Ребёнок, подросток, взрослый - или Как психологам повзрослеть
Jul 05, 2024 15:43
В родственном канале поставили вопрос о воспитании: конкретно, вопрос о воспитании самостоятельности. Было сказано много правильных слов, но среди них, как обычно в наше время, жирная ложка дёгтя. А именно: помочь ребёнку поверить в себя.
Мне кажется, тут необходимо кое-что уточнить.
"Верить в себя" - посредственное решение, которое рано или поздно создаст подросшему ребёнку более или менее неразрешимые проблемы и в итоге даст хлеб новому поколению психологов. Которые тоже будут учить нас и наших детей "верить в себя", а потом зарабатывать на решении вытекающих из этой веры проблем.
Правильный путь - верить Господу. Когда ребёнок хочет что-то сделать самостоятельно, надо
1) вспомнить, что ребёнок прежде всего принадлежит Богу, а потом уже нам 2) следовательно, имеет полное право на самостоятельность, право на эксперимент, право на ошибку, 3) должен будет когда-то отделиться от нас и начать самостоятельное путешествие, 4) следовательно, наша задача - предоставить ему пространство для самостоятельного действия, 5) обеспечив при этом безопасность эксперимента (это наша задача!) 6) и предав ребёнка Богу 7) с молитвой "Господи, Иисусе Христе, Ты Сам помоги ему/ей"
Собственно, последний по счёту пункт является первым по смыслу. Мало того, это должно быть сказано вслух, чтобы ребёнок осознал следующее: его "самостоятельность" никогда не означает, будто ему никто не помогает! но всегда означает, что ему помогает Сам Всевышний.
Это очень важный ход мысли: отделиться от родителей вовсе не значит отделиться от Бога. Напротив! Отделиться от родителей невозможно, если не положиться при этом на Бога. Не понимающие этого психологи (а следом и их клиенты) обречены вечно бегать в беличьем колесе под названием "пора окончательно повзрослеть".
В реальности же человек взрослеет в тот момент, когда привыкает полагаться только на Бога и более ни на кого. Это очень важный, самый важный элемент воспитания! можно без преувеличения сказать, что это цель воспитания. Конечная цель воспитания - отделение от родителей, по заповеди: оставит человек отца и мать и прилепится супругу/супруге, и будут два единой плотью. А без глубокого доверия к Богу это недостижимо. Почему?
В фильме Кубрика «С широко закрытыми глазами» в первых кадрах мы видим, как супруги близки, но сексуальность как будто ушла уже из этой пары (она сидит на унитазе при муже, они собираются на вечеринку). Такое слияние с партнером (мы родные люди, мы единое целое, мы всегда вместе) часто приводит к тому, что желание и страсть просто умирают. И вот тогда рождаются измены, как бессознательное желание вырваться из этого симбиоза. Когда я писала диссертацию на тему полиамории, я видела, что именно желание выйти из слияния с партнером - одна из причин поиска свободных отношений на стороне. Сначала мы видим в муже/жене продолжение себя (а не самостоятельную личность со своими интересами), а потом нам хочется иметь еще отдельного любовника на стороне.
[Нажмите, чтобы понять, что с этими психологами не так]Конечно же, желание и страсть умирают не из-за слияния, а из-за бессознательных тормозов, которые мешают супругам слиться. Этой проблеме посвящён ЖЖ ortopas, и решается она в каждом случае индивидуально. Но общий принцип состоит в том, что при слиянии супруги переносят друг на друга либидо, которое раньше было связано с родителями - но вместе с этим либидо они переносят и табу на инцест. Вот это-то табу им и нужно преодолеть. А поиск отношений на стороне - бегство от проблемы.
> Конечно, в слиянии страсть умирает потому что с мамой/папой не спят. Только вот табу на инцест преодолеть - это вряд ли удастся, а строить отношения не в слиянии, а как две взрослые личности - это как раз вполне возможно, в терапии особенно ))
Табу на инцест преодолевать и не нужно, вадь супруги не совершают инцеста. А вот преодолеть тормоза, обусловленные инфантильным запретом на инцест - и можно, и нужно. Это и означает повзрослеть.
