Гештальт мировой революции(2): вторая деконструкция

Nov 17, 2021 13:10

Цикл Гештальт мировой революции (оглавление)

Не сотвори себе кумира
(Декалог)
"Не верь мне. У нас, у флорентийцев - двойное дно".
( Ориана Фалаччи)
В первой заметке этого цикла (см. Гештальт мировой революции(1): первая деконструкция) я сконцентрировал внимание на Ренессансе (XIV-XV века), для разминки пересмотрев общепризнанную концепцию итальянского Возрождения. Моя конечная цель -- деконструкция всей европейской истории как истории захвата духовной власти в Европе аристократией, которая заняла место Иисуса Христа.

Дети богов заняли место Сына Божия.

Но поскольку мифология "Итальянского Возрождения" это стена, отделяющая нас от прошлого, мне придётся ещё раз задержаться на этой теме, чтобы сразу предупредить возможность неправильного её истолкования.

В делах духовных действует Закон Бутерброда: если что-то может быть понято неправильно, дьявол непременно устроит (если Бог попустит), чтобы это было понятно неправильно.

Итак.

В сухом остатке, я сказал следующее: итальянский Ренессанс это дело рук греков. Но не всех греков, ведь первыми с тонущего корабля бегут крысы. Крысы и бежали в XIV веке с погибающего корабля Византии, которой предстояло 600 лет турецкого рабства. В то время Византия уже не была по своему значению Империей, хотя до последнего дня несла этот титул. Её политическая мощь была уничтожена веком раньше французами, крестоносцами IV Крестового Похода. По сути, полноценная Византия IV века это узкий слой образованных людей, до последнего своего часа хранивших великую культуру Античности. И увы, эти люди не были едины между собой.

Главное богословское и политические противостояние XIV века внутри агонизирующей Римской Империи -- это противостояние варламитов и паламитов. Чтобы понять суть этого противостояния, моему дорогому читателю желательно разбираться в Богословии, но я попытаюсь выразить её простыми словами:
  • паламиты утверждали, что Непознаваемый Бог может открыть Себя человеку так, чтобы человек увидел Его как Он есть (см. Видеть Бога как Он есть), что и достигается в практике Исихазма (см. также)
  • варламиты отстаивали абсолютную непознаваемость Божества, что на практике означало следующее: Бог проявляет Себя как Творец, вот и надо изучать Его творение; это единственный доступный нам способ приблизиться к Нему
Таким образом, именно в этот момент и были намечены две крайности, определившие очень-очень многое в этом мире. Например, судьбу России.

Любая крайность -- от лукавого.

Например, не следует смешивать русского исихаста Нила Сорского с его горе-последователями "нестяжателями" во главе с князем Вассианом Патрикеевым (князь Василий, вынужденный постричься в монахи под именем Вассиана, но не забывший навык и вкус к политической борьбе). Также не следует смешивать Иосифа Волоцкого с его мнимыми "последователями" монахами-осифлянами, жадными до крестьян и земли.

Между Нилом Сорским и Иосифом Волоцким не было противостояния. Моя знакомая схимонахиня объясняла мне, что есть два типа людей, постригающихся в монахи. Для одних полезна самостоятельность и уединение, для других -- послушание и строгая дисциплина. Людей первого типа Иосиф Волоцкий по-тихому отправлял в скит к Нилу Сорскому. А Нил Сорский так же по-тихому высылал из своих скитов людей второго типа в монастырь к Иосифу Волоцкому. Так они помогали друг другу решить неразрешимую никаким другим способом задачу.

А вот их "последователи" превратили два типа монашеской жизни в две политических партии, которые рубились между собой по-взрослому, вплоть до полной ликвидации скитской жизни в России и подмены скита -- маленьким филиалом большого монастыря, где монашеское послушание подменили повиновением (см. заметки Послушание vs повиновение, Церковное послушание - истинное и ложное, а также Инвалидам умственного труда). Это глубокое искажение монашеской жизни не уврачевано до сих пор, в может быть даже с поколениями лишь усугубляется.

То же самое и здесь. Святой Григорий Палама это не совсем то же самое, что его последователи -- политическая партия паламитов. Но также и варламиты -- не совсем то же самое, что сам Варлаам Калабрийский.

Но по сути дела, там всё было не так плохо, там всё было гораздо хуже. Уже сами Григорий Палама и Варалаам Калабрийский, в отличие от Нила Сорского и Иосифа Волоцкого, были настоящими врагами. Что же касается их последователей -- тут и говорить нечего!

Доводя мою мысль до уровня схемы, варламиты и создали современную Европу, окончательно забывающую Христа. В самом деле, а зачем Христос, если суть христианства сводится к познанию созданного Творцом мира? Сам Христос ведь является лишь небольшой частью этого мира. Вначале Ему по традиции ещё придаётся какое-то значение, потом только празднуют Его рождество, и наконец в итоге празднуют Рождество как таковое, уже почти не помня, Кто там родился-то. Кто-то там родился, и ладно. По сути дела варламиты освободили мир от Христа.

И опять-таки, если доводить мою мысль до схемы, крайние паламиты довели учение Григория Паламы до степени эскапизма, до бегства от реальности. Христианство стало мыслиться как религия настолько возвышенная, что настоящими христианами могут быть лишь монахи. А миряне с их мирскими заботами это неполноценные христиане, вообще по сути-то, по жизни-то наполовину язычники. А чтобы быть настоящим христианином, надо уйти от мирских забот, то есть... опять-таки освободить мир от Христа.

