Монашество естественно для людей, либидо которых настолько велико, что не вмещается в рамки плоти. Вне Церкви такие люди безуспешно пытаются найти счастье в разврате. Но по сути этот особый дар любви может насытить только Божество.
UpDated:
Поскольку эта маленькая заметка вызвала большие споры, я посчитал нужным проверить себя, переслав её текст
(
Read more... )
Мне так не кажется. Либидо у Фрейда далеко за рамками сексуальности, даже понимаемой максимально широко. Религиозные стремления человека это тоже проявления либидо.
> любовь - это устремление ума к Богу, это нисколько не вожделение
Максим Исповедник в Амбигве к Иоанну не останавливается перед тем, чтобы назвать естественное устремление всего тварного к Творцу страстью:
Никоим образом ничто еще из сотворенного не остановило своей природной силы, движимой к соответствующему ей концу, не прекратило же и действия направленного к свойственному ему концу. Также и не пожало еще плода сообразной движению страсти (πάθους), то есть, неподвижности и бесстрастия. Ибо только Богу принадлежит быть концом и совершенным, и бесстрастным, как недвижимому и полному и бесстрастному; сотворенному же - двигаться к безначальному концу и неколичественным, совершенным концом прекращать действие, и переживать бескачественность, но не по существу быть или становиться бескачественным, ибо ( ... )
Reply
Но не помимо воли Христа, не так ли?
Значит, воля этого "подвижника" не согласна с волей Христа.
Не так ли?
Reply
Христос, когда постился в пустыне, взалкал на сороковой день, когда его человеческая воля пожелала взалкать. Вы же, когда решите поститься 40 дней, испытаете бессловесное желание алкания в конце первого же дня, причем безотносительно того, пожелаете ли Вы этого в данный конкретный момент или нет.
Воля Божия состоит в том, чтобы ум человека господствовал над его неразумными влечениями. Господство же это проявляется в том, что возникающие естественным образом неразумные стремления подчиняются уму, который, рассудив, прекращает или дозволяет им. Поэтому, если у человека возникло алкание, хотя он этого и не желал, но он, рассудив, поступил согласно правому рассуждению, дозволив или остановив стремление вожделения к пище, он в обоих случая поступил согласно воле Божией.
Reply
Очень трогательное желание помочь мне неразумному понять Ваше учение. Не Ваше личное, конечно, но огромного сообщества современных теоретиков православного гун фу.
Отвечу и я Вам тем же: попытаюсь выразить свою мысль максимально доходчиво, даже хлёстко, доведя её до пародийной ясности (шарж).
> Воля Божия состоит в том, чтобы ум человека господствовал над его неразумными влечениями.
Нет, отвечу я. В этом состоит воля дьявола: чтобы ум человека думал, будто он господствует над неразумными влечениями. Ведь гордыни достаточно для погибели, и человек может не иметь никаких иных страстей кроме этой единственной, которая сбросила бесстрастных ангелов с небес.
Reply
Reply
Верно. Ведь тот, кто не выстраивает собственную аскетику, а всего лишь следует созданному прежде него ложному пониманию, может быть подвержен уже не гордыне, а каким-то другим страстям. Но всё же и без гордыни тут не обходится. Ведь первым, кто выстроил неверное понимание, питающее души заблуждающихся, был дьявол, о котором я и написал "гордыни достаточно для погибели, и человек может не иметь никаких иных страстей кроме этой единственной, которая сбросила бесстрастных ангелов с небес". И потому всякий, кто следует неверному учению, волей-неволей оказывается во власти этой первой и основной страсти.
Дьявол же искусно эквилибрирует понятиями, используя слабость человеческого ума и предлагая ему одно под видом другого.
Вот Иоанн Дамаскин делает два, на первый взгляд, противоречащих друг другу утверждения:
1) разум по природе владычествует над неразумною частью
2) есть две ( ... )
Reply
Reply
Reply
Со всеми этими словами невозможно не согласиться. Но читая их, я дивлюсь коварству дьявола, который умудряется в эти совершенно верные слова вкладывать свои лукавые смыслы.
Действительно! Если ум пребывает в непрестанной умной молитве к Богу, то содействием Бога он господствует над неразумными влечениями. Если ум пребывает в умно-сердечной молитве к Богу, то его вожделение устремлено к Богу, а ярость ограждает его от прилогов дьявола. И тогда он сохраняет свою природную чистоту и просвещается от Бога знанием, в том числе и знанием о реальном положении вещей. Такой ум не гордится, потому что по опыту знает свою реальную слабость и подчиненность страстям: стоит ему лишь на время оставить молитву, как страсти возвращаются с новой силой ( ... )
Reply
Вы воображаете, будто я воображаю
Reply
Совершенно правильно. Вот образ правильной аскезы/ После того, как алкоголик наконец понял, что он алкоголик, он должен понять следующее:
Выйти из этого тяжкого положения одними своими силами невозможно. Страсти получили силу естества, при этом сатана много сильнее и хитрее неопытного ума и перехватывает всякое человеческое намерение к добру, отчего человек иной раз, совершая, как ему кажется, добро, пожинает плод в виде усилившихся страстей. Бывает, что человек отчаивается в своем спасении и оставляет свои труды, а иногда, что уже хуже всего, накладывает на себя руки. Но следует знать, что в таком отчаянном положении человек оказывается только тогда, когда он ведет борьбу не именем Божьим, а пытается бороться собственной силой. Тот же, кто на Бога возложил свое упование, тот именем Божьим побеждает, а бывая побежден, вновь встает и борется до окончательной ( ... )
Reply
Полностью согласен с этим.
Но Вы так ничего и не поняли, из того, что я пытался сказать, увы.
Reply
Судя по Вашему описанию, этот "подвижник" больше похож на богОслова, возмечтавшего о подвижничестве. И мне трудно не съязвить по этому поводу.
Мне кажется, вся проблема наших богОсловов в том и состоит, что они неправильно понимают научные основания той науки, которую взялись изучать (и это полбеды -- пусть бы себе изучали) и преподавать (а вот это уже беда, ибо в результате возникает "предание"). Подлинное основание Богословия это аскеза -- опытное Богопознание. И если человек совершенно не разбирается в этом основании, если имеет о нём фантастические представления, он НЕ МОЖЕТ иметь здравых представлений о предмете своих научных занятий. Читая святых Отцов, он не просто не понимает написанного (это полбеды), всё намного хуже: он НЕПРАВИЛЬНО, извращённо понимает написанное -- и это извращённое понимание передаёт своим ученикам, которые затем уже с дерзновением преподают это своим ученикам, и так возникает "традиция".
Reply
А теперь, ответьте, пожалуйста, по существу, что не так в этом описании.
Reply
> А теперь, ответьте, пожалуйста, по существу, что не так в этом описании.В этом описании не так самое главное, самая суть ( ... )
Reply
// для чего же Он попускает тебе алкать, в то время как Сам сорок дней не алкал? Очевидно, с благой целью, желая принести тебе пользу. Но если так, то и твоя воля должна не столько противиться этому естественному движению, сколько использовать его согласно с волей Господа.
Итак, подвижник ощутил алкание. Что он делает дальше? Следует ему, т.е. идет и ест или не следует и тем самым прекращает движение алкания или что-то еще? Каким образом подвижник не противится этому естественному движению, а использует его?
Reply
Leave a comment