Борис Мышлявцев написал ещё одну краткую заметку в продолжение темы Турецкий план. Обсуждение этой заметки приняло неожиданное направление, и оно мне показалось любопытным.
Цитирую.
ТУРЕЦКИЙ ПЛАН: КАЩЕЕВА ИГЛА.
Заметил: многие в России полагают, что Эрдоган в своих пантюркистских планах намерен опираться на так называемое "тенгрианство", то есть старую религию тюрок и монголов.
Поэтому турецкие структуры в РФ воспитывают у тюркских и монгольских народов Сибири лояльность к исламу. Тенгрианство же - это кащеева игла Эрдогана. Именно тенгрианство может все его планы порушить.
Тенгрианство давно и успешно абсорбировано тибетским буддизмом. Это фирменная фишка школы Гелуг: все ваши боги и духи существуют, они действенны - но с поправками на учение Будды. Не просто так ведь Далай-Лама, приехав в Туву, провел обряд освящения горы Хайыракан, "места силы" шаманов Центральной Тувы.
Слабость эрдогановского пантюркизма в том, что именно сохранившие старые тюркские верования тувинцы и алтайцы оказываются с точки зрения ислама язычниками и подлежащими уничтожению многобожниками.
Не буду заострять внимание на очевидной вещи: Япония давно и успешно работает с тенгри-буддистским синтезом. Потому что синто - это оно самое и есть.
Поэтому турки, решив вдруг поддержать тенгрианство, автоматически увели бы своих адептов в сторону буддизма.
Главные боги тенгрианства - Кудай, верхний мир (в Туве также Курбусту, иранский Ахура Мазда, Ормузд) и Эрлик, нижний мир. Женская богиня - Умай. Но главным является не поклонение богам, а взаимодействие с духами-хозяевами. В качестве храмов - природные объекты: горы, реки. Медиатором является шаман, но взаимодействовать с духами может и любой другой.
Рано утром выхожу прогуляться по Улан-Батору. Стоят на улице 2 девушки и из специальных деревянных ложек молоко разбрызгивают. Поясняют мне: чтобы сегодня духи помогли нам в одном деле.
В "мусульманской" Киргизии на рынке Дордой - пучки можжевельника для сжигания (отгоняет злых духов). Тоже и на рынке в Туве.
Так что да: тенгрианство может обьединять тюрок и монгол. Но это обьединение сразу становится антитурецким, потому что гюленизм многобожия не преемлет.
Как мне сказали в Кызыле: если протурецкая партия захватит власть они обязательно в знак своего торжества откроют первую в Туве мечеть.
На этом эрдогановский пантюркизм в Туве может и закончиться. Мечетей здесь не было с 16 века примерно (до этого была для иранских торговцев).
Вобщем резюмирую: единственное, что духовно обьединяет тюрок - это тенгрианство. Но его воскрешение в исламских республиках сразу лишит Турцию всех прав на османское наследство и общетюркское лидерство. А часть тюркского мира автоматически качнется в сторону буддизма и Японии.
Linx:
Интересно, получается буддизм может абсорбировать язычников…
Борис Мышлявцев:
Легко, он этим уже 2500 лет занимается). Тибетский буддизм - это усмиренный Бон. Тоже и в Монголии и в Японии.
Светлана Зотова:
Все языческие божества, духи если принимают учение Будды, то становятся его защитниками. И вуаля - им тоже поклонятся, с буддийской корректировкой.
Борис Мышлявцев:
Именно так. Даже злых демонов делают Защитниками Веры.
palaman comments:
Христианство тоже может быть веротерпимым (хотя и не делает демонов "защитниками веры"). Просто эту опцию использовали лишь в Античности. Начиная со времен иконоборчества, язычников принято подавлять.
Светлана Зотова:
А как это было в Античности?
palaman comments:
В любом виде язычества есть представление о Высшем Божестве, общение с Которым считается невозможным или бесполезным в силу огромной смысловой дистанции. С другой стороны, христиане опознают в языческих богах знакомых им демонов, однако в контексте Античности относятся к ним без радикализма, хорошо сознавая их роль в Античной культуре. Вырваться из оков язычества в рамках этой культуры это индивидуальный шаг (подвиг), а не социально-политическая движуха. Движухой же религию делают иконоборцы и фанатики, сводя личный подвиг в основном к сексуальному воздержанию. (См. Главное, что надо знать об иконоборчестве)
Светлана Зотова:
Не думала в таком ракурсе. А ведь и правда в любом язычестве, пусть и очень смутное, но есть представление о Высшем Божестве. То есть в античности христиане относились к демонам без радикализма, просто предлагали своë и человек уже сам выбирал какой бог ему ближе?
> Движухой религию делают иконоборцы и фанатики, сводя личный подвиг к сексуальному воздержанию.
У них просто пунктик на этой теме) .
palaman comments:
У всех пунктик на этой теме. (См. Покаяние и сексуальность) Но Православие даёт ключ к решению неразрешимых недоумений человечества по поводу секса и семьи.
И да, значительная часть населения (граждан!) Империи к моменту начала иконоборчества оставалась языческой.
Решительный бой язычеству и решительный бой иконам это две стороны одной медали. Ведь икона это прямая связь с Богом. А государство решило отныне само регулировать вопросы вероисповедания. Иконы в этом контексте то же самое язычество, так как они ставят под сомнение абсолютизм (=тоталитаризм) государства. Высшей стадией античного иконоборчества и явился советский сталинизм. (см. заметку Про икону-за-Сталина)
Светлана Зотова:
Мне не очень понятно, как христиане в своей империи стали главными и определяющими, хотя их было меньшинство? Сейчас нас тоже меньшинство, но мы не главные.
palaman comments:
Теория Власти. Христианство приняла аристократия Империи. Затем горожане. Деревня же оставалась языческой ещё долгое время, и жрецы делали свою работу, уже не имея политической власти.
Светлана Зотова:
И всë? То есть наша проблема только в этом, что нет христианской аристократии? Получается, что если святые, которые суть вассалы Бога, не являются нобилитетом, то православной империи (исходя из теории власти) всë равно не быть?
palaman comments:
Да. Хотя с другой стороны, Христос правит миром при любых обстоятельствах, и без православных империй. (См. Мистерия Власти: выход есть)
Одним словом, учение об обожении человека является основой православной веротерпимости.
Перед масштабом этой Цели различие между язычником и христианином-грешником не так уж велико. Это различие в том, что христианин деятельно стремится к Обожению, идя путём покаяния, а язычник не стремится. В остальном нам нечем пока гордиться. А к тому, кто достиг Цели, помысел гордости даже не приближается, боясь Божественного огня. (См. Умное делание для мирян)
Отказываясь от своей Цели, христианство становится ересью и одновременно делается нетерпимым к иным религиям, так как ничем уже не отличаясь от язычников по сути, еретик стремится отделиться от них по крайней мере социально и психологически.