Противоположные крайности всегда сходятся в итоге. Неразумная, не угодная Богу аскеза кончается угождением плоти. Религиозный фанатизм завершается революцией (см.  Либидо революции и Внутреннее христианство).

Варламиты и крайние паламиты в конечном итоге делают одно общее дело: они освобождают мир от Христа. Варламиты делают это более наивно и непосредственно: им Христос просто не нужен, они и без Него могут преспокойно познавать себе мир, думая, что познают таким образом Самого Бога. Крайние же паламиты лишь готовят почву для будущих революций своим неумеренным и неугодным Богу аскетизмом, давая тем самым варламитам пищу для их осуждения и обвинения самого Григория Паламы в ереси.

Эта схема повторяется в истории Церкви на разные лады множество раз. Дьявол вклинивается ментальные щели, образующиеся на месте тонких нюансов Богопознания, трудно постижимых для человеческого ума. А вклинившись, он расшатывает и раскалывает сначала Церковь, а потом и общество на непримиримые партии, каждая из которых сохраняет какой-то образ Истины. Впрочем, мои слова не следует понимать в том смысле, будто бы я приравниваю варламитов к паламитам. Ни в коем случае. Первые осуждены Православной Церковью, а вторые нет, потому что Христос остается верен Своему пророческому слову "врата ада не одолеют Церкви", и при всяком расколе Церкви Он выбирает Себе ту половину, которая Ему более угодна. Пусть она и не идеальна, но Он предвидит будущие разделения, в ходе которых она очистится от всеянных дьяволом семян ереси. Правда, к тому моменту дьяволу удастся всеять новые плевелы -- и так до конца человеческой истории.

Бог остаётся с Православием. Но это не значит, будто внутри Церкви нет плевел. Увы, их всегда хватает.

И опять поправка. Победа осифлян над нестяжателями в России XVI века вовсе не означает, будто бы нестяжатели были дальше от Истины. Просто на тот момент Господу было угодно использовать Свой народ прежде всего в качестве политической силы, вырастив скромное Московского княжество в огромную Державу, оказавшуюся в итоге способной победить турок. Если уж выбирать, то эскаписты для этой цели явно подходили хуже, чем монахи-воины и собственники. Но всё-таки Истина -- не в крайностях, а в синтезе.

Менее всего я хотел бы, чтобы мои дорогие читатели вынесли из моего цикла только лишь поверхностное убеждение, что паламиты -- наши, а варламиты враги. Я сознаю, что такой уровень понимания это неизбежный градус в постижении историософии Православия.  Через это надо пройти, этим надо переболеть. Но на этом нельзя останавливаться, потому что паламиты проиграли, и все мы -- лишь жалкие остатки их разбитой армии.

Цель моя вовсе не в том, чтобы заставить русских снова и снова наступать на те же грабли. Нет, наша цель -- понять допущенную ошибку, и более эту ошибку не повторять.

Я сознаю, что требую от дорогого читателя слишком многого. Потому и посчитал правильным разделить мою цельную мысль на две части, два уровня деконструкции.

В прошлой заметке цикла я рассуждал как паламит, восстанавливая забытую или оплёванную правду истории.

Я описал современную европейскую цивилизацию как цивилизацию варламитов, но это лишь половина правды. Такое описание ущербно, ведь весь Юг Европы и вся Восточная Европа (кроме России) это католики, наследники варламитов, в то время как Север и крайний Запад (США) поражены протестантизмом, корни которого сплетены с паламизмом. Напомню: Варлаам Калабрийский перешёл в католицизм. В своём противостоянии с католиками паламиты оказались на стороне протестантов, что и определило судьбу нашей страны.

Особую роль в этой судьбе играет Франция, которая долгое время пыталась оставаться католической, но по логике политической борьбы (противостояния католическому Востоку Европы) должна была выступить на стороне протестантов, что привело к поражению католической Империи в 30-летней войне, а затем и гибели самой католической Франции в огне революции. Таким образом Франция наконец окончательно перешла в противоположный католичеству политический лагерь... и в итоге оказалась союзницей России, что и привело нас к "французской" революции 1917 года.

Если мы в понимании учения Григория Паламы ограничимся лишь псевдомонашеским эскапизмом, мы не сможем выйти из заколдованного круга наших поражений. Наша бывшая союзница Венеция, заключив против нас союз с французами, снова и снова будет разорять наш дом. Вырваться из этого порочного круга -- трудно. И я призываю моего дорогого читателя терпеливо вникнуть в те высокие  смыслы, которые желаю донести до него этим циклом. Увы и ах! действительно высокие. Я изо всех сил стараюсь говорить максимально просто и доступно, но вижу, что мне это не удаётся. Слишком много геологических слоёв отделяет нас от чистой и незамутненной православной культуры Античности, культуры Святых Отцов вечного Рима.

Продолжение: Гештальт мировой революции: суть и оглавление

А кто хочет сразу понять суть -- прошу любить и жаловать: заметка Вершина Античной философии.
В самом деле, если искать момента, когда всё пошло не так, то надо начать с вопроса: почему же всё-таки пала Римская империя? Не "когда" (в 1204) и "как" (захвачена французами под предводительством венецианцев), а именно почему. Потому что дошла до своей вершины и... не захотела идти выше. А жизнь устроена так, что всякий, кто не поднимается вверх, неизбежно сползает вниз.
См. также ЗАЧЕМ действовать по воле Бога?

историософия, религия, варлаамиты

Previous post Next post
Up