельнометаллическим (суб)этносом великороссов. В ходе этого процесса был покорен Новгород, чье население вполне справедливо можно было бы назвать отдельным субэтносом…вот только новгородцы были подвергнуты по современным меркам настоящему этноциду - Московское государство нещадно перемещало массы населения как городского, так и сельского туда-сюда и уже ко временам Ивана Грозного в Новгороде никто не говорил на новгородском диалекте/языке, он был вытеснен (велико)русским (во многом, впрочем, повлияв на него, что еще сильнее лингвистически отделило Москву от западной Руси)
Россия самопровозгласила себя Царством в середине 16 века и это можно назвать финальной чертой формирования/возрождения полноценного Русского государства. Его западная граница в том 16 веке +- совпадает с современной западной границей великоросского ареала.
Затем были века активной экспансии. Россия через Казань дошла до Тихого океана, через Астрахань вкатывалась на Кавказ, на «чухонских берегах» с переменным успехом вгрызалась в Балтику, а через «дедовские земли» запада и юга Древней Руси двигалась в Польшу, на Балканы, к Черному морю, в Крым. Разумеется, все эти века Русское государство никогда не забывало про Киев и окрестности и считала их обитателей своими соплеменниками, не заметив того постепенного лингво-культурного размежевания, ставшего очевидным к 17 веку.
Еще раз ключевое. Свой 1547 год Россия встретила страной, примерно 95% восточнославянского населения которой составлял один единственный субэтнос в самом-самом узком понимании. И еще 5% оставим на условных крошечных горюнов и прочие микро- сущности, которые хоть как-то можно от великороссов отделить.
Германия свой 1547 год встретила в 1871 году, страной, где «базового» субэтноса было хорошо, если 20%.
Италия - в 1861 году, и, аналогично, это была лоскутная мозаика, где через каждые 10 километров культурно-лингвистическая дистанция больше, чем между Тверью и Тобольском. «Италию мы создали, теперь осталось создать итальянцев»
👆Вот почему соблазн этнического национализма у нас достаточно велик. Но пока русские не преодолеют гипноза этнического национализма, они не способны осознать, что новиопы это нация, а значит и не способны отличить своих от чужих, и потому находятся в фальшивом дискурсе фальшивых "интернационалистов", которые проповедуют им интернационализм, а сами при этом являются ярко выраженной нацией.
Вот и всё. Сделано простенько, но работает эффективно.