В Библии эта задача ставится так: "Оставит человек отца и мать, и прилепится жене своей, и будут два единой плотью"
"Оставить отца и мать" это как раз и означает переработать инфантильные заморочки, с ними связанные.
Ребёнок становится взрослым в тот день, когда он перестаёт об этом мечтать. Стремление повзрослеть - одно из проявлений инфантильности. Иллюзии и ожидания, что кто-то тебя дополнит, мучат как раз тех, кто уже имея супруга или супругу, всё ещё продолжают искать счастье где-то на стороне.
Думаю, нет другого способа полностью освободиться от матери (от родителей) кроме веры в Бога. Я даже думаю, неправильно думать, будто Бог занимает место родителей. Наоборот, родители временно занимают место Бога.
> Не совсем уловила. Это какой дьявол становится причиной психологических проблем?)
С точки зрения психологии дьявол это часть нашего бессознательного, ответственная за "стремление к смерти" и прочее такое. На мой взгляд глубинная психология описывает те же самые феномены, которые описывают шаманы и прочю, рассказывая нам о духах и богах. Считать ли видения шаманов проекцией наших внутренних проблем вовне - или считать внутренние проблемы следствием действия злых духов? Это дело вкуса. Мне ближе шаманы, но я владею и тем, и другим языком.
> Бог - это и есть Отец, то есть закон, который нельзя преступить (или тот, кто разделяет слияние матери и младенца). Отсюда и берется запрет на инцест.
Думаю, правильнее думать, что боги в психике обретаются очень разные. И "отец", который разлучает мать с младенцем - это совсем не тот Бог, который подарил младенцу мать и отца. С точки зрения религии, это скорее дьявол, который занимает в душе человека место Бога и становится причиной всех его психологических проблем.
Подросток это человек, который хочет стать взрослым. Взрослый это человек, который не хочет стать взрослым (потому что уже). Психологи почти все подростки. Стать взрослым - та линия горизонта, к которой они устремлены.
Давайте прежде всего обозначим дискурс: младенец, подросток, взрослый - три разных этапа развития человеческой психики.
Масса психологов размышляет на тему взросления. Причина тому понятна: любая серьёзная психологическая проблема делает человека инфантильным, возвращает его в прошлое. Страшно и неприятно звучи, но любой маньяк это инфант: как бы ребёнок в теле взрослого человека и с возможностями взрослого человека, но при этом с инфантильным мышлением.
Помочь пациенту окончательно повзрослеть - мечта психолога. И мне как русскому писателю хочется помочь психологам реализовать эту мечту: дело-то хорошее. Но прежде всего надо навести порядок в дискурсе. Понять, что речь на самом деле идёт не о ДВУХ, а о ТРЁХ разных состояниях человеческой души (и тела): не ребёнок/взрослый, а ребёнок/подросток/взрослый.
Обобщая, замечу, что это стандартная проблема большинства дискурсов: люди склонны упрощать до ДВУХ там, где необходимо иметь в виду ТРИ. В нас очень сильна склонность к дуалистическому мышлению (мы-ы и они-и), но надо иметь в виду, что это упрощение часто запутывает и уводит в сторону от сути вопроса.
Итак, не ДВА, а ТРИ: ребёнок, подросток, взрослый. И как это всегда бывает в смысловом треугольнике, у каждой ПАРЫ понятий есть что-то общее, противопоставляющее их ТРЕТЬЕМУ. И чтобы понять логику такой системы, надо поглядеть на дело с трёх разных сторон.
Подросток это человек, который хочет стать взрослым. Взрослый это человек, который НЕ хочет стать взрослым (потому что уже). Взрослым человек становится в тот момент, когда он больше не хочет стать взрослым. К слову, психологи в этом смысле почти все - подростки: цель стать взрослым - линия горизонта, к которой они устремлены.
