Об Античных мистериях

Jun 17, 2022 11:39

> Первый раз в жизни был на исповеди в храме. И у меня сейчас очень странное чувство, мне сложно его описать. У меня нет чувства "камень с души упал", скорее я посмотрел на себя и такая мысль, это кем же надо быть, чтобы простить такое. Только Богом, не меньше.

"Камень с души упал" это необязательная опция.
Суть покаяния не столько в изменении нас самих, нашего мироощущения, сколько в изменении нашего ума, то есть, нашего способа восприятия реальности.
Вы иначе поняли Бога - это и есть реальный плод исповеди.
На самом деле это и означает, что Вы изменились, глубоко и по-настоящему.
Такие изменения человек в самом себе ощутить не может, он переживает их как изменение реальности вокруг него.

> Да, я подтверждаю. Удивительно. Многое вокруг действительно выглядит и звучит иначе.

Да, так и должно быть.
А "камень с души" это специфическая вещь, просто её любят писатели, которые пытаются описывать действие исповеди (в основном на католическом материале).
Но если по-серьёзному, для описания православных таинств больше подходит дискурс Кастанеды. За что я его и ценю. При всей своей неправде Кастанеда (как и Галковский) открыл некий новый язык. Ну, то есть, дискурс. Дискурс это и есть "язык", способ описания и мышления. За это честь и хвала.

> Я подумал сегодня ещё, что театр или спектакль это пародия на службу. Но я мало что понимаю пока.

Не совсем пародия.  Тут глубже.
У православной службы и у театра - общий предок. Это языческие мистерии Античности.
Европейский театр и православное Богослужение - плод длительной эволюции, целый ряд веков той же Античности. Театр постепенно очистился от собственно мистерии (но не до конца, до конца невозможно), а православная служба наоборот, восприняла в себя древнееврейскую мистерию, другими потомками которой являются нынешняя еврейская служба в синагоге и каббала.
Античная мистерия была штукой очень подвижной, позволявшей вбирать в себя очень разного типа мистику.

> А не-античная мистерия это тоже оттуда же? Я немножко в курсе про местных, мне было интересно сказки и обычаи индейцев. Танец перед охотой на бизон, например.

Мистерии - общее место в любой культуре, даже атеистической. Ну, скажем политическая демонстрация это мистерия.

> И приём в октябрята это инициация?

Да, конечно.

На этом общечеловеческом фоне Античная мистерия интересна своей универсальностью. Они там осознали, что все мистерии всех народов суть одно и то же и выделили общий ключевой элемент всякой мистерии. Короче, они поступили так, как греки поступали со всем, что им попадалось в руки.

> Решили зайти со стороны Платона, выделить "эйдос"?

Ну да. Или даже глубже - сам Платон это лишь плод их "технологии".
Высшее образование Античности включало в себя знакомство (а знакомство это уже участие) с множеством различных мистерий разных культов той эпохи. Это давало трудно вообразимую для современного человека широту взгляда на вещи. Умение видеть реальность разными способами - то есть, опыт путешествия по разным мирам.
А ведь православная Литургия была написана людьми, имевшими первоклассное языческое образование - Василий Великий, Иоанн Златоуст. Мало кто понимает и ценит это в наше время, так как все мы варвары. Каждый варвар погружён в одну-единственную, полученную от предков реальность, и убеждён в её единственности, а всё прочее - "заблуждение", "сумасшествие".

> Но варвар возражает: допустим, перцепция выборочна и субъективна, но поступок и выбор однозначен? Или тоже нет? В одной реальности ошибка была допущена (совершен грех), а в другой - нет?

Один и тот же поступок в одной реальности является грехом, а в другой нет. Прощение греха означает, что Бог взял на Себя ответственность за последствия этого поступка - как будто Вы сделали это по Его воле.

> И ещё я почувствовал, что там абсолютная Власть, по сравнению с которой все наши д' это ничего. Раньше я это теоретически знал, но это как мысленный эксперимент  с красным цветом для иллюстрации квалиа.

Да, так. В этом и смысл. В этом и надежда России. Реальная, абсолютно конкретная надежда.

[Постскриптум]Постскриптум:

В копилку вашего опыта. Моя первая жена говорила то же самое, но как свидетель-очевидец ТОГО мира. У нее после мощной химиотерапии был инсульт, клиническая смерть и кома двое суток. Попала на мытарства. Сказала потом, что законы в ТОМ мире имеют жесткую и неотвратимую силу и действуют МГНОВЕННО в зависимости от нашего выбора. По сравнению с тем миром наш, материальный, мир полон отсрочек, компромиссов, мягких последствий. Тут мы как в броне, в замке, а там беззащитны сами по-себе. Там ОЧЕНЬ СТРАШНО оставаться и просто находиться без помощи Ангела или Бога. Что Ангел, что аггел приводят душу в страх и трепет при встрече.
В нашем мире она была человеком смелым, крепкой воли и сильного характера (хирург, как никак, успешный притом).
Верующей стала только после мытарств. Точнее , уже не просто верующей, а знающей, что есть что и кто есть кто, тут и в будущем.


См. также заметки по теме:
Проделки муз
Об актёрах, святых и английских шпионах... и немного о Крапивине
Как на самом деле: зеркальный шар (беседа со Щегловым в конце)

историософия, религия

Previous post Next post
Up