Михаил Васильев -- текст на деликатную тему (мастурбация)
Jun 01, 2022 10:25
Изливайте пред Ним сердца Ваши (Псалтирь, 69:1)
Сами себя и друг друга, и всю жизнь нашу Христу Богу предадим (Православное Богослужение)
"Покаяние" в переводе на русский означает изменение ума. На самом деле покаяние шире и глубже; это изменение не только ума, но и сердца, и всей жизни. Но ум человеческий всеохватен. И невозможно изменить ум, не изменив вместе с ним и всей жизни. Цель православного покаяния -- целиком и полностью обратить ум к Богу. Когда ум совершенно здоров, он пребывает в непрестанной молитве к Богу.
А как же житейские заботы и необходимые дела?
Когда мы целиком предаём себя Господу, Он Сам берёт на себя заботу о наших делах и заботах, что весьма эффективно. Сам Бог устраивает наши дела! А если где требуется наше участие, Сам же и велит нам сделать то, что нам нужно, принимая такое дело, как Богослужение, как служение Ему Самому, Господу. Отрываясь же умом от Господа, занимая его своими делами и заботами, мы действуем малоэффективно, так как не знаем будущего, а кроме того быстро склоняемся ко греху, так как оторвавшийся от Господа ум лишается защиты от приходящих нам на ум лукавых помыслов.
Казалось бы, любой разумный человек, осознав сказанное выше, должен немедленно сделать это: целиком предать Богу и самого себя и своих ближних, и всю свою жизнь! Но нет, почему-то не получается.[Что мешает нам действовать разумно, то есть, исходя не из прошлого опыта, но из грядущего.]А не получается это потому, что мы привыкли доверяться не Богу, а ложным богам нашего Бессознательного, с которыми непрестанно общаемся через помыслы.
[Нажмите, чтобы немного больше узнать о помыслах и о борьбе с помыслами.]> Что означает "принять помысел"? Например, бывает, мелькнет какая-то матерная/пошлая мысль, но я на ней не концентрируюсь, а произношу молитву (кстати, такие мысли служат хорошим напоминанием, чтобы продолжать молиться). Или, в такой же ситуации, начинаю обдумывать эту мысль, а то и позволяю себе произнести матерное слово вслух. Я правильно понимаю, что появление мысли в голове в первой ситуации греховным поступком не является (т.к. не зависит от моей воли), а вот во втором случае имел место греховный поступок, о котором нужно исповедоваться?
Да, в первом случае греха нет. Мы не несём ответственности за мысли, спонтанно приходящие нам на ум, так как они приходят нам извне. Хотя в рамках современной философии это "вне" и считается частью нашей психики, но с точки зрения христианства душа человека это лишь малая часть "психики".
Принять помысел значит отнестись к нему как к своей собственной мысли. Люди, не догадывающиеся о существовании духовного мира, автоматически принимают помыслы либо отвергают их. То и другое - работа с помыслами У нас же есть возможность не отвергать и не принимать помыслы, но относиться к ним как к внешнему объекту - как к пейзажу, проносящемуся за окном поезда. Уделять или не уделять им внимание - вопрос нашего выбора.
Однако помыслы бывают навязчивыми. Если бесы не просто предлагаю, но настойчиво внедряют в наш ум помыслы определённого содержания, то причина этого в том, что когда-то мы уже приняли помысел такого или сопряжённого содержания. Добровольно приняв и усвоив чужой помысел как свою мысль, мы создаём "портал", через который в наш ум уже и против нашей воли могут внедряться помыслы того же автора.
> И второй вопрос такой. Иногда у меня возникает порыв что-то сказать Господу своими словами. Я начинаю говорить, связный текст довольно быстро заканчивается, и я начинаю думать об этой теме, но бессвязно. В итоге мысли начинают ходить по кругу, и я начинаю произносить Иисусову молитву. Вот такие, так скажем, невербализованные мысли - это тоже молитва?
Облекая мысли в слова, мы осознаём их. Трансформируя мысли в молитву, мы возвращаем наш ум в то состояние, ради которого он и создан изначально. Ведь изначально наш ум создан именно как орган молитвы.
Когда мы предаём себя Господу, Он Сам берёт на себя заботу о наших делах и заботах, что эффективно. Отрываясь же умом от Господа, мы занимаем его своими делами и заботами, что малоэффективно, а по сути уже и греховно, так как с этого момента мы лишаемся защиты от приходящих нам на ум лукавых помыслов.