А младенец вовсе не хочет "стать взрослым". Он хочет и собирается "вырасти", стать большим. У подростка совсем иная цель: подросток стремится к независимости, он мечтает стать взрослым именно в этом смысле, а вовсе не в смысле увеличения размера своего тела. "Стать большим" для него лишь средство. А какова его цель? Подросток не осознаёт, что на самом-то деле он/она хочет жениться/выйти замуж, исполнив замысел Бога: "оставит человек отца и мать и прилепится к жене свой (мужу своему)".
Вот это вот стремление отделиться - это и есть то, что отличает подростка И от взрослого, И от ребёнка. Ребёнок хочет вырасти, но вовсе не планирует отделяться от родителей, по крайней мере пока ему с ними хорошо. Проблема подростка в том, что ему с родителями уже нехорошо: у него играют гормоны, подсказывая, что надо отделиться и найти себе пару. И потому подросток "бунтует".
Понятно, что общего между подростком и ребёнком: оба они зависят от родителей, просто для ребёнка эта зависимость комфортна, а для подростка уже некомфортна. Взрослый отличается от них обоих тем, что он независим... и кажется независимым? Теория Власти подводит нас к мысли, что люди не бывают независимы друг от друга. Даже король, суверен - и тот зависим (от других суверенов, с которыми у него союз). И в этом смысле мечта подростка неосуществима в принципе.
Вот почему подростку трудно понять или принять теорию Власти: она противоречит его интуиции. Он ищет независимости, а его обламывают, говоря: независимость невозможна. Собственно, психологи с этой проблемой и работают, всю жизнь помогая человеку стать независимым - и сознавая при этом недостижимость этой цели. А она недостижима ну хотя бы уже потому, что для её достижения требуется ведь психолог?
Взрослый и подросток едины в том, что они ценят независимость от других людей и сознают преимущества независимости. Ребёнок тут с ними не согласен: ему хорошо в его зависимом положении, и чем младше ребёнок, тем ужаснее для него сама идея независимости. Грудной младенец начинает кричать от страха, когда у него появляется хотя бы подозрение, что он "независим". И конечно, он тут прав: для ребёнка независимость от людей это смерть, так всё устроил Сам Бог.
Что же такое настоящая взрослость? И бывают ли на свете взрослые? Смысл этого моего поста в том, что я даю положительный ответ на этот вопрос. Да, взрослым стать можно, это вполне достижимая цель - хотя для этого и нужно поработать над собой. Иными словами, я таки предлагаю решение той задачи, которую ставят перед собой и перед своими пациентами психологи.
Настоящий взрослый - это человек, который зависит только от Иисуса Христа.
Если невозможно быть независимым ни от кого, то надо максимально сократить число людей, от которых ты зависишь, и в идеале свести свою зависимость к одному-единственному человеку. Вот этим человеком и является Иисус Христос, единственный на свете самодостаточный Суверен - Человек, Который не нуждается ни в ком вообще, потому что Он всемогущий Бог.
> Так вы писатель или физик или философ? Никак не могу понять.
Все вместе.
> Специалист широкого профиля, говоря проще - Учитель)
Не-не-не. Не говорите глупостей. Есть лишь один Учитель - Христос. Если в моих словах есть что-то верное, то это Его действием. А всё, что в моих словах моё, лишь запутывает и уводит в сторону от Истины.
Да какая разница, кто я? Я служу Господу, во власти Которого всё - и тексты, и наука, и философия.
> Как это какая!? А на какую полочку положить?
На полочку "Православие"
> Не положено быть физиком, лириком и писателем одновременно! Непорядок! Проще надо быть, уже, ограниченнее, сидеть в церкви и молиться!
Неееет. Молиться надо на всяком месте и во всякое время. Молитва это нормальная работа ума. Оставление молитвы - извращение ума.
Церковь НЕ для молитвы, а для Литургии. Впрочем, молитва это существенная часть Литургии.
> Ну вот ты внешних (да и не только...) и пугаешь. Вышел из физического храма и продолжаешь молиться. Что ж теперь, думать о том, что, оказывается, всегда и везде надо молиться!? И физикам, и лирикам, и в науке, и в постели, и в туалете)? (Помнишь испуг skogar'a?)