Если мы словами обращаемся ко Господу (произнося Иисусову молитву, например), в то время как ум наш погружается в поток мыслей, забывая Господа -- при этом мы молимся словом, но не молимся умом. Это и называется невнимательной словесной молитвой.
Если же сами наши мысли обращены ко Господу, это называется умной молитвой. Облекаются ли такие мысли в слова или остаются полуосознанными -- это зависит от способа действия благодати.
Любая молитва это действие благодати. Это действие может выражаться на уровне тела, когда мы произносим слова молитвы или делаем какие-то другие угодные Богу дела. Оно может выражаться на уровне ума, пробуждая в нас мысленную, умную молитву: внутреннюю речь, обращённую к Богу. Оно может выражаться и глубже, на уровне эмоций, когда мы в сердце переживаем своё пребывание перед Богом.
Однако чувства имеют свойство становиться мыслями, а мысли обращаются в дела. Если этого не происходит, значит чувство осталось невыраженным, мысль неосознанной, намерение нереализованным. Сюжет не завершён. Действуя в нас, Благодать постепенно усваивается нам, завершая то, что Бог задумал о нас изначально. Рано или поздно чувства осознаются и становятся словами и поступками.
> Всё-таки нужно ли облекать молитвенные мысли в слова?
Это действие Самого Бога, хотя оно и совершается через действие нашего ума, и не совершается независимо от нашей воли. Однако лишь своими собственным силами мы совершить его не можем. Рождение молитвенной мысли, её осознание и облечение в слова это таинство, которое совершается через нас, но не нами.
Много лет мы провели, вращаясь в лукавых помыслах -- и теперь, пытаясь обратить ум к Богу, с печалью обнаруживаем, что почти утратили эту естественную его способность. Нам приходится прилагать большие усилия, чтобы сконцентрировать внимание ума в молитве. Но даже когда это удаётся, наше молитвенное внимание тут же разрушается, когда из глубины Бессознательного начинают всплывают аффективные, заряженные огромной энергией помыслы, продукт поселившихся там греховных страстей, среди которых почётную роль играют страсти блудные, извратившие нашу естественную сексуальность.
В какой-то момент обнаруживается, что не разобравшись в этой деликатной сфере, невозможно двигаться дальше. Поэтому я такое большое значение признаю ЖЖурналу ortopas, целиком посвящённому этой теме. В основном он говорит там о сексуальности в православном браке, о супружеских отношениях. Но супружество приносит плод: рождаются дети, дети подрастают и у них тоже возникают сексуальные проблемы. И меня очень радует, что ortopas решился расширить тематику своего ЖЖурнала, посвятив один текст мастурбации -- проблеме, которая в наше безумное время задевает порой не только подростков. Цитирую:
Этот Журнал создан для обсуждения одной-единственной темы: православного брака. Речь пойдет в первую очередь о супружеских отношениях в православном браке, но коснется также темы воспитания и отношений между родителями и детьми. Он изначально не был предназначен для чтения людьми, находящимися вне церковного брака. Предлагаемые здесь практики существенным образом основаны на участии в церковных таинствах и искреннем исповедании православной веры и пользуются благодатным покровом Церкви. Автор не несет ответственности за последствия, к которым может привести попытка следовать его рекомендациям со стороны тех лиц, которые находятся вне Церкви, а равно и вне законного церковного брака.
Но и православным супругам, которые хотят познакомиться с этим материалом, следует соблюдать несколько простых правил. Во-первых, читать эти статьи нужно "сверху вниз" или "справа налево", то есть, "задом наперед", если исходить из дат, которыми помечены эти материалы. Следует воспринимать этот журнал как цельное произведение, а отдельные статьи как его главы. Все даты публикации фиктивны, они используются лишь для регулировки порядка расположения текстов. Вначале следует читать статьи, датированные более поздним сроком. Затем - более ранним. Таким образом, все статьи расположены как раз в том порядке, в каком они и должны быть восприняты читателем. Некоторые статьи не следует читать во время поста и супружеского воздержания; они отмечены специальными спойлерами. Детям, равно как и всем лицам, находящимся вне законного брака, рекомендуется эти тексты вообще не читать.
В идеале, читать каждую следующую статью следует лишь после полного осмысления и усвоения предыдущей. Я посчитал полезным включить сюда текст, предназначенный для подростков и всех тех, кого беспокоит проблема порно и мастурбации. Он идёт ниже. А затем идут тексты, предназначенные только для православных супругов.
Итак, ortopas написал текст для более широкой аудитории! Прошу обратить внимание: Мастурбация